Причины возникновения логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 00:06, реферат

Описание работы

Для меня, как для будущего специалиста менеджмента в спорте, логика имеет большое значение. В нашей специальности очень важно уметь общаться с людьми. Потому что, основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. И логика помогает нам, правильно мыслить, ведь она употребляется в связи с процессами мышления.

Содержание

Вступление.
1.Предмет и значение логики.
2.Основные этапы развития логики.
3.Логика и мышление.
4.Абстрактное мышление как объект логики.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Работа№1.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Кабакова  С.В.  ДМС-101  
 

Причины возникновения логики. 
 

Надо  сегодня сказать лишь то, что уместно  сегодня,  
    Прочее все отложить и сказать в подходящее время.1

Квинт Гораций.

                                             

План. 
 

Вступление.

1.Предмет и значение логики.

2.Основные  этапы развития логики.

3.Логика  и мышление.

4.Абстрактное  мышление как объект логики.

Заключение.

Список  используемой литературы. 

Вступление.

        Для меня, как для будущего специалиста менеджмента в спорте, логика имеет большое значение. В нашей специальности очень важно уметь общаться с людьми. Потому что, основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. И логика помогает нам, правильно мыслить, ведь она употребляется в связи с процессами мышления.

        Так, мы говорим о логичном и нелогичном мышлении, имея в виду присутствие или отсутствие таких его свойств, как последовательность, доказательность. Принципы, устанавливаемые логикой, необходимы, как и все научные законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены следовать им.

Предмет и значение логики.

    Вначале логика возникла и развивалась в недрах философии как единой науки, объединявшей всю совокупность представлений людей об окружающем мире и самом человеке, его мышлении. При этом первоначально законы и формы правильного мышления изучались в границах ораторского искусства, как одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности определенного поведения. Так было в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме, а также средневековой России. Однако в искусстве красноречия логический аспект представляет пока еще как подчиненный, ибо логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории.

    Основные  этапы развития логики.

    Логика  как самостоятельная наука начинала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. На начальных этапах ее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теории умозаключения, которое отождествлялось с доказательством. В Древнем же Китае большинство логических теорий было разбросано по различным трактатам, которые посвящались вопросам философии, этики, политики и естествознания. В них акцентируется внимание на таких логических проблемах, как теория имен, теория высказывания, теория рассуждения, законы мышления.

    Наиболее  обстоятельно теоретические проблемы логики были разработаны и систематизированы в Древней Греции. Одним из ее видных представителей был известный философ-материалист Демокрит2 (460 - 370 до н.э.). Он - создатель системы логики, которая была отражена в специальном трактате "О логике, или Каноны", состоявшем из трех книг. Название "Каноны" означает "правила", "критерии". Свою логику Демокрит строит на эмпирической основе, поэтому он выступает как один из основателей индуктивной логики.

    Проблемами  логики занимались также и древнегреческие  философы - Сократ3 (около 469 -399 до н.э.), Платон4 (428 - 347 до н.э.). Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основе этого понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды.

    Одним из значительных философов и ученых Древней Греции был Аристотель5 (384 - 322 до н.э.). Он дал систематическое изложение логики. Его основными трудами в этой области явились "Первая аналитика" и "Вторая аналитика", в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть своих логических трактатов он объединил под общим наименованием "Органон" (орудие познания действительности). Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Это он изложил в своем труде "Метафизика".

    Важно иметь в виду, что Аристотель впервые  в истории античной философии  занялся специальным изучением  внутренней структуры человеческого  мышления и стремился вывести  логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут объективные истоки в отношениях предметного мира.

    В середине века (VI-XV вв.) логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск  в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Так, представители реализма того периода, продолжая взгляды Платона, утверждали, что общие понятия в логике существуют реально вне единичных понятий; при этом они составляют некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зрения придерживались, например, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский ..

    В XV - XVI вв., в эпоху Возрождения, происходит активизация эмпирических тенденций  в логике и методологии научного знания. В этот период происходит бурное развитие науки, она сближается с практикой. Все значительнее место среди других наук начинает занимать математика.

    В развитии логики большую роль сыграл английский философ-материалист Ф. Бэкон6 (1561-1626). Он разработал основы индуктивной логики в своем труде "Новый Органон", который, по мысли автора, должен был заменить старый аристотелевский "Органон". Если прежние философы подчеркивали в логике только средство проверки и обоснования истины, то Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного средства для осуществления научных открытий. Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обоснованности индуктивных выводов, в которых рассуждения человека идут от частного вывода к общему знанию. Он также разработал методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

    Успехи  опытного естествознания ХVI-ХVII вв. характеризовались  прежде всего развитием математики и механики земных и небесных тел. Ограниченность научного познания того времени привела к установлению метафизического взгляда на природу как на застывшую и неизменную систему. Метафизический способ мышления впоследствии сказался на понимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный характер, т.е. распространили их сферу действия не только на мышление, но и на окружающий человека природный мир. Весомый вклад в развитие логики внесли французские исследователи, прежде всего Р. Декарт7 (1596-1650). Он сформулировал четыре основных правила любого научного исследования:

1) истинно  лишь то, что познано, проверено  и доказано; 
2) расчленять сложное на простое; 
3) восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному; 
4) исследовать предмет во всех деталях.

    Последователи Р. Декарта Арно и Николь в 1662 г. написали книгу "Логика, или Искусство мыслить", где поставили задачу освобождения логики Аристотеля от внесенных в нее последующими представителями логической науки схоластических ошибок.

    Немалая заслуга в развитии логики принадлежит  представителям немецкой классической философии, особенно И. Канту8 (1724-1804) и Г.В.Ф. Гегелю (1770-1831). Так, И. Кант выступил, в частности, против абсолютизации законов логики. По взглядам И. Канта, логика представляет собой науку о необходимых законах, правилах рассудка вообще. Вот почему логика, по его рассуждениям, должна изучать форму мышления в отрыве от его содержания, т.е. независимо от объекта мышления. Он утверждал, что логика отвлекается от всякого содержания, а следовательно, и от самих вещей. И. Кант признавал также существование "чисто формальной" логики, которая имеет дело с "чистыми" формами мышления.

    Определенное  внимание развитию логики уделяли К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс9 (1820-1895), а позже В.И. Ленин (1870-1924). В своих философских работах они отмечали, что традиционная логика является теорией правильно познающего мышления. Мышление же, не подчиняющееся положениям логики, не способно адекватно отразить объективную реальность. В.И. Ленин отмечал, в частности, ограниченность познавательных задач формальной логики. Однако такая ограниченность не лишает ее права оставаться наукой со своим специальным предметом изучения.

    С начала XX столетия формальная логика получает дальнейшее развитие. Возникла математическая логика, широко применившая метод математической формализации и специальный аппарат символов к определенному кругу логических операций. Представляют математическую логику Г. Фреге (1848-1925), Б. Рассел (1872-1970), Б. Аккерман (1896-1962) и другие мыслители.10 Так, Б. Рассел считал, что если гипотеза относится не к одной или нескольким частным вещам, но к любому предмету, то такие выводы составляют математику.

     Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли наши отечественные ученые математики: А.П. Колмогоров, А.А. Марков, П.С. Новиков, М.В. Келдыш и др.11 Однако математическая логика не охватывает всех проблем естественной логики мышления. За формальной логикой остается ее познавательная функция и методическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины. 

    Логика  и мышление.

    Освоение  проблем формальной логики, в первую очередь, требует глубокого понимания  ее объекта и предмета как науки, уяснения ее методологической роли для практической деятельности специалиста любого профиля, понимания специфики формально-логического подхода в познании объективной действительности. Определение предмета и значения логики имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований и превращение их в норму собственной мыслительной деятельности правоведов и экономистов.

    Абстрактное мышление как объект логики.

    Человек, обладая сознанием, отражает действительность и получает знания о природе, обществе самом себе. Полученные знания не имеют самостоятельной ценности для человека; они необходимы ему для осуществления своей жизнедеятельности путем управления своими действиями на основе знания. Знание только тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых приводит к верным результатам. Под истиной в данном случае понимается адекватное (верное) отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления.

    Есть  знания, истинность которых очевидна. Такие, например, суждения, как: "Я  ощущаю, что на улице холодно, или "Я слышу какой-то звук", отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Такого рода факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве. К числу очевидных воспринимаемых непосредственных знаний относятся, прежде всего, те знания, которые являются результатом чувственного познания, а также внутреннего опыта ("Это воспоминание для меня неприятно"). Путем чувственного отражения, которое основано на психических процессах, человек может познать отдельные предметы и их свойства.

    К психическим процессам относят: ощущение, восприятие, представление.

    Ощущение - это отражение отдельных свойств, предметов или явлений объективного мира, непосредственно Бездействующих на органы чувств. Например, отражение свойств теплого, холодного, черного, белого, горького, сладкого и т.д. 12

Информация о работе Причины возникновения логики