Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа
Слухи интересны как феномен функционирования массовой информации по особым (неофициальным) каналам.
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация слухов 4
Глава 2. Факторы слухов 9
Глава 3. Управление слухами 13
3.1. Механизмы и принципы создания слухов 14
3.2. Борьба со слухами 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
По уровню циркуляции слухи делятся на:
- «Локальные», отмеченные внутри относительно небольшой социальной группы, которой может быть население деревни или городка, коллектив предприятия или учебного заведения, зрители кинотеатра или стадиона, пассажиры поезда или теплохода.
- «Региональные», которые циркулируют в связи с ценностями и целями населения определённого географического региона. Отмечен факт ограничения распространения слухов региональными рамками по принципу религиозности, этнического расселения, занятия определёнными промыслами, подверженности общей опасности в стихийном бедствии.
-
«Национальные» и «
Слухи
можно также классифицировать по
содержанию (политические, экономические,
экологические), по временной ориентации
(касающиеся прошлого, предсказывающие
будущее), по отношению к реальности
(рациональные, фантастические), по результатам
влияния на сознание и поведение
людей (будоражащие общественное мнение,
но не выходящие за рамки явно выраженного
асоциального поведения, вызывающие антиобщественное
поведение известной части населения,
разрушающие социальные связи между людьми
и выливающиеся в массовые беспорядки).
Устное распространение информации по неофициальным каналам играет гораздо большую роль в жизни человека, чем это представляется на первый взгляд. Так, к примеру, опросы, проведённые после убийства Кеннеди показали, что 50% опрошенных узнали о случившемся от других людей, а не из сообщений средств массовой коммуникации. Слухи сопровождают человечество постоянно, поскольку ситуации с дефицитом информации с неизбежностью повторяются.
Возникновению слухов способствует ряд факторов:
Факторы
распространения
слухов:
Факторы
восприятия слухов:
Основной
закон слухов предложен в 1947 году
Олпортом и Постмэном. Согласно этому
закону, интенсивность (мощность) слуха
находится в непосредственной зависимости
от важности и неопределённости события
(темы), лежащего в его основе:
R=i*a,
R – rumor (слух),
i – impotance (важность) вопроса для заинтересованных лиц,
a – ambiguity (двусмысленность) сведений, касающихся обсуждаемой темы, (неоднозначность).
Авторы подчёркивают, что если важность или двусмысленность отсутствуют, то слух не имеет места. То есть слухи распространяются тогда, когда отражаемые в них события важны для аудитории (грубо говоря, жителей Киева не волнует рост цен на верблюдов в Египте, а состояние дамбы Киевского моря – волнует), а полученные относительно них известия либо недостаточны, либо субъективно двусмысленны.
Однако результаты экспериментальных исследований не всегда подтверждают обозначенную зависимость. Установлено, что значимость темы для субъекта не является решающим фактором: порой люди склонны распространять слухи, малозначимые для них.
В ходе самопроизвольной, «естественной» циркуляции слухов в них происходят определённые изменения в трёх основных направлениях:
3. Возникает своеобразная «адаптация» слуха к особенностям аудитории.
Сглаживание состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче и функциональнее. Такими деталями могут стать цвет и марка столкнувшихся автомобилей, одежда и имена участников события, дата предстоящего события.
При
заострении происходит увеличение масштабов
деталей, которые представляются существенными:
количества действующих лиц, количества
жертв, степени достигнутых успехов
и т.д. какие именно детали исходного
события будут подвергнуты
Слухи являются важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации. Они крайне важны в определённых сферах экономики, например в банковском бизнесе, когда одного негативного слуха порой бывает достаточно, чтобы вызвать серьёзный отток вкладов. На фоне слухов может порождаться паника, они зачастую серьёзно компрометируют органы государственного управления, способствуют политической дестабилизации общества. Таким образом, слух – это довольно мощный коммуникативный инструмент, что заставляет задуматься о его использовании более серьёзно.
Слухи либо возникают стихийно, либо целенаправленно фабрикуются и распространяются для удовлетворения конкретных потребностей людей. Рассмотрим вариант целенаправленной организации слухов: для чего и как они создаются, как управляются, какие методы профилактики и противодействия им.
Слухи
начали целенаправленно создавать
не вчера, не год и даже не столетие
назад. Ещё в давние времена люди
поняли, что с помощью правильного
использования слухов можно достичь
нужного результата. Например, об Александре
Македонском распространялись слухи
о том, что он сын бога. В целях
своего возвышения и достижения власти
активно использовал слухи и
Цезарь. В 30-х годах в некоторых
зарубежных странах существовали даже
коммерческие фирмы, которые распространяли
слухи в интересах своих
В качестве основных направлений использования слухов можно выделить:
Создание определённого имиджа личности, организации, фирмы, манипуляция общественным мнением.
Введение оппонента в заблуждение. (Ещё Чингисхан прибегал к подобному методу, распространяя слухи об огромных размерах своей армии, что снижало боевой дух врагов).
Привлечение внимания к определённому событию, личности. (Активно слухи используются в шоу-бизнесе для стимулирования интереса к затухающим «звёздам» эстрады. Чаще всего это слухи о каких-то недоразумениях, скандалах, интимных подробностях жизни).
Дискредитация оппонента в глазах большинства населения (В период предвыборной кампании возрастает частота слухов об извращённых наклонностях кандидатом).
Реклама товаров или услуг (Например, слух о том, что недорогие духи «Х» можно использовать как элемент стрессотерапии в сложных ситуациях, может сработать гораздо лучше прямой имиджевой рекламы, но и запускать этот слух в массы надо не через прямую рекламу, это является обязательным условием успеха такой акции).
Провоцирование населения на совершение действий, выгодных для одной из конфликтующих сторон. Речь может идти о массовых беспорядках, забастовках, ажиотажном спросе на продукты и т.п. акциях (Слухи о полном исчезновении продуктов, распространяемые оппозицией, приводят к тому, что люди действительно скупают все товары, вызывая рост цен и дефицит. Вину же за сложившуюся ситуацию жители возлагают на правительство, стоящее у власти).
Информационно-
Обхождение официальной цензуры. Противодействие какому-либо информационному сообщению или другому слуху, т.е. создание контрслуха.
Подготовка населения или персонажа к непопулярным решениям. (Например, слух о повышении цен на определённые товары/услуги. К моменту официального принятия этого непопулярного решения люди успевают смириться с ним, возмущение и негодование стихает).
Использование
слуха как способа изучения неформальной
системы коммуникаций и связей в
группе. (Учитывая, что условием передачи
некоторых слухов является интимность
общения, можно изучить систему близких
или интимных связей в группе. Содержание
слуха должно быть таким, о котором делятся
только с близкими людьми).
Механизмы
и принципы создания
слухов.
Важным
вопросом в управлении слухами является
вопрос о способах «запуска» слухов.
Слух постоянно живёт и множится,
вне зависимости от активности источника.
Но сам запуск слуха – это трудоёмкий
с организационной и
Выбор целевых групп, на которых будет направлен слух.
Выбор источника для запуска слуха.
Формулирование слуха.
«Запуск» слуха.
От
того, кто будет получателем
Информация о работе Слухи: условия и причины возникновения, меры предупреждения