Условия и причины возникновения рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Исторические начальные формы рыночных отношений. Понимание рынка, его сущности. Основные условия возникновения рынка. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства. Роль рынка в экономике.

Работа содержит 1 файл

Микроэк.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ 

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО  ХОЗЯЙСТВА И СТРОИТЕЛЬСТВА 
 
 

Факультет:  Экономики и производственного менеджмента 

Кафедра:  Экономическая теория 

Дисциплина: Микроэкономика 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента:  Дурнева Ивана Валентиновича

Шифр:  ЭУС-11-558

Группа:  № 3

Преподаватель:  Сванидзе З.Л. 
 
 
 
 
 

Москва, 2011г.

ВВЕДЕНИЕ

   В ходе развития товарного хозяйства  формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных  организованных рынков с компьютерным оснащением. В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике  возрастала.

   Длительное  время в стране отвергались товарно-денежные отношения, соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка.

   Разрушалось натуральное и полунатуральное  хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

   Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Условия и  причины возникновения рынка.
 

   Исторические  начальные формы рыночных отношений  появляются вместе с формированием  товарного производства. Поэтому  условия и причины этих явлений  по существу одинаковы. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда — закрепление отдельных видов деятельности за определенными производителями. Разделение труда неминуемо ведет к углублению специализации производственной деятельности, что в свою очередь сопровождается ростом производительности труда.

   Развитие  общественного разделения труда  еще в древности прошло ряд  крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли  ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда.

   Углубленное понимание категории "рынок" требует  учета его места во всей системе  общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии:

    1. производство,
    2. распределение,
    3. обмен,
    4. потребление.

   Конечной  целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение  играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия.

   Вызванное общественным разделением труда  развитие обмена сопровождалось стремлением  производителей к эквивалентности  на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие).

   Вначале обмен продуктами был редким, случайным  явлением. По мере развития общественного  разделения труда, появления новых  товаров обмен становился более  регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью.

   Однако  только общественного разделения труда как общеэкономического условия еще недостаточно для понимания природы происхождения рынка. В человеческой истории известен период, когда существовало общественное разделение труда, но отношений обмена не было. Непосредственной причиной становления рынка явились экономическое обособление товаропроизводителей (обособление производственных факторов одного хозяйственного подразделения от другого; осуществление воспроизводства за счет средств, полученных от реализации своей продукции; реализация общественных связей между производителями через товарный обмен продуктами своего труда) и регулярность обмена.

   Общественное  разделение труда предполагает обобществление производства и труда, то есть слияние  разрозненных актов человеческой деятельности в один внутренне взаимосвязанный процесс. В диалектическом единстве углубления общественного разделения труда и повышения уровня его обобществления выражается суть общественно-экономического развития.

   Рынок – есть саморегулирующаяся система  воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Его функционирование основано на определенных принципах (основным из которых является свобода экономической деятельности) и регулируется объективными экономическими законами — стоимости, спроса и предложения, денежного обращения и др.

      Существуют  основные условия возникновения  рынка.

   Первое  условие - общественное разделение труда  и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных благ и услуг. Определяющим моментом специализации считается принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и другое. 

   Второе  условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных  решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

      Третье  условие – разрешение  проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Это издержки, связанные с функционированием рынка, с поиском поставщиков или потребителей, заключением контрактов с ними, контролем соблюдения контрактов, юридической защитой и т.д. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

   Для эффективного функционирования рынка  необходимо и четвертое условие  – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный  обмен ресурсов. Внерыночное регулирование  хозяйства неизбежно в любой  системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

   Рынок – место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Таковы основные причины возникновения рыночной системы. Однако, как показывает историческая практика, формирование рынка продолжается и для его нормального функционирования  необходимо обеспечение целого ряда условий:

    1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
    2. их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия;
    3. свободное ценообразование;
    4. конкуренция товаропроизводителей,   исключающая монополизм;
    5. ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности;
    6. активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей.
 
 

   Свободного  рынка, основные признаки которого мы рассмотрели, в настоящее время  нигде реально не существует. Такой  анализ необходим для того, чтобы  полнее понять противоречивость и сложность  функционирования национальных рыночных экономик.  

   В современных условиях рынок из саморегулирующегося  трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной  структуры рыночного хозяйства.

 
Субъектно-объектная структура рыночного  хозяйства это система взаимоотношений  между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

 
Субъекты рыночного хозяйства: 
Домашнее хозяйство это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: 
а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала; 
б) самостоятельно принимает решения; 
в) является собственником какого-либо фактора производства; 
г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. 
Предприятие экономическая единица, которая: 
а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; 
б) стремится к максимизации прибыли; 
в) самостоятельно принимает решения. 
Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействую на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В самом общем виде рынок – это  система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а так же движение денежных средств.

      Рынок развивается вместе с развитием  товарного производства, вовлекая в  обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В  условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

      Рынки различаются по разным признакам. Рынок  характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру. 

      Роль  рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

      В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько  успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

Информация о работе Условия и причины возникновения рынка