Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций
Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".
31. Коммуникативная личность сущность и содержание
Коммуникативная личность
Еще более важным для социологии коммуникации является исследование коммуникативной функции языковой личности,
Как видовое понятие <коммуникативная личность> предполагает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины. Коммуникативная личность имеет свои особенности актуализации на разных уровнях и в разных типах коммуникации.
Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.
Параметры коммуникативной
личности. Определяющими для
Мотивационный
параметр, определяемый коммуникативными
потребностями, занимает центральное
место в структуре коммуникативной личности.
Именно потребность сообщить что-то или
получить необходимую информацию служит
мощным стимулом для коммуникативной
деятельности и является обязательной
характеристикой индивида как коммуникативной
личности. Если такой потребности нет,
то коммуникация не состоится. В лучшем
случае это будет псевдокоммуникация
- бесцельный, хотя, может быть, и оживленный
по форме разговор.
Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Среди когнитивных характеристик, отмеченных в языковой личности, для коммуникативной личности существенным является знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнера в соответствии с коммуникативной установкой. Чрезвычайно важной характеристикой коммуникативной личности является способность наблюдения за своим <языковым сознанием> (интроспекция), а также рефлексия - осознание не только этой способности, но и оценка самого факта такого сознания (в трехступенчатой модели ВАЛефевра эти этапы самосознания рассмотрены последовательно). Кроме того, важной характеристикой коммуникативной личности является способность адекватной оценки когнитивного диапазона партнера. Успешность коммуникации в значительной мере зависит от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.
Наиболее существенными для когнитивного параметра коммуникативной личности являются следующие характеристики: способность адекватного восприятия информации, способность воздействия на партнера, оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание социально обусловленных норм вербальной и невербальной коммуникации. Актуализация этих способностей и знаний сопряжена с целым рядом других когнитивных характеристик, связанных с самым ответственным этапом коммуникации - функционированием выбранного кода в конкретной ситуации, когда начинают действовать сложные механизмы речемыслительной деятельности, обусловленные не только социологическими, психологическими и лингвистическими факторами, но и нейрофизиологическими.
Когнитивный
параметр является связующим звеном
между мотивационным и
Функциональный параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; б) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами <речевого этикета>.
32. Трансакциоонная модель коммуникативной личности
Трансакционная
модель коммуникации отличается от интерактивной
модели не только количеством людей,
одновременно участвующих в процессе
общения, но и постоянной сменой ролей,
исполняемых участниками коммуникации.
Они попеременно выступают то в роли источника
информации, то в роли принимающего ее,
при этом содержание каждого следующего
посыла сведений всякий раз учитывает
результаты обратной связи (и зависит
от них), полученные в ходе коммуникации
от разных ее участников, выступавших
в предыдущие моменты взаимодействия
в качестве реципиентов. Именно эта модель
наиболее полно отражает ситуацию и тип
коммуникации, которые имеют место во
время деловых встреч, проходящих в рамках
малых групп и не только.
Любой пример из коммуникационной деятельности
специалиста по связям с общественностью
построен на основе реализации трансакционной
модели, так как все участники подобной
публичной коммуникации в равной степени
заинтересованы как в получении информации,
так и в ее обсуждении и принятии решения,
если это оказывается необходимым в данной
ситуации.
Очень важно не забывать, что публичный
коммуникационный процесс происходит
в конкретном коммуникационном пространстве,
свойственном во всех его проявлениях
только данному коммуникационному процессу,
на который влияет не только окружение,
но и обстоятельства, его вызвавшие, а
также всевозможные концептуальные фильтры,
присущие внутреннему состоянию человеческого
организма и, несомненно, влияющие на коммуникацию.
Также следует помнить, что смысл, содержание
и значение закодированного послания
полностью не равны этому же посланию
после его декодирования. Это вовсе не
означает, что в данном случае коммуникация
не состоялась, она просто не была абсолютно
совершенной. Причиной этого могут быть
уже упоминавшиеся концептуальные фильтры,
у участников коммуникации не совпадающие,
и тогда имеет место сбой.
Но это не единственная причина непонимания
сторон во время общения. Дело заключается
в том, что любое коммуникационное послание
проходит от источника информации к лицу,
ее принимающему, на двух уровнях: объема
и содержания послания и уровне отношения.
Первый раскрывает, что именно было произнесено,
а второй показывает, как это было сказано.
Таким образом, можно говорить о том, что
уровень содержания обычно кодируется
вербально, а уровень отношения — невербально
(мимикой, жестом, особым взглядом).
Как правило, в процессе реальной публичной
коммуникации взаимодействуют все три
отмеченные ранее модели коммуникации.
В качестве примера такого взаимодействия
можно остановиться на анализе проведения
пресс-конференции. Она начинается с монологических
выступлений представителей компании,
ее организовавшей (линейная модель), затем
журналисты начинают задавать вопросы
и получают на них ответы (интерактивная
модель), но уже начиная со второго вопроса,
интерактивная модель может перейти в
трансакционную, так как он может или продолжить
тему первого, или быть основанным на прозвучавшем
на него ответе. Дело заключается в том,
что и изначальная информация, и вопросы,
и ответы на них стали достоянием всех
присутствующих на пресс-конференции,
а следовательно, и обратная связь строится
не только на основании модели «мой вопрос
— мне ответ».
33. Коммуникативная компетентность личности
Понятие компетентность
в исследованиях языка и
В свою очередь, вербальную коммуникацию определили так: «это целенаправленный процесс передачи при помощи языка некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи - основной и первичной их функцией.
Невербальная коммуникация может дублировать и поддерживать вербальную коммуникацию и обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психологического содержания».
Реализация личностью своей субъективности в общении связана: во-первых, с наличием у нее необходимого уровня коммуникативной компетенции;
во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения;
в-третьих, с
отсутствием
Коммуникативная компетентность личности складывается, на наш взгляд, из способностей
1)Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться
2)Социально - психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3)«Вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;
4) Осуществлять социально-психологическое 'управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Особое значение коммуникативная компетентность имеет для выполнения управленческих функций.
В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную "пристройку" к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации делового общения.
Современная аудитория делового общения - это не сумма слушателей, это общность людей, где каждый обладает определенным уровнем
Образованности (определяющей профессиональные и личностные предпочтения);
информированности (т. е. осведомленности о текущем моменте);
персонифицированности (выражающейся в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды).
Чтобы эффективно
взаимодействовать, руководителю необходим
социально-психологический
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок (уровень отношения людей (т. е. партнеров) к общению в целом). Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления
- предметно-тематических интересов партнера,
- эмоционально-оценочных отношений к различным событиям,
- отношения к форме общения;
- включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов,
- типа темперамента партнера,
- его предметно-практических предпочтений;
- эмоциональных оценок форм общения.
Обобщенные эмоциональные реакции типа «интересно - не интересно», «удовлетворен - не удовлетворен» характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.
При таком
подходе к характеристике коммуникативной
компетенции целесообразно
а) коммуникативно-диагностическую (диагностика социо-психологической ситуации и условий будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении);
б) коммуникативно-прогностическую (оценка положительных и отрицательных сторон ситуации предстоящего общения);
в) коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);
г) коммуникативно-организационную (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т. д.);
д) коммуникативно-исполнительскую
(диагноз коммуникативной
Каждая из
этих составляющих требует специального
социотехнологического анализа, однако
рамки изложения концепции дают
возможность остановиться только на
коммуникативно-исполнительской части.
Ее мы рассмотрим как коммуникативно-исполнительское
мастерство личности.
34. Аудитория коммуникации
Соционика и
психогеометрические
Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Психологи выделяют пять основных психотипов: квадратный, треугольный, круговой, прямоугольный и зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор в процессе коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом.
На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта. В 80-х гг. ХХ в. Дж.Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникациии. Он исходил из того, что ТВ больше действует на эмоции, чем на разум. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержанием, а напрямую зависит от “харизмы” той личности, которая на экране. Д. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности: