Шпоргалки по "Теории коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".

Работа содержит 1 файл

шпоргалка.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

XX век.

-теория двухступенччатой  коммуникации. Лазарсфельд – основополжник.  Согласно ей на первой ступени комууникации – идеи распространения от средств коммуникации к лидеру мнений, т.е самой авторитетной части группы а от неё – к менее активной массе.

-теория заговора  и молчания (спирали молчания)

основополжник - Элизабет Ноэль-Нойман. человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования). «Парадокс голосования» согласно которому многие не уччаствуют в выборах полагая что их голос ничего не решает.

-теория диффузий  инноваций. основоположник –  Эверетт Роджерс. Зависимость  массовой коммуникации от широкого  окружения понимается как   процесс распространения новшеств  ччерез коммуникационные каналы  в течение определённого времени,  когда важно убедить критические 5% аудитории.

-теория информационных  барьеров. основоположник – курт  левин. Теория носит преимущественно  прикладной характер и может  быть отнесена к процессам  выбора новостей. В ее основе  лежит предположение, что прохождение  информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них «ворот» (аналог Цензуры), которые в свою очередь управляются некими «контролерами».

культурологическая  теория массовой коммуникации. Герберт  Герберт Макклюин.

Мозаиччность  культуры создана при помощи СМИ. Информирование создаёт иллюзию осведомлённости о многом в мире, но не может заменить систематичческого в образовании. 

9. Процессно-информационные  модели модели  коммуникации. Модель  коммуникации Гарольда  Лассуэлла. 

Модели, описывающие  коммуникацию в рамках процессно-информационного подхода называются процессно-информационными.

В самом общем  виде можно выделить 3 базовых конструкции  коммуникации: линейную(односторонне взаимодействие без обратной связи), интеракционную (предусматривает наличие обратной связи между источником и получателем, когда последний описывает встречные сообщения исходному источнику), трансакционная (постоянный равноправный диалог, в котором  два взаимодействующих субъекта взаимно заинтересованы и выступаю попеременно в качестве источников и получателей информации).

В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная  на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время  Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

• кто?

• сообщает что?

• по какому каналу?

• кому?

• с каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.

Вопрос с каким намерением? — ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.

Ответ на этот вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации — благоприятной, неблагоприятной или нейтральной — осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.

Отвечая на вопрос с какими ресурсами ?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.

Ответить на вопрос используя какую стратегию? — значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения цели (в нашем случае — результативной коммуникации). Стратегия — это не только определение Перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения.

 Плюс: сообщения  могут быть вербальными и невербальными,  источниками и получателями информации  могут быть индивиды, соц. группы, массы и т.д

Минус: модель линейная, нет обратной связи. 

10. Процессно-информационные  модели коммуникации. Математическая модель Шеннона и Уивера.

Она основана на анологиис телефонной связью. Предположим, что два человека, щ живающие в разных странах, говорящие на разаых языках и плох понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры|" по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смодй лировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели: источник — это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефонный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Математическая  теория коммуникации и была первоначально  разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.

Понятие избыточности — повторения элементов сообщения  для Предотвращения коммуникативной  неудачи — чаще всего демонстрируют  на примере естественных человеческих языков.

Согласно Шеннону, избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением  одного и того же с* нала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух-многоканальной коммуникации.

Математическая  теория связи Шеннона абстрагируется от держания (смысла) передаваемой информации, сосредотачиваясь, целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передаете  важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки ния Шеннона, информация — противоположность энтропии (л оса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (щ этом Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень неопределенности — возникает «информационный шум»).

Достоинство данной модели связано с тем, что с  ее появление возникло представление  о скорости и количестве передаваемой и* формации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична — отражает преимущественно технически способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;

л, она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; а.коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует. Преимущественно техническая ориентация данной модели до сих пор вызывает дискуссии среди специалистов о ее применимости к изучению межличностной коммуникации. 

11. Модель коммуникации  Джорджа Гербнера.

В 1956 ГОДУ предложил  обобщённую модель коммуникации. Спецефической  чертой данной модели является то, что  она преобретает различные формы в зависимости от того какой тип коммуникативной ситуации описывается.

Модель подразумевает  что человеская коммуникация может  рассматриваться как объективный. избирательный и слабо предсказуемый  процесс. А система человеческой коммуникации это открытая система.

Достоинства подхода  – появление важного для коммуникации компонента связи между миром  событий и миром сообщений.

Вербальное описание схемы напоминает расширенную Ласуеловскую модель.

1.Некто

2.Воспринимат  какое-либо событие

3. И РЕАГИРУЕТ

4)В данной  ситуации

5)Путём использования  некоторых средств

6)Чтобы создать  доступный материал

7)В той или  иной форме

8)И в контексте

9)Передающий  содержание

10)С определёнными  последствиями

Основные элементы: Е – событие – некоторый элемент внешнего по отношению к коммуникатору мира, который отбирается из этого мира с тем чтобы стать предметом для коммуникации и породить сообщение

М – центральная  фигура модели (коммуникатор), кот. формирует  представление о событии (Е1) и  на этой основе создаёт сообщение о передаче (SE).

Е1 – воспринятое  событие, т.е образ события в  сознании коммуникатора

SE – сообщение о событии, созданное коммуникатором на основании восприятия события и существующее как единство формы (S) и содержание (E)

простейший треугольник Гербнера имеет 2 измерения:

- горизонтальное  измерение – измерение восприятия. Показывает ччто первым этапом  формирования сообщения является  отбор коммуникатором некоторого  события которое производит определённое  воздействие на органы чувств. Отбор события носит субъективный характер.

- вертикальное  измерение (может быть названо  коммуникативной). автор назвал измерением  значений и контроля. Это второй  этап порождения коммуникации, на  котором реализуются отношения  между коммуникантом и первичным  продуктом коммуникации-сообщением. Здесь отбор также важен. Сначала есть отбор средств, затем способа передачи смысла сообщения.

Плюсы: её универсальность, позволяющая описать как межличностную  и межгрупповую, так и организационную  и массовую коммуникацию. Во-вторых разделение коммуникативного процесса на фазы позволяет точно выделить специфику и факты, влияющие на характер взаимодействия. Фиксация на таких значимых параметрах как отбор, доступность, контексты и т.д часто позволяет понять социально-политическую природу взаимодействия

минусы: не выявлены коммуникационные шумы, сказывающиеся  на эффективном взаимодействии.

  он не  обращается к проблемам кодирования  сообщения, генерирования. гербнер  считает, что сообщение и событие  эквивалентны, однако восприятие  сообщения не равно восприятию события. 

12. Социально-психологическая  модель Теодора  Ньюкомба.

Т. Ньюкомб предложил  учитывать отношения, которые устанавливаются  между агентами общения и между  ними, и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет  следующий вид:

 

Возникают следующие  виды ориентации: А по отношению  к X, А по отношению к В, В - к  Х и В - к А. Общей тенденцией коммуникации является стремление к  симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу положительно, то они  будут стремиться к совпадению своего отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное. Кстати, в области этих отношений лежит известное высказывание "Враги моих врагов - мои друзья". Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация — к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.  

13. Общая харак-ка  семиотич.подхода.

Семиотический подход в своёй основе опираеться на понимание коммуникации как взаимодействие опосредованного знаком,знаков.системмами и кодами. В зависимости от выбранного канала: в качестве каналов могут  выступать вербальные средства, невнрбальные средства( громкость,интонации,поза..)  Материал.предмет –украшения,предметы,аксессуары. 

Отличие семиотического подхода от процессно-нформационного:

1) если центральн.понятие  процессного подхода-это информация,то  центр.понятие семиотич.-знак.

2) Особое внимание удиляеться рецепиенту и тексту,а также процессу декодирования информации.

Информация о работе Шпоргалки по "Теории коммуникации"