Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций
Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".
XX век.
-теория двухступенччатой коммуникации. Лазарсфельд – основополжник. Согласно ей на первой ступени комууникации – идеи распространения от средств коммуникации к лидеру мнений, т.е самой авторитетной части группы а от неё – к менее активной массе.
-теория заговора и молчания (спирали молчания)
основополжник - Элизабет Ноэль-Нойман. человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования). «Парадокс голосования» согласно которому многие не уччаствуют в выборах полагая что их голос ничего не решает.
-теория диффузий
инноваций. основоположник –
Эверетт Роджерс. Зависимость
массовой коммуникации от
-теория информационных
барьеров. основоположник – курт
левин. Теория носит
культурологическая теория массовой коммуникации. Герберт Герберт Макклюин.
Мозаиччность
культуры создана при помощи СМИ. Информирование
создаёт иллюзию осведомлённости о многом
в мире, но не может заменить систематичческого
в образовании.
9. Процессно-информационные модели модели коммуникации. Модель коммуникации Гарольда Лассуэлла.
Модели, описывающие коммуникацию в рамках процессно-информационного подхода называются процессно-информационными.
В самом общем виде можно выделить 3 базовых конструкции коммуникации: линейную(односторонне взаимодействие без обратной связи), интеракционную (предусматривает наличие обратной связи между источником и получателем, когда последний описывает встречные сообщения исходному источнику), трансакционная (постоянный равноправный диалог, в котором два взаимодействующих субъекта взаимно заинтересованы и выступаю попеременно в качестве источников и получателей информации).
В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:
• кто?
• сообщает что?
• по какому каналу?
• кому?
• с каким эффектом?
«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.
Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.
Вопрос с каким намерением? — ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.
Ответ на этот вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации — благоприятной, неблагоприятной или нейтральной — осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.
Отвечая на вопрос с какими ресурсами ?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.
Ответить на вопрос используя какую стратегию? — значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения цели (в нашем случае — результативной коммуникации). Стратегия — это не только определение Перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения.
Плюс: сообщения
могут быть вербальными и
Минус: модель линейная,
нет обратной связи.
10. Процессно-информационные модели коммуникации. Математическая модель Шеннона и Уивера.
Она основана на анологиис телефонной связью. Предположим, что два человека, щ живающие в разных странах, говорящие на разаых языках и плох понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры|" по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смодй лировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).
В данной модели: источник — это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефонный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.
Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.
Понятие избыточности — повторения элементов сообщения для Предотвращения коммуникативной неудачи — чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков.
Согласно Шеннону,
избыточность в технике коммуникации
достигается либо многократным повторением
одного и того же с* нала (информации),
либо его дублированием с
Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от держания (смысла) передаваемой информации, сосредотачиваясь, целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передаете важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки ния Шеннона, информация — противоположность энтропии (л оса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (щ этом Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень неопределенности — возникает «информационный шум»).
Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появление возникло представление о скорости и количестве передаваемой и* формации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична — отражает преимущественно технически способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;
л, она абстрагируется
от содержания, смысла передаваемой информации,
уделяя внимание только ее количеству; а.коммуникативный
процесс в данной модели носит линейный,
однонаправленный характер, обратная
связь отсутствует. Преимущественно техническая
ориентация данной модели до сих пор вызывает
дискуссии среди специалистов о ее применимости
к изучению межличностной коммуникации.
11. Модель коммуникации Джорджа Гербнера.
В 1956 ГОДУ предложил обобщённую модель коммуникации. Спецефической чертой данной модели является то, что она преобретает различные формы в зависимости от того какой тип коммуникативной ситуации описывается.
Модель подразумевает
что человеская коммуникация может
рассматриваться как
Достоинства подхода
– появление важного для
Вербальное описание схемы напоминает расширенную Ласуеловскую модель.
1.Некто
2.Воспринимат какое-либо событие
3. И РЕАГИРУЕТ
4)В данной ситуации
5)Путём использования некоторых средств
6)Чтобы создать доступный материал
7)В той или иной форме
8)И в контексте
9)Передающий содержание
10)С определёнными последствиями
Основные элементы: Е – событие – некоторый элемент внешнего по отношению к коммуникатору мира, который отбирается из этого мира с тем чтобы стать предметом для коммуникации и породить сообщение
М – центральная фигура модели (коммуникатор), кот. формирует представление о событии (Е1) и на этой основе создаёт сообщение о передаче (SE).
Е1 – воспринятое событие, т.е образ события в сознании коммуникатора
SE – сообщение о событии, созданное коммуникатором на основании восприятия события и существующее как единство формы (S) и содержание (E)
простейший треугольник Гербнера имеет 2 измерения:
- горизонтальное
измерение – измерение
- вертикальное
измерение (может быть названо
коммуникативной). автор назвал измерением
значений и контроля. Это второй
этап порождения коммуникации, на
котором реализуются отношения
между коммуникантом и
Плюсы: её универсальность,
позволяющая описать как
минусы: не выявлены коммуникационные шумы, сказывающиеся на эффективном взаимодействии.
он не
обращается к проблемам
12. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба.
Т. Ньюкомб предложил
учитывать отношения, которые устанавливаются
между агентами общения и между
ними, и объектом речи. Схематически
такая минимальная система
Возникают следующие
виды ориентации: А по отношению
к X, А по отношению к В, В - к
Х и В - к А. Общей тенденцией
коммуникации является стремление к
симметрии. Если А и В сориентированы
друг к другу положительно, то они
будут стремиться к совпадению своего
отношения к X. При несовпадении отношения
друг к другу будет несовпадать и отношение
к X. Совпадение отношения к X при несовпадении
отношения друг к другу будет восприниматься
как ненормальное. Кстати, в области этих
отношений лежит известное высказывание
"Враги моих врагов - мои друзья".
Данная модель задает динамику изменений,
к которым будет стремиться коммуникация
— к созданию симметричных отношений,
одинаковой оценке объектов при одинаковой
оценке друг друга.
13. Общая харак-ка семиотич.подхода.
Семиотический
подход в своёй основе опираеться
на понимание коммуникации как взаимодействие
опосредованного знаком,знаков.
Отличие семиотического подхода от процессно-нформационного:
1) если центральн.понятие
процессного подхода-это
2) Особое внимание удиляеться рецепиенту и тексту,а также процессу декодирования информации.