Шпоргалки по "Теории коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".

Работа содержит 1 файл

шпоргалка.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

3) семтотические  модели нелинейные, они показывают  не этапы перемещения иформации,а  отношения возникающие в процессе.

В широком смсыле предметом семиотич.подхода выступает процесс знакового опосредования информационного взаимодействия.

Теоритич.основа семиот.подхода –это семиотика(знак)-комплекс научн.теорий исследующих природу,виды,функции  знаков и знаковую д-ть человека.

Совр.семиотика  опираеться на две школы: 1) лингвистическую(Ф.де Соссюр) и 2) логикопрагматическую( Пирс).

 Первое направление  : Соссюр понимал язык как сложную  знаковую систему, выполняющую   в человеч.обществе широкий круг  функций. Он предложил провести  строгую разграничетельную линию  между речью как продуктом использования языка при вербал.коммуникации и языком, как взаимосвязан. языковой системой.  Языковой знак  он понимал,как двуединую сущность, как единство некоторого  смысла ,связанного в сознании человеком с каким-либо объектом  или означаемого и означающего ,т.е буквы ,знаки,изображения.

Знак с его  точки зрения –это единство плана  выражения и плана содержания.  Согласно Ф. первое и второе связаны  конвенциально(соглашением). Такое  содержание плана содержательного  и плана выражения-назыв.семантическим.

Второе направление(Пирс) :  Знаковая д-ть как взаимодействие человека одновременно с двумя  мирами (предметным миром и знаковым) . Эти  два мира объективны (независимы от человека) . Знак по Пирсу это нечто  представляющее что-то перед чем-то в некотором отношении.  ВСТАВТЕ ТРЕУГОЛЬНИК ПИРСА С ЛЕКЦИИ .   Пример:  светофор. Красный-стоим,если нет машин,то пофиг.

В модели Пирса  отражены несколько видов отношений:

1)Обект О ,знак  О ( наименов.знака,присвоение ему  имени,и выработка в рамках  общности,конвенции  о соотнесении данного знака и данного объекта) 2) Знак О ,объект О –это нормативные  обозначения конвнециальным знаком объекта в сознании всех членов данной общности) 3) Знак О,знак S –субъект  воспринимает и интерпретирует объекный знак и на его основе  формирует субъективный знак . 4) Объект О ,знак S –этот субъект формирует субъективн.знак на основе  прямого взаимод. с объектом.

Знак( S ) –есть нечто представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О – знак S + объект О –знак S) .

Знаки выполняют  функции: 1) репрезентативную (знак представляет перед субъектом некоторый обозначаемый им объект ,передавая  субъекту информацию,характ-ю  объект,его структуру. Например: красная  машина)  2) экспрессивная( эмоции.окрашенность. Например красна девица) 3) прагматическая ( обознач. Знаком объект может выступать в качестве побуждения , мотива . Например дорожные знаки) .  

14.Понятие  и структура знака

Знак имеет  социальную природу. Знак - любой чувственно-воспринимаемый объект, явление, событие, которое выступает в качестве представителя другого предмета или явления. 2. 50-60 гг сложилось более широкое понятие знака. Знак - социально-значимый предмет коммуникации, который складывается в определенную эпоху в определенном коллективе. 3. общее значение. Знак - абсолютно любой предмет, который указывает на другие предметы, не элемент человеческой коммуникации, а проистекающее из природы вещей. 4. основное значение для я-я. Знак - предмет человеческой коммуникации. Знак является единством формы, представляющей некоторый предмет, и информации о нем. Говоря о представлении замещаемого предмета, нужно уточнить, что речь идет не о самом предмете, а именно о представлении, некоем типичном образе предмета. Например, за графической последовательностью (формой) «яблоко» стоит не конкретное, реальное яблоко, которое можно сорвать, разрезать, съесть, а обобщенное представление, некоторое типичное яблоко, яблоко «вообще». Этот типичный образ – представитель класса предметов (в данном случае – множества всех мыслимых яблок) – называется денотат.

Связываются денотаты со своими знаковыми формами с помощью устойчивых ассоциаций (мы хорошо представляем себе, например, облако, книгу, состояние сна и т. д.), произнося их соответствующие знаки. Эта ассоциация, связывающая форму и денотат, есть не что иное, как значение знака – отражения денотата в виде множества содержательных признаков, связывающее его с формой знака. Предположим, мы представляем себе денотат, соотносимый с формой «дорога», и если ребенок или человек, не владеющий языком, попросит нас объяснить, что значит это слово, мы будем пытаться как бы перевести имеющееся у нас представление (денотат) во множество содержательных признаков, характеризующих дорогу вообще: 1 – полоса земли, 2 – предназначенная для передвижения по ней, 3 – путь сообщения. Тем самым мы формулируем значение слова «дорога», общее для всех, кто пользуется этим знаком. Теперь ребенок, которому была известна только форма знака, создает для себя образ дороги – денотат, руководствуясь которым он сможет правильно применять форму «дорога» для обозначения именно дороги, а не чего-либо другого.

Значение знака (З) носит общественный (социальный) характер, поэтому его можно определить как социально закрепленную ассоциацию между формой (Ф) и денотатом (Д). Эта ассоциация является информационным центром знака.

Форма, значение и денотат образуют структуру  знака, которую обычно изображают в  общем случае в виде схемы, называемой «треугольник Фреге» (по имени немецкого философа и математика Г. Фреге, определившего в такой треугольной схеме внутризнаковые отношения).

 

Пунктирная линия, соединяющая Ф и Д, означает, что  они соотносятся между собой  не непосредственно, а через З: денотат отражается в значении, значение придает знаковость форме (до этого форма – это просто то, что существует как материальный предмет), и форма вследствие этого представляет детонат.  

15. Типология знаков.

Общепризнанной  и наиболее полной до сих пор считается классификация, данная основателем семиотики Чарльзом Пирсом. Основание его классификации – взаимоотношение знака и его объекта.

Типы  знаков:

1) знаки-иконы (или иконические знаки, иногда их называют знаками-копиями, знаками-изображениями);

2) знаки-индексы (индексальные знаки, или знаки-признаки);

3) знаки-символы (символические знаки, или условные, конвенциональные знаки).

Символы. их денотат связан с формой как бы по соглашению, договору, негласно заключенными между пользующимися этими знаками. Условный знак отличается тем, что форма его ни в каком отношении не сходна с его значением, никак не мотивирована: никто не знает, почему, например, звуковой комплекс «с-т-о-л», или «T-i-s-c-h», или «t-a-b-l-e» означает именно этот вид мебели,. Итак, знак-символ, каким бы он ни был (словесным, схематическим, цветовым) совсем не похож на обозначаемый им предмет, поскольку форма знаков-символов не дает никакого представления о содержании. К символическим знакам относят естественные языки, искусственные знаковые системы (языки программирования, нотную грамоту, химические символы и т. д.).

Индексы. Это указательные знаки. Особенность их в том, что форма и денотат находятся в отношениях смежности, «соприкасаются» друг с другом в пространственном и временном отношениях. Форма знака и денотат находятся в отношениях пространственной и временной смежности. Форма является следствием значения, а значение – причиной формы.

Например, дым является индексальным знаком: он указывает на наличие рядом огня; мимика человека, его позы и жесты говорят о его эмоциональном состоянии, повышенная температура – свидетельство болезни; индексальный знак – это такой знак, который привлекает внимание к означаемому им объекту каким-то безотчетным образом. Индексальными являются дорожные знаки.

 «Чистыми»  индексами можно считать ситуативные знаки, т. е. знаки, становящиеся таковыми только в данном случае, в данной ситуации. Например, так называемые улики – оброненный окурок, пуговица, волос, слюна и т. д.

Иконы (изображения). Иконические знаки (изобразительные) отличаются тем, что их форма и денотат сходны, похожи друг на друга, т. е. находятся в том или ином отношении аналогии. Такой знак не нуждается в переводе, потому что он похож на свой объект. Например, рисунок какого-то животного подобен самому животному. К иконическим знакам относят картины, рисунки, фотографии, скульптуры, пиктографическое письмо, чертежи, географические карты, звукоподражания и т. д.

Принципиальная  особенность иконических знаков состоит в том, что их форма берет на себя функции значения – она сама по себе есть информация о денотате.Иконический знак является самым простым, понятным, он максимально мотивирован.форма знака несет в себе не только «видимость», но и материальную основу, создающую эту «видимость».

В то же время иконические знаки, представляя изображенный объект, могут в определенных случаях брать на себя функцию символа, становиться конвенциональными.Подчеркнем еще раз, что три вида знаков вовсе не являются взаимоисключающими – знак может быть иконическим, символическим и индексным или любой их комбинацией вплоть до наличия всех трех видов. Так, можно считать, что карта является индексным знаком (так как она индексирует, где находятся различные места пространства), иконическим знаком (она представляет, изображает места пространства в их топографическом отношении друг к другу) и символическим знаком (поскольку должна быть изучена ее нотационная система).

Три исследуемых  типа знаков представляют собой градацию в направлении увеличения условности (конвенциональности) знака. Наименьшая степень условности характерна для знаков-индексов, наибольшая – для знаков-символов. Так, знак-индекс, непосредственно связанный со своим объектом (например, жест), менее конвенционален, чем знак-икона (портрет, например, написанный в кубистической манере, требует знания определенных условностей). Последний же менее условен, чем знак-символ (чтение и запись, например, химических формул требует владения условными химическими символами).

Заканчивая изложение  основной классификации знаков «символ – индекс – икона», добавим еще два типа знаков – мотивированные и метаязыковые.Мотивированные знаки. знаки, форма выражения которых осознается как неслучайная по отношению к денотату. Тогда мотивированными в максимальной мере являются иконические знаки.С другой стороны, знак может быть мотивирован не по отношению к своему денотату, а относительно системы знаков, к которой он принадлежит. Так, в одном случае может иметь место этимологическая мотивация: окно, брак, мешок – не случайные обозначаемые, а исторически обусловленные словами око, брать, мех. Метаязыковые знаки. К таким знакам принадлежат любые из уже названных знаков, но только в том случае, когда их денотатом является другой знак. Это знаки знаков – метазнаки. Например, фонемы, морфемы, слова, предложения естественного языка, например русского. Любой естественный язык будет языком-объектом для лингвистического метаязыка.К перечисленным типам знаков можно добавить еще один тип знаков, который называется знаками-признаками -это знаки, связанные с обозначенными предметами как действия со своими причинами. Так, дым – признак огня. Знаки-признаки обычно в семиотике не рассматриваются, поскольку являются естественными природными закономерностями.

16. Свойства и принципы  функционирования  знаков и знаковых систем

Свойства  знака:

Общепринятое  свойство знака – его способность замещать, что-либо обозначая. Другое существенное его свойство – коммуникативность, т. е. способность выступать средством связи между людьми, средством общения. Из коммуникативной функции знака вытекает, что знак социален, т. е. существует только в обществе и для общества.Важнейшим свойством знака является его способность обобщать, так как знаки обычно отражают наиболее существенную сторону предмета. одним из свойств знака является системность. Любая система предполагает наличие хотя бы двух элементов, находящихся друг с другом в связях и отношениях и образующих некое целое. То же можно сказать о знаках. Если знак не находится в системе с другими знаками, он не воспринимается как знак. Следующая характерная особенность знаков – их преднамеренное, сознательное использование людьми в определенных целях. Если какой-либо предмет воспринимается человеком случайно, эпизодически – это не знак. Еще одно свойство знака – ситуативность его значения. Знак становится актуален тогда, когда человек в нем нуждается. Обязательное свойство знака – его воспроизводимость.Это означает, что в акте коммуникации знак не создается впервые, а повторяется, т. е. воспроизводится, уже существуя до того. То или иное явление должно прочно войти в обиход, чтобы стать знаком. Впервые возникнув, знаком оно не является.

Про принципы

Начиная с древних  времен, можно выделить два принципиальных течения в отношении к знаку  вообще Но для начала введем два  термина: план выражения и план содержания знака, в упрощенном смысле (это – внешняя оболочка знака (визуальный образ.) и – опять же – значение.Знак очень экономное средство. Не нужно каждый раз анализировать, почему тот или иной звуковой или визуальный комплекс отсылает наше сознание к определенному предмету или идее.Если использовать известный в науке прием reductio ad absurdum (какой-то принцип ‘доводится до абсурда’, то есть, применяется со скрупулезной точностью и тщательностью во всех случаях), то теория φύσει, в конечном итоге, приводит к так называемому ‘парадоксу истинных стаканов’: если слова и предметы связаны по природе, а высказывания со словами могут быть истинными и неистинными, то и предметы (например, стаканы) могут быть истинными и неистинными. Но это явная чушь, понятие истинности неприменимо к стаканам.В то же время, именно в этом пункте содержится наиболее смертоносное оружие любой идеологии, пропаганды, рекламы. Ведь наивный-то пользователь действительно добровольно заблуждается в отношении природной связи звучания и значения, слова и предмета (это называют мотивированностью знака: значение мотивировано обозначаемым предметом). основа и сама возможность обмана предоставляется несовпадением интуиции наивного пользователя в отношении мотивированности знака с реальной несвязанностью значения со звучанием, принципиальной немотивированностью знака. Современная семиотика в качестве своего основного принципа выдвигает тезис о принципиальной немотивированности знака, его арбитрарности. Это значит, что между звучанием и значением нет необходимой, принципиальной связи. Следует признать, что и этот тезис можно обнаружить и в бытовом сознании: в поговорке Хоть горшком назови, только в печку не сажай. Принцип немотивированности знака является первым фундаментальным законом семиотики, лингвистики и теории коммуникации. Другой стороной знака является как раз обратное его свойство, то есть его мотивированность, его внутренняя форма и т.п. Произвольность знака - динамическая его сторона. Произвольный перенос значения совершается уже в исходном пункте семиозиса (знакотворчества, создания знака), в употреблении). Произвольность знака не абсолютна и не относительна, но именно принципиальна, для выполнения функции обозначения безразлично, какая именно сторона объекта будет взята в качестве основы для семиозиса (распространенный лингвистический пример: рус. земляника, нем. Erdbeer от Erde = земля, англ. strawberry от straw = солома и т.п.), но то, что взята именно эта сторона, остается как норма для определенного исторического момента (периода). В теории коммуникации дляисследования знаковых отношений принято пользоваться так называемым ‘треугольником Фреге’.

Информация о работе Шпоргалки по "Теории коммуникации"