Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций
Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".
1.Теория
коммуникации: основные
понятия и идеи.
Наука о коммуникациях начала оформляться
в начале XX века, она относится к постнеклассическим
наукам, т.е. не входит в перечень классических
наук, в частности, преподаваемых в школе.
Коммуникативное знание носит междисциплинарный
характер. Коммуникация – это объект социогуманитарных
естественнонаучных и научно-технических
дисциплин, каждая из которых вычленяет
из коммуникации свой объект и предмет
исследования. Технические дисциплины
изучают возможности и способы передачи,
обработки и хранения информации. Социо-гуманитарные
науки (психология философия) рассматривают
свои аспекты коммуникации с присущими
им особенностями и спецификами. Теория
коммуникации как междисциплинарная наука
рассматривает лингвистические, когнетивные
(умственные) и логико-философские аспекты
коммуникации.
Характеристики теории коммуникации:
Современная теория коммуникации может быть представлена в виде двухуровневой структуры:
2.Объект, предмет и методология теории коммуникации.
Объект теории коммуникации – социальная коммуникация, понимаемая в широком смысле, как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте.
Предмет теории
коммуникации – коммуникативные
процессы, если рассматривать коммуникацию
в широком социально-
Стивен Литти Джон считает, что нужно изучать теории, которые называет основными составляющими ядра теории коммуникации, это теории:
Общенаучные методы
теории коммуникации: моделирование, анализ,
синтез, обобщение, экстраполяция (распространение
выводов, полученных из наблюдения над
одной частью явления, на другую его часть),
сравнительно-исторический метод. При
сборе эмпирических данных широко применяется
наблюдение, анализ документов, психологический
и социальный эксперимент.
3.Соотношение теории коммуникации и других гуманитарных дисциплин.
Соотношение философии и теорий коммуникации.
Социальная коммуникация – движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Постижение сущности социальной коммуникации требует обращения к философским категориям (идеальное, сознание, смысл, воля, память и т.д.). Второй класс философских дисциплин занимается социальными коммуникационными процессами – логика и герменевтика. В рамках философского измерения ищутся ответы на вопросы о соотношении материального, идеального, объективного и субъективного в самой коммуникации и её компонентах.
Соотношение психологии и теории коммуникации.
Психологическая грань проявляется в двух случаях: в межличностном общении; в манипулировании.
Лингвистика и теория коммуникации.
Необходимая речевая
способность – предпосылка
Герменевтика и теория коммуникации.
В философии чаще всего интерпретируется как метод истолкования, интерпретации текстов. У герменевтики длинная история: в античности и в Средневековье толкователи «священных» текстов вели многочисленные споры вокруг смыслов того или иного текста, выражения. Проблеме толкования и понимания текста отдали дань многие выдающиеся философы — Ф. Шлегель, Ф. Шлей-ермахер, М. Хайдеггер и др. Именно поэтому герменевтический метод нередко относят к общефилософским, но мы его рассматриваем как частнонаучный, поскольку его применение касается исключительно сферы социально-гуманитарного знания.
Бихевиоризм и теория коммуникации.
Бихевиоризм (от англ. — поведение) — одно из ведущих направлений в психологической науке конца XIX — первой половины XX в. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Бихевиоризм возник под влиянием экспериментальных исследований психики животных, в формировании его научных основ большую роль сыграли работы И.П. Павлова. Бихевиористская методология особенно отчетливо проявилась при изучении механизмов обратной связи как реакции на стимул.
Социолингвистика и теория коммуникации.
Социолингвистика изучает влияние социальных характеристик участников на протекание вербальной коммуникации, таких, как статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов. Установлено, что влияние этих переменных на вербальную коммуникацию значительно и сказывается на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Социально детерминированными являются также стереотипы выражения самооценки, способы проявления отношения к собеседнику и др. Поскольку многие виды дискурса прямо связаны с групповой принадлежностью и ролевыми отношениями партнеров, возникают специфические типы диалога — профессионально-деловые, бытовые, политические, женские, мужские, молодежные и пр.
Актуальная проблема социолингвистики — коммуникативные барьеры (языковые, культурные и др.), затрудняющие общение между группами.
Семиотика и теория коммуникации.
Семиотика понимается
не только как «наука о знаках и
знаковых системах», но и как методологическая
основа изучения языка, литературы, искусства,
феноменов коммуникации внутри культуры
и между разными культурами. Язык, как знаковая
система, функционирует в рамках процессов
коммуникации, опосредованных различными
средствами (от взаимодействия лицом к
лицу до письменности, телевидения и интернета).
4.Методы теории коммуникации
Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Метод моделирования
широко применяется при исследованиях
коммуникативных процессов. Теория
коммуникации оперирует большим
количеством моделей
Системный подход.
При системном
подходе объект рассматривается
как некоторое множество
Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, основанную на суждениях о сходстве или различии объектов. Главное условие использования данного метода состоит в наличии общего признака, по которому сравниваются изучаемые объекты.
Одним из широко используемых в социогуманитарном знании методов сравнения является сравнительно-исторический. С его помощью познаются различные ступени развития одного и того же явления или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание. На основе этого метода можно выявить и сопоставить уровни и определить тенденции развития изучаемого явления, происшедшие изменения. В частности, он полезен при исследовании социальной коммуникации как развивающегося явления, поскольку позволяет выделить основные этапы в ее развитии, отразить эволюцию форм и средств (в первую очередь технических) коммуникации, а также все более увеличивающийся объем циркулирующей информации.
Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе. Методы социологических исследований (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать социально-коммуникационные процессы и явления.
Контент-анализ обращен к содержательной стороне информации. Рассчитан на изучение деятельности средств массовой информации путем систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания сообщения информационного источника. Для получения таких данных используется электронно-вычислительная техника и методы программного моделирования. Главным объектом контент-анализа являются тексты, фонограммы, аудио- и видеозаписи, содержащие печатную или радиотелевизионную информацию.
Кроме того, анализируются опросы общественного мнения с целью определения эффективности деятельности различных информационных средств. Данные, получаемые с его помощью, выявляют роль СМИ в формировании вкусов, предпочтений, интересов и мнений различных социально-демографических и профессиональных групп, их отношение к тем или иным процессам в области экономики, политики, культурной и социальной жизни. Принято различать содержательный и структурный контент-анализ. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание на содержании сообщения. При структурном контент-анализе рассматривается способ подачи сообщения; например, как часто освещается то или иное событие в конкретном источнике, сколько печатного пространства ему отводится и т.д.
Интент-анализ - метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Намерение (интенция) что-либо высказать, связанное с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого проявления.
Намерение составляет собственно психологический пласт речи, зачастую именно оно в первую очередь улавливается людьми в разговоре, на него следует реакция собеседника.
Однако интенциональный пласт речи не всегда доступен для простого выделения и описания. Поэтому и разрабатывается техника его фиксирования, получившая название интент-анализа. Эта техника развивается на основе изучения текстов повседневной жизни (дискурсов). Для анализа и описания удобны политические тексты, интервью, выступления, телевизионные диалоги.
Особенно выразительными для анализа являются выступления конфликтного типа.
Наблюдение.
Применяется при сборе предварительного материала исследования и контроле полученных эмпирических данных. При помощи этого метода могут быть выявлены нормы вербального и невербального взаимодействия, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникантами в различных ситуациях и различных эмоциональных состояниях.