Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций
Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".
В зависимости
от роли наблюдателя в исследуемой
ситуации различают включенное и
невключенное наблюдение. Включенное
наблюдение предполагает взаимодействие
наблюдателя с изучаемой
Метод социометрии.
С помощью социометрического
метода, его специальных процедур
опроса, измерения и расчетов изучают
типологию социального
5. Сущность понятия коммуникация.
Коммуникация (от лат. сommunico – связываться, делать общим, общаться).
Communication – 1. Человеческое общение, контакты, связи между людьми 2. Связь осуществляется посредством тех устройств, средств общения 3. Передача информации.
Понятие появилось в 17в в значении средств связи.
Коммуникация (в широком смысле) – это эффективное синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, которое возникает в результате обмена между одним субъектом (источником) и другим (получателем) информации, имеющий смысл для обоих субъектов.
Коммуникация ( в узком смысле) – взаимодействие социальных субъектов(людей и их общностей), которые возникают в результате обмена между ними информацией, имеющей для них смысл. Понятие коммуникации обладает следующими чертами:
6.Понимание коммуникации в различных парадигмах (концепция Р. Крейга).
Роберт Крейг выделил 7 традиций (моделей):
7. Коммуникация как процесс. Понятие доступности информации.
Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. И именно этот аспект коммуникации важен и для рекламы, и для паблик рилейшнз. В стандартном коммуникативном акте также важны именно невербальные реакции на сообщение, поскольку наиболее значимые проявления восхищения, удивления, ненависти и т.д. имеют подчеркнуто вербальный компонент в виде разнообразных междометий. Если о коммуникации мы говорим как о перекодировке вербального в невербальное, то письменность возникает из обратного действия: перекодировки невербальных характеристик в вербальные. Мы можем изобразить эти два процесса разнонаправленной перекодировки следующим образом: Коммуникация вербальные —— невербальные Письменность невербальные ——— вербальные Современная действительность может создавать длинные вербальные тексты, которые уже не связаны непосредственно с процессами перехода в невербальную сферу. Это, например, литература. С наших позиций литературой становится увеличение вербального компонента за счет уменьшения невербального. Ритуал реализует обратное соотношение: удлинение невербального компонента за счет сокращения вербального. Мы можем изобразить это следующим образом:
|
В литературе удлинение вербальной составляющей, удержание внимания реализуется с помощью введения героя, который попадает в большое число событий. Качественное изменение вербального текста позволило оттенить его невербальную составляющую. Хорошо известен психологический факт отвлечения внимания, например, при прослушивании новостей продолжительностью более одной минуты. Литература должна вновь вернуть это уходящее внимание к своему тексту.
У американских аналитиков есть цикл принятия решений, именуемый НОРД - наблюдение, ориентировка, решение, действие. Литература должна действовать в рамках этого цикла, не давая читающему/слушающему возможности принять решение об отключении от этого потока коммуникации. То есть вводить все новые ситуации, тем самым поддерживая внимание. Существует также бессюжетная возможность удержания внимания: "не герой, а тот участок мира, где он появляется, становятся в центре внимания".
Литературу (как и ритуал) можно рассматривать как нормопорождающую структуру. В результате перехода от входа к выходу происходит введение нормы. В литературном тексте отмечается наказание негатива и вознаграждение позитива. Происходит явное упорядочивание ситуаций в пользу вводимой нормы. Есть еще одна важная характеристика литературного текста — его незавершенность, До последней страницы текст ощущается как незаконченный. Известна роль незавершенных действий для человеческой психики. Человеку свойственно стремиться к завершению подобных ситуаций. Особенно ярко это качество незавершенности проявляется в явлениях массовой культуры, например, детективе, который так захватывает человека, что он не в состоянии отказаться от чтения.
Миф — это, наоборот, завершенный текст. Он известен заранее, и в этом его сильная сторона, позволяющая прогнозировать его будущее развитие. Литературный текст слабо прогнозируем с точки зрения читателя. Миф полностью прогнозируем. Миф-это вербальная сторона ритуала. Ритуал и миф описывают одну точку реальности, только с разных позиций: миф — с вербальной стороны, ритуал — с невербальной. Ритуал представляет собой известный порядок действий, требующий его выполнения. Если в литературе заложена эстетика новизны, то в ритуале — эстетика повтора. Рекламный текст (как и сфера паблик рилейшнз) вновь восстанавливает статус невербального компонента. Современные ритуалы являются вырожденными, они занижают роль как вербального, так и невербального компонентов. Это связано с исчезновением особого безальтернативного статуса современного ритуала. Современное общество принципиально альтернативно — для него характерной является альтернативная коммуникативная среда. Любое сообщение может быть заменено любым другим. Общество прошлого стремилось к уникальности коммуникативных процессов: например, только одна книга — Библия и т.д.
Следует отметить также принципиальную разнонаправленность интересов рекламы и паблик рилейшнз как типов коммуникации. Реклама является прямым вариантом коммуникации, паблик рилейшнз заинтересованы в косвенном воздействии. Реклама работает на платных страницах газет, паблик рилейшнз - на бесплатных. Реклама порождает благоприятные сообщения, паблик рилейшнз — благоприятные контексты. Но в любом случае этот новый тип прикладных коммуникаций стал играть в современном обществе очень важную роль.
Коммуникативные процессы в соответствии с моделью Г. Бейтсона идут на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном [539]. Коммуникативный уровень понимается стандартно, а метакоммуникативный уровень задает модус передаваемого сообщения. Г. Бейтсон пришел к своей теории, наблюдая над играми обезьян. Его интересовал вопрос, как обезьяны понимают в конкретном случае, что покусывание — это не ссора, а игра. Ответ состоял в том, что обезьяна передает мета-коммуникативное сообщение, дающее нужную интерпретацию передаваемому содержанию. Шизофреник, как он считает, не владеет метакоммуникативным инструментарием, поэтому не может адекватно интерпретировать получаемые сообщения. Например, он не может понимать шуток и тем самым выпадает из процесса обычной коммуникации.
Метакоммуникативные процессы должны соотноситься с теми или иными жанрами, с теми или иными типами дискурсов. Человек, владеющий речью, должен одновременно владеть набором принятых в данной структуре типов дискурсов, поскольку в каждом из них существует свой вариант коммуникативного поведения. Речь не идет только о различиях между свадьбой и похоронами, есть также Метакоммуникативные правила, требующие в одном случае порождать информацию, в другом — только получать ее. Определенные речевые ритуалы серьезным образом предопределяют наше поведение в этом смысле.
Коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для иерархической схемы важен приказ, для демократической - убеждение.
Коммуникационный
процесс - это процесс передачи информации
от одно го человека к другому или
между группами людей по разным каналам
и при\ помощи различных коммуникативных
средств (вербальных, невербалънъ и др.).
Этот процесс может приобретать различные
формы в зави-1 симости от числа участников,
целей участвующих сторон, использу-1 емых
каналов, средств, стратегий и пр.
8. Основные этапы и направления развития теории коммуникации.
Этапы развития ТК:
1) Античность. Сократ,
платон, Софисты – все дела. Благодаря
софистам возникла риторика и
соответственно это дало
2) Огромный шаг на пути
решения проблемы личности и человеческих
отношений был сделан с возникновением
и распространением христианства.
3)Средневековье.
Труды теоретиков (Исидор Севильский,
Юлий Руфиний, 1еоргий Херовоск
и др.). приходит гомилетика —
искусство произнесения
4)Возрождение и Новое время приносят новое понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания Чел. В эпоху Просвещения умонастроения в интеллектуальной среде меняются — все более широкое признание завоевывает такое понимание сущности человека и человеческих отношений, которое основано на вере в природную доброту и разумность человека, в возможность создания общества, в котором будут царить отношения «свободы, равенства и братства».
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТЯ ТК:
-бихевиоризм
В основе лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Разработка основных идей этого направления принадлежит американскому учёному Эдварду Торн Дайку, ставившим в основу коммуникации не язык а сами речевые сигналы манипулирования, которые позволяют влиять на человека.
-символический
интеракционизм. основоположник – джордж Смитт. Внимание уделяет символическому содержанию социальных взаимодействий. Язык рассматривается как основное символичческое средство взаимодействия. Иследование взаимодействий позволили выявить динамику социализации личности, установить связь социальных символов с социальными ролями коммуникантов и социальными ролями коммуникации.
-этнометодология
Гарфинкель и Гоффман. Понимает язык коммуникации широко включая в него как вербальный язык так и язык жестов, движений, ритуалы и даже молчание.
-теория межкультурного содержания коммуникации.
Эдвард Холл. На эффективность коммуникативного действия влияет принадлежность коммуникантов к определённой культуре. Социальная дистанция – основное понятие, которое характеризует степень близости к опрделённой группе лиц.
-Два подхода к изучению средств массовой коммуникации: рационалистический и иррационалистический.
Рационалистичечский. основан на теории информационного общества. разработан Беллом. Состоит в том, ччто информация рассматривается в каччестве единого стимула и источника её развития.
Иррациональный. Феноменологическое направление. основоположник – Альфред Шюц. Этот подход обращён к проблемам социализации и коммуникации обусловленных не языковыми факторами. Коммуникация трактуется в рамках этого направления как результат взаимного понимания людей.