Шпоргалки по "Теории коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".

Работа содержит 1 файл

шпоргалка.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

В зависимости  от роли наблюдателя в исследуемой  ситуации различают включенное и  невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает здесь полноправным членом, он имитирует свое вхождение в определенную социальную среду, адаптируется к ней, наблюдая события как бы «изнутри». Главный недостаток связан с воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ ценностей и норм изучаемой группы, в том числе и норм коммуникативного поведения.

Метод социометрии.

С помощью социометрического  метода, его специальных процедур опроса, измерения и расчетов изучают  типологию социального поведения  в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Этот метод был разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы. 

5. Сущность понятия  коммуникация.

Коммуникация (от лат. сommunico – связываться, делать общим, общаться).

Communication – 1. Человеческое общение, контакты, связи между людьми 2. Связь осуществляется посредством тех устройств, средств общения 3. Передача информации.

Понятие появилось  в 17в в значении средств связи.

Коммуникация  (в широком смысле) – это эффективное синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, которое возникает в результате обмена между одним субъектом (источником) и другим (получателем) информации, имеющий смысл для обоих субъектов.

Коммуникация ( в узком смысле) – взаимодействие социальных субъектов(людей и их общностей), которые возникают в результате обмена между ними информацией, имеющей для них смысл. Понятие коммуникации обладает следующими чертами:

    1. Наличие двух и более социальных субъектов, участвующих в процессе передачи информации.
    2. Наличие сообщения, содержащего в закодированном виде общественно или индивидуально значимую информацию.
 

6.Понимание  коммуникации в  различных парадигмах (концепция  Р. Крейга).

Роберт Крейг  выделил 7 традиций (моделей):

  1. Риторическая модель. Коммуникация выступает как практическое искусство разговора. Риторику определяют, как изучение и обучение практической, обычно убеждающей коммуникации. (Софизм – искусство убеждения). По Крейгу, способ теоретического анализа коммуникации полезен, если требуется объяснить, почему участие в разговорах (публичных выступлениях) важно и как этопроисходит. Кроме того, этот подход открывает возможность для развития и улучшения практики коммуникации посредством её критического изучения и многообразия. Проблема коммуникации в риторической традиции понимается как способность разрешать социальные трудности с помощью умелого речевого воздействия на убеждение слушателя.
  2. Семиотическая традиция. Коммуникация – межсубъектное взаимодействие опосредованное знаками. Подход опирается на понимание коммуникации как взаимодействие опосредованного знаковыми системами, я зыками, кодами. Процесс возникновения, понимания и рождения новых значений в ходе декодирования. Проблемы коммуникации семиотической традиции: проблемы презентации и передачи значений, непонимание между субъектами, которых можно связать с помощью общих знаковых систем.
  3. Феноменологическая традиция. Коммуникация – как проживание опыта другого. Коммуникация – диалог или переживание иного опыта. Подлинная коммуникация или диалог основан на опыте прямого непосредственного контакта с другими людьми, притом что коммуникативное понимание начинается в дорефлексивном опыте. Проблемы коммуникации: возникают из необходимости и в то же время объективно существующей сложности и даже невозможности постоянно поддерживать доверительную коммуникацию между людьми.
  4. Кибернетическая (процессно-информационная) традиция. Коммуникация – процесс передачи и обработки информации. Теория коммуникации – изучение и изложение принципов и методов, с помощью которых передается информация. Коммуникация рассматривается как процесс механического перемещения определенных объемов информации от одного субъекта к другому. Основные проблемы коммуникации: сбои в процессах обработки потоков информации.
  5. Социально-психологическая традиция. Коммуникация – взаимодействие и влияние субъектов друг на друга. Коммуникация – процесс, посредством которого индивиды взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга, в котором коммуникативное поведение людей вызывает ряд когнетивных, эмоциональных и поведенческих эффектов. Проблемы коммуникации: ситуации, которые рассматривают эффективное воздействие на причины поведения для того, чтобы получить заранее определенный и контролируемый результат.
  6. Социокультурная традиция. Коммуникация – воспроизводство социального порядка. Коммуникация – символический процесс, который производит и воспроизводит общее социокультурные модели. Это традиция показывает, как социальный порядок создается, осуществляется, поддерживается и трансформируется в процессе взаимодействия на микроуровне. Повседневные коммуникационные практики воспроизводят социальный порядок и социум как таковой.
  7. Критическая традиция. Коммуникация – дискурсивная рефлексия. Критическая теория коммуникации предлагает модель коммуникативной практики принципиально отличную от социокультурной модели для того, чтобы в основе социального порядка было подлинное взаимопонимание коммуникаторов, необходимо время от времени формулировать, ставить вопросы и открыто обсуждать имеющиеся различия в их суждениях об объективном мире, моральных норм и личном опыте.
 

7. Коммуникация как  процесс. Понятие  доступности информации.

Под коммуникацией  понимаются процессы перекодировки  вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. И именно этот аспект коммуникации важен и для рекламы, и для паблик рилейшнз. В стандартном коммуникативном акте также важны именно невербальные реакции на сообщение, поскольку наиболее значимые проявления восхищения, удивления, ненависти и т.д. имеют подчеркнуто вербальный компонент в виде разнообразных междометий. Если о коммуникации мы говорим как о перекодировке вербального в невербальное, то письменность возникает из обратного действия: перекодировки невербальных характеристик в вербальные. Мы можем изобразить эти два процесса разнонаправленной перекодировки следующим образом: Коммуникация вербальные —— невербальные Письменность       невербальные ——— вербальные Современная действительность может создавать длинные вербальные тексты, которые уже не связаны непосредственно с процессами перехода в невербальную сферу. Это, например, литература. С наших позиций литературой становится увеличение вербального компонента за счет уменьшения невербального. Ритуал реализует обратное соотношение: удлинение невербального компонента за счет сокращения вербального. Мы можем изобразить это следующим образом:

Литература  вербальный  компонент  невербальный 
Ритуал  вербальный  невербальный  компонент
       

В литературе удлинение  вербальной составляющей, удержание  внимания реализуется с помощью  введения героя, который попадает в большое число событий. Качественное изменение вербального текста позволило оттенить его невербальную составляющую. Хорошо известен психологический факт отвлечения внимания, например, при прослушивании новостей продолжительностью более одной минуты. Литература должна вновь вернуть это уходящее внимание к своему тексту.

У американских аналитиков есть цикл принятия решений, именуемый НОРД - наблюдение, ориентировка, решение, действие. Литература должна действовать в рамках этого цикла, не давая читающему/слушающему возможности принять решение об отключении от этого потока коммуникации. То есть вводить все новые ситуации, тем самым поддерживая внимание. Существует также бессюжетная возможность удержания внимания: "не герой, а тот участок мира, где он появляется, становятся в центре внимания".

Литературу (как  и ритуал) можно рассматривать  как нормопорождающую структуру. В  результате перехода от входа к выходу происходит введение нормы. В литературном тексте отмечается наказание негатива и вознаграждение позитива. Происходит явное упорядочивание ситуаций в пользу вводимой нормы. Есть еще одна важная характеристика литературного текста — его незавершенность, До последней страницы текст ощущается как незаконченный. Известна роль незавершенных действий для человеческой психики. Человеку свойственно стремиться к завершению подобных ситуаций. Особенно ярко это качество незавершенности проявляется в явлениях массовой культуры, например, детективе, который так захватывает человека, что он не в состоянии отказаться от чтения.

Миф — это, наоборот, завершенный текст. Он известен заранее, и в этом его сильная сторона, позволяющая прогнозировать его будущее развитие. Литературный текст слабо прогнозируем с точки зрения читателя. Миф полностью прогнозируем. Миф-это вербальная сторона ритуала. Ритуал и миф описывают одну точку реальности, только с разных позиций: миф — с вербальной стороны, ритуал — с невербальной. Ритуал представляет собой известный порядок действий, требующий его выполнения. Если в литературе заложена эстетика новизны, то в ритуале — эстетика повтора. Рекламный текст (как и сфера паблик рилейшнз) вновь восстанавливает статус невербального компонента. Современные ритуалы являются вырожденными, они занижают роль как вербального, так и невербального компонентов. Это связано с исчезновением особого безальтернативного статуса современного ритуала. Современное общество принципиально альтернативно — для него характерной является альтернативная коммуникативная среда. Любое сообщение может быть заменено любым другим. Общество прошлого стремилось к уникальности коммуникативных процессов: например, только одна книга — Библия и т.д.

Следует отметить также принципиальную разнонаправленность  интересов рекламы и паблик рилейшнз как типов коммуникации. Реклама  является прямым вариантом коммуникации, паблик рилейшнз заинтересованы в косвенном воздействии. Реклама работает на платных страницах газет, паблик рилейшнз - на бесплатных. Реклама порождает благоприятные сообщения, паблик рилейшнз — благоприятные контексты. Но в любом случае этот новый тип прикладных коммуникаций стал играть в современном обществе очень важную роль.

Коммуникативные процессы в соответствии с моделью  Г. Бейтсона идут на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном [539]. Коммуникативный уровень понимается стандартно, а метакоммуникативный уровень задает модус передаваемого сообщения. Г. Бейтсон пришел к своей теории, наблюдая над играми обезьян. Его интересовал вопрос, как обезьяны понимают в конкретном случае, что покусывание — это не ссора, а игра. Ответ состоял в том, что обезьяна передает мета-коммуникативное сообщение, дающее нужную интерпретацию передаваемому содержанию. Шизофреник, как он считает, не владеет метакоммуникативным инструментарием, поэтому не может адекватно интерпретировать получаемые сообщения. Например, он не может понимать шуток и тем самым выпадает из процесса обычной коммуникации.

Метакоммуникативные процессы должны соотноситься с теми или иными жанрами, с теми или  иными типами дискурсов. Человек, владеющий  речью, должен одновременно владеть набором принятых в данной структуре типов дискурсов, поскольку в каждом из них существует свой вариант коммуникативного поведения. Речь не идет только о различиях между свадьбой и похоронами, есть также Метакоммуникативные правила, требующие в одном случае порождать информацию, в другом — только получать ее. Определенные речевые ритуалы серьезным образом предопределяют наше поведение в этом смысле.

Коммуникация  может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для иерархической схемы важен приказ, для демократической - убеждение.

Коммуникационный  процесс - это процесс передачи информации от одно го человека к другому или  между группами людей по разным каналам  и при\ помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербалънъ и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зави-1 симости от числа участников, целей участвующих сторон, использу-1 емых каналов, средств, стратегий и пр. 

8. Основные этапы  и направления развития теории коммуникации.

Этапы развития ТК:

1) Античность. Сократ, платон, Софисты – все дела. Благодаря  софистам возникла риторика и  соответственно это дало толчок  развитию теории коммуникации.

2) Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства.Христианство дало мощный импульс развитию самосознания личности. типа возлюби ближнего своего, чел создан по образу и подобию Бога и т.д в отличие от античности где чел – частица Космоса и не е***))). Но христианство наложило и определенные ограничения на развитие человеческой индивидуальности и на характер человеческих взаимоотношений, поскольку, во-первых, отдавало приоритет не индивидуальному, а «соборному» (церковному) существованию человека

3)Средневековье.  Труды теоретиков (Исидор Севильский, Юлий Руфиний, 1еоргий Херовоск  и др.). приходит гомилетика —  искусство произнесения проповеди,  поддерживаемое неколебимым авторитетом  церкви.

4)Возрождение  и Новое время приносят новое понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания Чел. В эпоху Просвещения умонастроения в интеллектуальной среде меняются — все более широкое признание завоевывает такое понимание сущности человека и человеческих отношений, которое основано на вере в природную доброту и разумность человека, в возможность создания общества, в котором будут царить отношения «свободы, равенства и братства».

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТЯ ТК:

-бихевиоризм 

В основе лежит  понимание поведения человека как совокупности двигательных вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Разработка основных идей этого направления принадлежит американскому учёному Эдварду Торн Дайку, ставившим в основу коммуникации не язык а сами речевые сигналы манипулирования, которые позволяют влиять на человека.

-символический 

интеракционизм. основоположник – джордж Смитт. Внимание уделяет символическому содержанию социальных взаимодействий. Язык рассматривается  как основное символичческое средство взаимодействия. Иследование взаимодействий позволили выявить динамику социализации личности, установить связь социальных символов с социальными ролями коммуникантов и социальными ролями коммуникации.

-этнометодология

Гарфинкель и  Гоффман. Понимает язык коммуникации широко включая в него как вербальный язык так и язык жестов, движений, ритуалы и даже молчание.

-теория межкультурного  содержания коммуникации.

Эдвард Холл. На эффективность коммуникативного действия влияет принадлежность коммуникантов  к определённой культуре. Социальная дистанция – основное понятие, которое характеризует степень близости к опрделённой группе лиц.

-Два подхода  к изучению средств массовой  коммуникации: рационалистический  и иррационалистический.

Рационалистичечский. основан на теории информационного общества. разработан Беллом. Состоит в том, ччто информация рассматривается в каччестве единого стимула и источника её развития.

Иррациональный. Феноменологическое направление. основоположник – Альфред Шюц. Этот подход обращён  к проблемам социализации и коммуникации обусловленных не языковыми факторами. Коммуникация трактуется в рамках этого направления как результат взаимного понимания людей.

Информация о работе Шпоргалки по "Теории коммуникации"