Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

007.docx

— 137.45 Кб (Скачать)

Для контроля за соблюдение прав человека Европейский Совет  образовал два органа: Европейскую  комиссию по правам человека и Европейский  суд. Подобные органы были созданы и  в Америке: Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский  суд по правам человека. В Африке действует Африканская комиссия по правам человека и народов, причем ее задачи шире, чем задачи других аналогичных  комиссий, так как она рассматривает  вопросы индивидуальных и коллективных прав народов, в частности, споры  между африканскими государствами.

Необходимо подчеркнуть  особое значение Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (до 1995 года - СБСЕ) и Хельсинкского Заключительного  акта, в котором излагались ряд  принципов прав человека, такие как  свободы мысли, совести, религии, убеждений  без различия расы, пола, языка и  религии. Дальнейшее сотрудничество государств-участников ОБСЕ по вопросам прав и свобод человека нашло отражение в итоговых документах встреч представителей всех государств в Мадриде (1983 г.), Вене (1989 г.) и в  Копенгагене (1990 г.), в парижской хартии для новой Европы (1990 г.), а также  в Москве (1991 г.) на конференции по человеческому измерению. Вопросы  прав человека обсуждались и на парижском  совещании Совета СБСЕ в 1992 году и  на последующих форумах.

Вхождение в мировое сообщество в качестве демократического правового  государства невозможно без осуществления  международного сотрудничества в области  прав человека. Начало такого сотрудничества в Казахстане связано с деятельностью  неправительственных правозащитных  организаций. В 1989 году были созданы  Алма-Атинское отделение Всесоюзного  историко-просветительского общества "Мемориал" и общество "Адилет", целью которых стало восстановление прав граждан, репрессированных прежним  режимом. Еще через год была организована Казахстанская ассоциация жертв  политических репрессий. В 1994 - 1996 годах  создается Комиссия по правам человека при президенте Республики Казахстан.

Казахстан осуществил в последнее  время важные мероприятия по внедрению  в свое правовое пространство международных  норм и принципов соблюдения прав и свобод человека, а также норм гуманитарного права. С этой целью  он ратифицировал Женевские конвенции  о защите жертв войны 1949 г. т дополнительные протоколы к ним, Конвенцию о  правах ребенка, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин, Конвенцию о ликвидации и  предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Конвенцию  о ликвидации всех форм расовой дискриминации  и Конвенцию против пыток и  других жестоких, бесчеловечных или  унижающих достоинство видов  обращения и наказания.

3.2 Омбудсмен (уполномоченный  по правам человека) как институт  защиты прав и свобод человека

Для защиты прав и свобод человека и гражданина в различных  странах учреждают институт омбудсмана. Приоритет в формировании подобного  института принадлежит Швеции, где  должность омбудсмена была учреждена  в начале XIX в. (в 1809 г.). Причем прообразом института омбудсмена считается  специальный королевский уполномоченный XIII в., защищавший перед монархом права  и интересы подданных.

Термин "омбудсмен" имеет  древнегерманское происхождение. У  германских племен так именовалось  лицо, собиравшее виру (денежный штраф) за убийство. Не случайно омбудсменами в Швеции называют любых лиц, уполномоченных представлять чужие интересы — индивидов  или юридических лиц.

Однако в конституционно - правовом смысле термин "омбудсмен" означает специальное должностное  лицо, особый государственный институт, призванный контролировать деятельность органов власти во взаимоотношениях с гражданами, не допускать и устранять  нарушения их прав и свобод. Поэтому  в западной публицистике омбудсмена образно называют "сторожем сторожей".

Таким образом, омбудсмен  или же уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции  полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина [47].

В нашей республике организация  деятельности Уполномоченного (омбудсмена) обеспечивается Национальным Центром  по правам человека, который является государственным учреждением, имеет  печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Казахстан и  своим наименованием на государственном  языке, а также соответствующие  счета в банковских учреждениях. Деятельность Национального Центра осуществляется на основании Положения  о Национальном Центре по правам человека, утверждаемого Президентом Республики Казахстан по представлению Уполномоченного. Целью этого центра является осуществление  информационно-аналитического, организационно-правового  и иного обеспечения деятельности Уполномоченного [47].

Кроме того, уполномоченные по правам человека могут различаться  по объему своих полномочий. Чаще всего  они действуют в масштабе страны и охватывают своей компетенцией все конституционные права и  свободы личности. Вместе с тем, иногда их полномочия распространяются на определенную сферу жизни. Например, в Германии существует уполномоченный бундестага по вопросам обороны. Он защищает права  граждан, связанные с исполнением  воинской обязанности и вопросами  освобождения от нее. В частности, к  его содействию обычно обращаются немцы, не желающие брать в руки оружие по соображениям религии или морали. Проблемы, выходящие за пределы военной  службы, германского уполномоченного  не касаются.

В Канаде имеются уполномоченные по национальным языкам, по информации, по обеспечению прав заключенных. Иногда компетенция уполномоченного распространяется только на определенные административно - территориальные единицы страны. Например, в Австралии, Индии и  Италии есть омбудсмены по отдельным  штатам (областям).

Существуют в зарубежной практике и такие органы, которых  конституционно-правовая теория определяет как "квазиомбудсменов". Так, например, квалифицируется постоянная следственная комиссия в Танзании, выполняющая  функции "коллективного омбудсмена", но лишь по отношению к определенному  кругу лиц: высокопоставленным служащим госаппарата и только по ряду аспектов их поведения. Вряд ли можно отнести  к настоящим омбудсменам "президентский  комитет по административному исполнению и эффективности", существующий на Филиппинах, а также многочисленных университетских омбудсменов в  США. Филиппинская структура весьма зависима от главы государства. Кроме  того, ее полномочия далеко выходят  за пределы вопроса прав и свобод граждан. Университетские же омбудсмены являются общественниками и не обладают той компетенцией и статусом, которые присущи специальной государственной службе.

Быстрое и широкое распространение  в зарубежных странах специальных  служб по правам человека объясняется  рядом причин. Во-первых, ростом популярности в последние десятилетия концепции  естественных прав человека и необходимостью изыскания эффективных механизмов их защиты. Во-вторых, независимым положением института уполномоченных по правам человека в системе государственных  органов большинства стран, что  позволяет ему успешно лоббировать  интересы простых людей. В-третьих, открытостью и доступностью данного  института, отсутствием в его  работе формализованных процедур разбирательства  жалоб и обращений. И, наконец, немаловажным фактором является бесплатность помощи гражданам.

Особое положение уполномоченного  по правам человека (омбудсмена) в системе  государственных органов конкретной страны обычно закрепляется в конституции, которая регламентирует цели и задачи данного института, основные принципы взаимоотношений с другими органами, а также порядок его формирования. Кроме того, конституции нередко  закрепляют права личности на обращение  за защитой своих прав и свобод к уполномоченным. Например, Конституция  Польши указанным вопросам посвящает  пять статей, в которых, в частности, сказано, что уполномоченный по гражданским  правам стоит на страже свобод и  прав человека и гражданина, определенных конституцией и иными нормативными актами, что уполномоченный независим  в своей деятельности и отвечает только перед Сенатом в соответствии с принципами, определенными в  законе. Сфера и порядок деятельности польского уполномоченного по гражданским  правам определяются законом.

Уполномоченные по правам человека (единоличные или коллегиальные), Как правило, назначаются парламентами, поскольку главным объектом их контроля является исполнительная власть. Хотя в зарубежной практике имеются немногочисленные примеры назначения уполномоченных (омбудсменов) главами государств или  правительствами.

Согласно Указа Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года N 947. Об учреждении должности  Уполномоченного по правам человека "Положение об Уполномоченном по правам человека" уполномоченный назначается  на должность Президентом Республики Казахстан после консультаций с  Комитетами Палат Парламента Республики Казахстан, перечень которых определяется Президентом Республики Казахстан, а освобождение его от должности  Президентом Республики Казахстан.

Порядок формирования и срок полномочий омбудсменов оговаривается  конституциями или конституционными законами. В Казахстане этот срок полномочий - 5 лет со дня его назначения, причем одно и то же лицо не может быть назначено  на должность Уполномоченного более  двух раз подряд [47].

Степень реализации прав человека определяется уровнем развития права  в обществе, наличием в стране правового  государства. Поскольку правовое государство  и есть важнейшее условие реализации прав человека. Государство в такой  степени признается правовым, в какой  им признаются, уважаются, обеспечиваются, осуществляются и защищаются права  человека.

Не должно быть, каких  либо серьезных государственных  интересов, которые бы оправдали  ущемление основных прав человека. Однако натура государства в отношении  прав человека противоречива. Оно и основной гарант их соблюдения и защиты, но также и основной нарушитель. Таким образом, должен быть некий социальный институт, защищающий гражданина от государства, от действий органов государственной администрации. Этим и занимается институт омбудсмена.

С точки зрения гражданина, омбудсмен представляет собой должностное  лицо, к которому можно обратиться в случае недовольства административным решением, процессом его принятия, а также действиями работников государственного аппарата.

В снижении напряженности  взаимоотношений "государство гражданин" заинтересованы не только граждане, но и само государство. Общность проблем (бюрократизация управления, падение  авторитета власти) обуславливают признание  идеи омбудсмена в странах с разнообразными конституционными традициями и уровнем  жизни. Несмотря на все достоинства  традиционной юстиции, она обладает и очень существенными недостатками, такими как громоздкость процедур, их чрезмерная сложность и длительность, а также высокая стоимость  процесса.

Законодательно признается, что омбудсмен является дополнительным средством правовой защиты по отношению  к существующим правовым механизмам. Институт омбудсмена предоставляет  максимально индивидуализированную  помощь, свободную от формальных процессуальных требований и неограниченную жесткими правовыми (законодательными) рамками. Человек обычно предпочитает неформальные средства правовой защиты своих интересов.

Омбудсмена можно назвать  скорее "магистратурой убеждения", поскольку он использует "оружие" гласности, критики и убеждения. Он решает в различных странах  сходные задачи: придает правовой системе жизнеспособность, гуманизирует ее и смягчает существующие в ней  противоречия. В круг функциональных обязанностей нового органа входит принятие и осуществление мер в пределах своей компетенции по наблюдению и восстановлению прав и свобод человека.

Пожалуй, не менее острой сегодня является проблема гарантирования человеческого достоинства и  гражданских прав военнослужащих в  Казахстане, по примеру зарубежных стран.

Призывники нередко испытывают чувство незащищенности и страха перед лицом военной иерархии. Военная администрация допускает  нарушения прав подчиненных. Создание службы Военного омбудсмена, подобно  тому, как это сделано в Швеции, Норвегии, Германии, способствовало бы укреплению армии, обеспечению исполнения военных законов и гарантии правовой безопасности военнослужащих. Деятельность Военного омбудсмена отвечало бы и  интересам гражданского общества, ибо  позволило бы избежать превращения  армии в "государство в государстве". Предполагается, что военный омбудсмен  Казахстана не будет вправе вмешиваться  в технические вопросы национальной обороны или осуществлять функции  военного эксперта. Цель его деятельности - укрепление доверия к военной  администрации - не предполагает наделения  омбудсмена властно императивными  полномочиями. К Военному омбудсмену сможет обратиться любое лицо, заинтересованное в улучшении условий службы, озабоченное  вопросами поощрения по службе, освобождения от воинской обязанности, обиженное  старшим по званию, оскорбленное своим  начальством, несправедливо наказанное. Омбудсмен не нанесет урона военной  дисциплине, но будет способствовать поддержанию у членов общества ощущения безопасности в военной сфере.

Более сложная проблема - формирование в гражданском обществе и структурах власти политической и  правовой культуры, в рамках которой  казахстанский омбудсмен сможет эффективно выполнять возложенные  на него функции. Принятие "омбудсменовского" образа мышления, предполагающего терпимые (толерантные) отношения гражданина и государственных служащих, потребует  многих лет, а возможно, десятилетий.

Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества