Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа
Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для контроля за соблюдение прав человека Европейский Совет образовал два органа: Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд. Подобные органы были созданы и в Америке: Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. В Африке действует Африканская комиссия по правам человека и народов, причем ее задачи шире, чем задачи других аналогичных комиссий, так как она рассматривает вопросы индивидуальных и коллективных прав народов, в частности, споры между африканскими государствами.
Необходимо подчеркнуть
особое значение Организации по безопасности
и сотрудничеству в Европе (до 1995
года - СБСЕ) и Хельсинкского
Вхождение в мировое сообщество
в качестве демократического правового
государства невозможно без осуществления
международного сотрудничества в области
прав человека. Начало такого сотрудничества
в Казахстане связано с деятельностью
неправительственных
Казахстан осуществил в последнее
время важные мероприятия по внедрению
в свое правовое пространство международных
норм и принципов соблюдения прав
и свобод человека, а также норм
гуманитарного права. С этой целью
он ратифицировал Женевские
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
Для защиты прав и свобод
человека и гражданина в различных
странах учреждают институт омбудсмана.
Приоритет в формировании подобного
института принадлежит Швеции, где
должность омбудсмена была учреждена
в начале XIX в. (в 1809 г.). Причем прообразом
института омбудсмена считается
специальный королевский
Термин "омбудсмен" имеет древнегерманское происхождение. У германских племен так именовалось лицо, собиравшее виру (денежный штраф) за убийство. Не случайно омбудсменами в Швеции называют любых лиц, уполномоченных представлять чужие интересы — индивидов или юридических лиц.
Однако в конституционно - правовом смысле термин "омбудсмен" означает специальное должностное лицо, особый государственный институт, призванный контролировать деятельность органов власти во взаимоотношениях с гражданами, не допускать и устранять нарушения их прав и свобод. Поэтому в западной публицистике омбудсмена образно называют "сторожем сторожей".
Таким образом, омбудсмен или же уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина [47].
В нашей республике организация
деятельности Уполномоченного (омбудсмена)
обеспечивается Национальным Центром
по правам человека, который является
государственным учреждением, имеет
печать и бланки с изображением Государственного
герба Республики Казахстан и
своим наименованием на государственном
языке, а также соответствующие
счета в банковских учреждениях.
Деятельность Национального Центра
осуществляется на основании Положения
о Национальном Центре по правам человека,
утверждаемого Президентом
Кроме того, уполномоченные по правам человека могут различаться по объему своих полномочий. Чаще всего они действуют в масштабе страны и охватывают своей компетенцией все конституционные права и свободы личности. Вместе с тем, иногда их полномочия распространяются на определенную сферу жизни. Например, в Германии существует уполномоченный бундестага по вопросам обороны. Он защищает права граждан, связанные с исполнением воинской обязанности и вопросами освобождения от нее. В частности, к его содействию обычно обращаются немцы, не желающие брать в руки оружие по соображениям религии или морали. Проблемы, выходящие за пределы военной службы, германского уполномоченного не касаются.
В Канаде имеются уполномоченные
по национальным языкам, по информации,
по обеспечению прав заключенных. Иногда
компетенция уполномоченного
Существуют в зарубежной практике и такие органы, которых конституционно-правовая теория определяет как "квазиомбудсменов". Так, например, квалифицируется постоянная следственная комиссия в Танзании, выполняющая функции "коллективного омбудсмена", но лишь по отношению к определенному кругу лиц: высокопоставленным служащим госаппарата и только по ряду аспектов их поведения. Вряд ли можно отнести к настоящим омбудсменам "президентский комитет по административному исполнению и эффективности", существующий на Филиппинах, а также многочисленных университетских омбудсменов в США. Филиппинская структура весьма зависима от главы государства. Кроме того, ее полномочия далеко выходят за пределы вопроса прав и свобод граждан. Университетские же омбудсмены являются общественниками и не обладают той компетенцией и статусом, которые присущи специальной государственной службе.
Быстрое и широкое распространение
в зарубежных странах специальных
служб по правам человека объясняется
рядом причин. Во-первых, ростом популярности
в последние десятилетия
Особое положение
Уполномоченные по правам
человека (единоличные или
Согласно Указа Президента
Республики Казахстан от 19 сентября
2002 года N 947. Об учреждении должности
Уполномоченного по правам человека
"Положение об Уполномоченном по
правам человека" уполномоченный назначается
на должность Президентом
Порядок формирования и срок
полномочий омбудсменов оговаривается
конституциями или
Степень реализации прав человека определяется уровнем развития права в обществе, наличием в стране правового государства. Поскольку правовое государство и есть важнейшее условие реализации прав человека. Государство в такой степени признается правовым, в какой им признаются, уважаются, обеспечиваются, осуществляются и защищаются права человека.
Не должно быть, каких либо серьезных государственных интересов, которые бы оправдали ущемление основных прав человека. Однако натура государства в отношении прав человека противоречива. Оно и основной гарант их соблюдения и защиты, но также и основной нарушитель. Таким образом, должен быть некий социальный институт, защищающий гражданина от государства, от действий органов государственной администрации. Этим и занимается институт омбудсмена.
С точки зрения гражданина, омбудсмен представляет собой должностное лицо, к которому можно обратиться в случае недовольства административным решением, процессом его принятия, а также действиями работников государственного аппарата.
В снижении напряженности
взаимоотношений "государство гражданин"
заинтересованы не только граждане, но
и само государство. Общность проблем
(бюрократизация управления, падение
авторитета власти) обуславливают признание
идеи омбудсмена в странах с разнообразными
конституционными традициями и уровнем
жизни. Несмотря на все достоинства
традиционной юстиции, она обладает
и очень существенными
Законодательно признается,
что омбудсмен является дополнительным
средством правовой защиты по отношению
к существующим правовым механизмам.
Институт омбудсмена предоставляет
максимально
Омбудсмена можно назвать скорее "магистратурой убеждения", поскольку он использует "оружие" гласности, критики и убеждения. Он решает в различных странах сходные задачи: придает правовой системе жизнеспособность, гуманизирует ее и смягчает существующие в ней противоречия. В круг функциональных обязанностей нового органа входит принятие и осуществление мер в пределах своей компетенции по наблюдению и восстановлению прав и свобод человека.
Пожалуй, не менее острой сегодня является проблема гарантирования человеческого достоинства и гражданских прав военнослужащих в Казахстане, по примеру зарубежных стран.
Призывники нередко испытывают
чувство незащищенности и страха
перед лицом военной иерархии.
Военная администрация
Более сложная проблема - формирование в гражданском обществе и структурах власти политической и правовой культуры, в рамках которой казахстанский омбудсмен сможет эффективно выполнять возложенные на него функции. Принятие "омбудсменовского" образа мышления, предполагающего терпимые (толерантные) отношения гражданина и государственных служащих, потребует многих лет, а возможно, десятилетий.
Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества