Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа
Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кроме того, для избрания
или назначения омбудсменом требуется
юридическое образование или
опыт работы. Но в некоторых странах
специального юридического образования
или практики юридической работы
не требуется. Считается, что эффективность
деятельности уполномоченного по правам
человека зависит не столько от должностных
полномочий, сколько от морального
и политического авторитета и
влияния. Вот почему в цивилизованных
обществах слово омбудсмена —
почти закон. Там же, где общество
дезориентировано в идейно-политическом
и моральном плане, институт уполномоченного
по правам человека не работает, превращается
в очередную декорацию
Помимо указанных цензов,
запретов и ограничений зарубежное
конституционное
Опыт многих стран свидетельствует
о необходимости специализации
омбудсменов в рамках единого
института, что также способствует
более оперативной и
Вместе с тем надо подчеркнуть, что институт уполномоченного по правам человека является порождением определенного уровня демократии и цивилизованности общества. Поэтому он способен реально проявить себя только в соответствующих условиях. При авторитарном режиме он неприменим, поскольку, даже в случае его учреждения, будет очередным декоративным органом.
Важным шагом в развитии демократии в Казахстане, по словам Башимова М, стало учреждение в 2002 году должности уполномоченного по правам человека. И сейчас, осознав значение омбудсмена, все чаще и чаще поднимается вопрос о необходимости усиления его функций и полномочий. К примеру, есть предложение ввести такую систему, при которой бы уполномоченный назначался Парламентом [48].
В некоторых странах мира
омбудсмен приравнивается к должности
председателя или членов конституционного
суда, председателя или судей верховного
суда и так далее. В нашей же
стране его статус намного ниже.
И такое положение, на мой взгляд,
нужно менять. Ведь уполномоченный
должен обладать очень большими правами,
поскольку призван давать рекомендации
должностным лицам
Во многих государствах омбудсмены
обладают неприкосновенностью в
течение всего срока
Почти во всех странах мира
омбудсмен сам утверждает структуру
и штатное расписание своего рабочего
аппарата, положение о нем и
его структурных
Омбудсмен должен иметь право обращаться в суд, правоохранительные органы за защитой нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Причем при обращении в судебные органы он должен освобождаться от уплаты государственной пошлины. Анализируя деятельность уполномоченного по правам человека в других странах, следует согласиться и с тем, что по случаям серьезного или массового нарушения прав и свобод граждан ему должно быть предоставлено право выступать на сессиях Парламента, обращаться в высший орган законодательной власти по вопросам организации специальных комиссий из состава депутатов для рассмотрения фактов нарушений.
По положению омбудсмен
ежегодно представляет на рассмотрение
Президенту страны отчет о состоянии
прав и свобод человека и гражданина
в Казахстане и своей деятельности.
Законодатель, на мой взгляд, должен
четче определить содержание и процедуру,
последствия представления
В ежегодных отчетных докладах омбудсменов СНГ называются органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, которые нарушали права и свободы человека, не считались с рекомендациями омбудсмена о мерах по восстановлению этих прав. Это должно отражаться и у нас. В закон об уполномоченном необходимо внести также норму, в соответствии с которой невыполнение обязанностей, установленных законом, а также создание в любой форме препятствий для деятельности омбудсмена караются законом и отражаются в его ежегодном отчете, становясь предметом особого обсуждения в Парламенте. Еще один аспект касается необходимости законодательного закрепления положения, обязывающего Правительство изучать и устранять отмеченные в докладе нарушения прав человека, сообщать о результатах омбудсмену.
Под защитой прав человека имеется ввиду защищенность человека от государства и его органов, ущемляющих права личности. Государство может предложить такую защиту своим гражданам только посредством юридических норм. В этом одна из главных трудностей реализации положений, заключенных во Всеобщей декларации прав человека и международных конвенциях по правам человека. Когда естественные права человека закрепляются в законах государства, то они становятся правами гражданина страны.
На современном этапе проблема преступлений против прав и свобод приобрела еще большую актуальность, остро стоит вопрос об обеспечении эффективности этой деятельности при условии четкой организации, мониторинга мероприятий по защите прав и свобод, совершенствования кадрового потенциала всех подразделений, занятых этим направлением работы, усиления правовой пропаганды с использованием средств массовой информации, активизации деятельности общественных организаций, развитию правой культуры. Только на основании этих мероприятий, на наш взгляд, защита прав и свобод граждан Казахстана должно осуществляться комплексно и далее с использованием всех профилактических видов деятельности, как государственными структурами, так и неправительственным сектором. Это общенациональная задача на пути построения цивилизованного гражданского общества и демократического правового государства.
Согласно мнению ряда ученых в числе основных направлений работы омбудсмана можно отметить следующие:
1. наблюдение за соблюдением в республике прав человека и выработка рекомендаций по уже проверенным и изученным фактам их нарушения.
2. расследование фактов нарушения прав человека.
3. проведение сбора информации и составление отчетов для соответствующих международных структур по правам человека.
4. осуществление просветительской деятельности.
Из четырех основных направлений
деятельности только по двум первым институтом
осуществляется практическая деятельность,
вносятся коррективы в деятельность
судебных и правоохранительных органов
Республики Казахстан. Выявление фактов
нарушений прав человека будет осуществляться
путем направления в
Одним из действенных правозащитных институтов, широко распространенным в мире и доказавшим свою высокую эффективность, по словам Галямовой Д.Р., (КИСИ при Президенте Республики Казахстан) выступает институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана).
По официальному определению Международной ассоциации юристов омбудсман - это "служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению, и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады"
Уполномоченный по правам
человека - должностное лицо, осуществляющее
наблюдение за соблюдением прав и
свобод человека и гражданина, наделенное
в пределах своей компетенции
полномочиями принимать меры по восстановлению
нарушенных прав и свобод человека
и гражданина. Уполномоченный своей
деятельностью дополняет
Правовой институт омбудсмана
принадлежит в равной мере государству
и гражданскому обществу, поскольку
он разрешает конфликты
В отличие от других институтов
защиты гражданских прав и свобод
Уполномоченный по правам человека может
руководствоваться не только правовыми
нормами, но и правовыми принципами,
действовать исходя из моральных
соображений и идеалов
Для омбудсмана не существует внешних, заранее заданных приоритетов: он полагается на собственный практический опыт деятельности в качестве защитника гражданских прав и свобод и демонстрирует саморегулирующие возможности гражданского общества. Сила института заключается в том, что он заключает в себе социальную власть общества. Даже лингвистическое значение термина "омбудсман" (власть, авторитет) отражает общую тенденцию усиления влияния гражданского общества на государственный организм.
Значение омбудсмана может быть оценено в рамках отношений «гражданин-администрация». Дополняя существующую систему гарантий правовой защиты, этот институт позволяет гражданам выразить свое отношение к административным актам и процедурам. Институт должен быть легкодоступным, недорогим и необременительным способом урегулирования споров междугосударственными органами должностными лицами) и гражданами. Служба привлекательна для социально и политически незащищенных членов общества, которые могут положиться на ее помощь. Деятельность омбудсмана индивидуализирована, что повышает ее влияние и авторитет.
Служба не угрожает административной
системе, поскольку у нее отсутствуют
полномочия по принятию юридически обязательных
решений. Это облегчает восприятие
рекомендаций Уполномоченного
По положению уполномоченный - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Для многих юристов остается непонятным выделение одного метода деятельности - наблюдения, который, как правило, выступает в качестве элемента в составе других.
"... Дальнейшее совершенствование
законодательства об
В частности, представляется возможным:
1. предусмотреть особый порядок привлечения Уполномоченного к уголовной или административной ответственности...
2. закрепить меры ответственности за вмешательство в деятельность Уполномоченного, воспрепятствование его работе, неисполнение должностным лицом обязанностей в отношении сотрудничества с Уполномоченным;
Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества