Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

007.docx

— 137.45 Кб (Скачать)

Кроме того, для избрания или назначения омбудсменом требуется  юридическое образование или  опыт работы. Но в некоторых странах  специального юридического образования  или практики юридической работы не требуется. Считается, что эффективность  деятельности уполномоченного по правам человека зависит не столько от должностных  полномочий, сколько от морального и политического авторитета и  влияния. Вот почему в цивилизованных обществах слово омбудсмена —  почти закон. Там же, где общество дезориентировано в идейно-политическом и моральном плане, институт уполномоченного  по правам человека не работает, превращается в очередную декорацию демократии. Для обеспечения независимости  и безупречной репутации уполномоченного  по правам человека многие конституции  устанавливают запреты на занятие  других должностей или несовместимой  деятельностью.

Помимо указанных цензов, запретов и ограничений зарубежное конституционное законодательство устанавливает также определенные гарантии для деятельности уполномоченного  по правам человека. Обычно те же, что  для парламентариев.

Опыт многих стран свидетельствует  о необходимости специализации  омбудсменов в рамках единого  института, что также способствует более оперативной и эффективной  защите прав и свобод различных категорий  населения. Подобная тенденция уже  достаточно проявляется. Кроме того, расширение международных связей, интеграционные процессы, особенно в Европе, делают популярной идею создания института  международных омбудсменов, которые  бы боролись за права людей в отдельных  регионах.

Вместе с тем надо подчеркнуть, что институт уполномоченного по правам человека является порождением  определенного уровня демократии и  цивилизованности общества. Поэтому  он способен реально проявить себя только в соответствующих условиях. При авторитарном режиме он неприменим, поскольку, даже в случае его учреждения, будет очередным декоративным органом.

Важным шагом в развитии демократии в Казахстане, по словам Башимова М, стало учреждение в 2002 году должности уполномоченного по правам человека. И сейчас, осознав значение омбудсмена, все чаще и чаще поднимается  вопрос о необходимости усиления его функций и полномочий. К  примеру, есть предложение ввести такую  систему, при которой бы уполномоченный назначался Парламентом [48].

В некоторых странах мира омбудсмен приравнивается к должности  председателя или членов конституционного суда, председателя или судей верховного суда и так далее. В нашей же стране его статус намного ниже. И такое положение, на мой взгляд, нужно менять. Ведь уполномоченный должен обладать очень большими правами, поскольку призван давать рекомендации должностным лицам Правительства, а также в пределах своей компетенции  принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод.

Во многих государствах омбудсмены обладают неприкосновенностью в  течение всего срока полномочий. Их нельзя задержать, они не могут  преследоваться за действия, которые  совершают при исполнении должностных  обязанностей. К сожалению, в казахстанском положении такой нормы нет, и это, несомненно, отрицательно сказывается на эффективности его деятельности. То же самое можно сказать и о заниженных требованиях к самой кандидатуре омбудсмена: этот человек, на мой взгляд, должен не просто иметь юридическое образование, но и очень высокую квалификацию, обладать ученой степенью.

Почти во всех странах мира омбудсмен сам утверждает структуру  и штатное расписание своего рабочего аппарата, положение о нем и  его структурных подразделениях. Это положение особо важно, если мы ведем речь о действительной независимости  уполномоченного по правам человека.

Омбудсмен должен иметь право  обращаться в суд, правоохранительные органы за защитой нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Причем при обращении в судебные органы он должен освобождаться от уплаты государственной пошлины. Анализируя деятельность уполномоченного по правам человека в других странах, следует  согласиться и с тем, что по случаям серьезного или массового  нарушения прав и свобод граждан  ему должно быть предоставлено право  выступать на сессиях Парламента, обращаться в высший орган законодательной  власти по вопросам организации специальных  комиссий из состава депутатов для  рассмотрения фактов нарушений.

По положению омбудсмен  ежегодно представляет на рассмотрение Президенту страны отчет о состоянии  прав и свобод человека и гражданина в Казахстане и своей деятельности. Законодатель, на мой взгляд, должен четче определить содержание и процедуру, последствия представления отчета, а также закрепить обязательность публикации данного документа в  официальных средствах массовой информации. Для повышения эффективности  работы омбудсмена положение можно  дополнить еще одной важной нормой, касающейся его взаимодействия со средствами массовой информации в плане установления тесных контактов и оказания с  их стороны помощи уполномоченному  в осуществлении тем своих  обязанностей.

В ежегодных отчетных докладах омбудсменов СНГ называются органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, которые нарушали права и свободы  человека, не считались с рекомендациями омбудсмена о мерах по восстановлению этих прав. Это должно отражаться и  у нас. В закон об уполномоченном необходимо внести также норму, в  соответствии с которой невыполнение обязанностей, установленных законом, а также создание в любой форме  препятствий для деятельности омбудсмена караются законом и отражаются в  его ежегодном отчете, становясь  предметом особого обсуждения в  Парламенте. Еще один аспект касается необходимости законодательного закрепления  положения, обязывающего Правительство  изучать и устранять отмеченные в докладе нарушения прав человека, сообщать о результатах омбудсмену.

Под защитой прав человека имеется ввиду защищенность человека от государства и его органов, ущемляющих права личности. Государство  может предложить такую защиту своим  гражданам только посредством юридических  норм. В этом одна из главных трудностей реализации положений, заключенных  во Всеобщей декларации прав человека и международных конвенциях по правам человека. Когда естественные права  человека закрепляются в законах  государства, то они становятся правами  гражданина страны.

На современном этапе  проблема преступлений против прав и  свобод приобрела еще большую  актуальность, остро стоит вопрос об обеспечении эффективности этой деятельности при условии четкой организации, мониторинга мероприятий  по защите прав и свобод, совершенствования кадрового потенциала всех подразделений, занятых этим направлением работы, усиления правовой пропаганды с использованием средств массовой информации, активизации деятельности общественных организаций, развитию правой культуры. Только на основании этих мероприятий, на наш взгляд, защита прав и свобод граждан Казахстана должно осуществляться комплексно и далее с использованием всех профилактических видов деятельности, как государственными структурами, так и неправительственным сектором. Это общенациональная задача на пути построения цивилизованного гражданского общества и демократического правового государства.

Согласно мнению ряда ученых в числе основных направлений  работы омбудсмана можно отметить следующие:

1.         наблюдение за соблюдением в республике прав человека и выработка рекомендаций по уже проверенным и изученным фактам их нарушения.

2.         расследование фактов нарушения прав человека.

3.         проведение сбора информации и составление отчетов для соответствующих международных структур по правам человека.

4.         осуществление просветительской деятельности.

Из четырех основных направлений  деятельности только по двум первым институтом осуществляется практическая деятельность, вносятся коррективы в деятельность судебных и правоохранительных органов  Республики Казахстан. Выявление фактов нарушений прав человека будет осуществляться путем направления в соответствующие  инстанции запросов и проверки государственных  органов, в системе которых произошли  нарушения прав человека. Т.е. признание  фактов правонарушений в отношении  граждан будут выявлены или не выявлены самими органами, виновными  в этом. Естественно, таких фактов будет немного.

Одним из действенных правозащитных  институтов, широко распространенным в мире и доказавшим свою высокую  эффективность, по словам Галямовой  Д.Р., (КИСИ при Президенте Республики Казахстан) выступает институт Уполномоченного  по правам человека (омбудсмана).

По официальному определению  Международной ассоциации юристов  омбудсман - это "служба, предусмотренная  конституцией или актом законодательной  власти и возглавляемая независимым  публичным должностным лицом  высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц  на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению, и уполномочено проводить расследование, рекомендовать  корректирующие действия и представлять доклады"

Уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции  полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный своей  деятельностью дополняет существующие государственные средства защиты прав и свобод человека и гражданина. Деятельность Уполномоченного не влечет ограничения компетенции других государственных органов, осуществляющих защиту прав человека в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности независим [47].

Правовой институт омбудсмана принадлежит в равной мере государству  и гражданскому обществу, поскольку  он разрешает конфликты государственных  и индивидуальных интересов. Как  социальный институт гражданского общества омбудсман восстанавливает баланс "сил" государства и общества в области защиты прав и свобод. Уполномоченный по правам человека оказывает  помощь гражданам, побуждая различные  институты государства выполнять  обязанности в отношении членов гражданского общества. Дублирующая  роль безопасности в виде омбудсмана находит ошибки и показывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечительных органов, то есть оказывает помощь, необходимую  для более успешного и быстрого развития гражданского общества.

В отличие от других институтов защиты гражданских прав и свобод Уполномоченный по правам человека может  руководствоваться не только правовыми  нормами, но и правовыми принципами, действовать исходя из моральных  соображений и идеалов справедливости. Гражданскому обществу свойственен  естественно-правовой тип правопонимания, опирающийся на моральную природу  юридических норм. Уполномоченный защищает и те права, которые не получили конституционного или законодательного закрепления, в том числе, право на хорошее (доброкачественное) управление, справедливо  полагая, что законы гражданского общества по значению, содержанию и влиянию  зачастую "перевешивают" позитивные законы.

Для омбудсмана не существует внешних, заранее заданных приоритетов: он полагается на собственный практический опыт деятельности в качестве защитника  гражданских прав и свобод и демонстрирует  саморегулирующие возможности гражданского общества. Сила института заключается  в том, что он заключает в себе социальную власть общества. Даже лингвистическое  значение термина "омбудсман" (власть, авторитет) отражает общую тенденцию  усиления влияния гражданского общества на государственный организм.

Значение омбудсмана может  быть оценено в рамках отношений  «гражданин-администрация». Дополняя существующую систему гарантий правовой защиты, этот институт позволяет гражданам  выразить свое отношение к административным актам и процедурам. Институт должен быть легкодоступным, недорогим и  необременительным способом урегулирования споров междугосударственными органами должностными лицами) и гражданами. Служба привлекательна для социально  и политически незащищенных членов общества, которые могут положиться на ее помощь. Деятельность омбудсмана индивидуализирована, что повышает ее влияние и авторитет.

Служба не угрожает административной системе, поскольку у нее отсутствуют  полномочия по принятию юридически обязательных решений. Это облегчает восприятие рекомендаций Уполномоченного государственными служащими. Административные структуры  чаще всего не препятствуют омбудсмановским  расследованиям, ибо омбудсман способствует в конечном счете упрочению публичного доверия к администрации, нейтрализации  настороженного отношения членов гражданского общества к управленческому аппарату.

По положению уполномоченный - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции  полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Для многих юристов остается непонятным выделение одного метода деятельности - наблюдения, который, как правило, выступает в качестве элемента в составе других.

"... Дальнейшее совершенствование  законодательства об Уполномоченном  по правам человека, с учетом  мирового опыта, может происходить  в следующих направлениях: В настоящее  время Положение об уполномоченном  по правам человека содержит  общую констатацию независимости  деятельности уполномоченного, что  закономерно требует конкретизации  и дополнений.

В частности, представляется возможным:

1.         предусмотреть особый порядок привлечения Уполномоченного к уголовной или административной ответственности...

2.         закрепить меры ответственности за вмешательство в деятельность Уполномоченного, воспрепятствование его работе, неисполнение должностным лицом обязанностей в отношении сотрудничества с Уполномоченным;

Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества