Шпаргалка по "Гражданско-процессуальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:40, шпаргалка

Описание работы

Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства.
Спорное материально-правовое требование одного лица к другому, подлежащее рассмотрению в определенном процессуальном порядке, называется иском

Работа содержит 1 файл

1. Понятие гпп (предмет, метод, система, значение).doc

— 914.50 Кб (Скачать)

2) фамилию и  инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

4) наименование  лица, подавшего жалобу или представление;

5) указание на  судебные постановления, которые  обжалуются;

6) изложение  содержания дела, по которому  вынесены судебные постановления;

7) мотивированное  изложение оснований для передачи  дела для рассмотрения по существу;

8) предложения  судьи, вынесшего постановление.

Судья направляет надзорную жалобу или представление  прокурора вместе со своим определением и материалами дела в суд надзорной инстанции.

В Президиуме Верховного Суда Российской Федерации надзорное  производство может быть возбуждено и по мотивированному представлению  Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности (ст. 389 ГПК).

 

135. Предварительное  (?)  рассмотрение дел, истребованных  в суд надзорной инстанции.

Жалобы и представления  в порядке надзора имеют право рассматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее - суд субъекта Российской Федерации); президиум окружного (флотского) военного суда; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Первичной надзорной инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федерации.

К компетенции  президиумов названных судов  относится пересмотр в порядке  надзора вступивших в законную силу решений и определений судов  субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; кассационных определений суда субъекта Российской Федерации; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и определений районных судов и мировых судей.

Президиум окружного (флотского) военного суда пересматривает в порядке надзора кассационные определения окружного (флотского) военного суда, вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

Следующий судебно-надзорный  орган - Судебная коллегия по гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора постановлений президиумов судов субъектов Российской Федерации, вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных определений судов субъектов Российской Федерации, а также вступивших в законную силу решений и определений районных судов, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации  вправе пересматривать в порядке  судебного надзора определения  президиумов окружных (флотских) военных  судов, вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр вступивших в законную силу решений и определений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке.

В Российской Федерации  сложилась практика последовательного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку исключает дублирование в работе судебно-надзорных органов.

Эта правовая позиция  Конституционного Суда в полной мере относится и к надзорному производству в гражданском процессе.

Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел  в порядке надзора урегулирован законом.

Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально.

В состав президиума суда субъекта Российской Федерации  входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

Суд надзорной  инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании постановления  судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а Президиум Верховного Суда Российской Федерации - кроме того, на основании  мотивированного представления о пересмотре судебного постановления в порядке надзора, внесенного Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Суд надзорной  инстанции направляет лицам, участвующим  в деле, копии постановления о  передаче дела для рассмотрения в  суд надзорной инстанции и  копии жалобы или представления  прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы  лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

В заседание  суда надзорной инстанции допускаются  стороны и другие лица, участвующие  в деле. Они извещаются о времени  и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Дела рассматриваются  судом надзорной инстанции в  судебном заседании не позднее одного месяца, а в Верховном Суде Российской Федерации не позднее двух месяцев  со дня вынесения судьей постановления.

Судебные решения  пересматриваются в порядке надзора  с соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел, законность, диспозитивность, состязательность и др.

Многие из названных  принципов действуют в стадии судебного надзора не в полной мере. Это, в частности, относится к принципам непосредственности, устности, диспозитивности, состязательности.

В судебном заседании  дело, рассматриваемое в порядке  надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В заседании  Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании  принимают участие лица, участвующие  в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права  и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда.

Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает  участие:

в президиуме суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда - соответственно прокурор субъекта Российской Федерации, военного округа (флота) или его заместитель;

в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации - Генеральный  прокурор Российской Федерации или  его заместитель;

в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - должностное лицо Прокуратуры Российской Федерации по поручению Генерального прокурора Российской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание постановлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, участвующие  в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.

После выступления  лиц, участвующих в деле, суд надзорной  инстанции принимает определение  или постановление в закрытом совещании.

При рассмотрении дела в порядке надзора все  вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

Судья, не согласный  с мнением большинства, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с определением приобщается к делу.

По результатам  рассмотрения дела президиум суда надзорной  инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским  делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят  определения.

В определении  или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

1) наименование  и состав суда, принявшего определение  или постановление;

2) дата и место  принятия определения или постановления;

3) дело, по которому  принято определение или постановление;

4) наименование  лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и  инициалы судьи, вынесшего определение  о передаче дела в суд надзорной  инстанции для рассмотрения по  существу;

6) содержание  обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на  основании которого принято определение  или постановление по результатам  рассмотрения дела по существу.

Постановление президиума соответствующего суда подписывается  его председателем, определение  судебной коллегии - судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

О принятых судом  надзорной инстанции определении  или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

 

136 и 137. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

Определения кассационного суда и суда надзорной инстанции могут быть отменены или изменены, если: 1) ими неосновательно оставлено без изменения, отменено или изменено решение суда первой инстанции; 2) при рассмотрении дела в суде второй инстанции или в порядке надзора были допущены нарушения закона, которые повлияли или могли повлиять на правильность вынесенного определения или постановления.

Одновременно  с отменой кассационного определения  суд, рассматривающий дело в порядке  надзора, может отменить решение  суда первой инстанции, если оно было оставлено без изменения, либо оставить решение без изменения, если кассационным определением оно было отменено, либо направить дело на новое кассационное рассмотрение. Направление дела на новое кассационное рассмотрение возможно в случаях, когда были допущены существенные нарушения установленного законом порядка рассмотрения дела судом второй инстанции (например, лица, участвующие в деле, не были извещены в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом).

Отменяя решение  и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, надзорный  суд может указать этому суду, какие процессуальные действия следует  провести по делу: о необходимости  вызова и допроса свидетелей, об истребовании письменных доказательств, о проведении экспертизы по делу и др. Указания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, изложенные в определении, в том числе и указания о толковании закона, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего данное дело.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальное право"