Деятельность российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование основной сферы деятельности российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

- исследовать систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;

- исследовать виды (отрасли) прокурорского надзора;

- исследовать содержание мер прокурорского реагирования на нарушения закона.

Объектом исследования выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по охране законности.

Содержание

Введение…………………………………….………………………………….….3

1. Прокуратура - орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности……………………………………………............................................5

1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ………………...…....5

1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры………………..10

1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора……………………...…….15

2. Виды и содержание прокурорского надзора………………………...….…21

2.1. Общий надзор……………………………………………………........…21

2.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие…………………………………………………………………..……..30

2.3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………………..……..…...36

3. Акты прокурорского реагирования на нарушение закона…….….………40
3.1. Представление прокурора об устранении нарушения закона…...…...40

3.2. Протест прокурора……………………………………………...………43

3.3. Иные меры реагирования………….…………………….……………...48


Заключение……………………………………………………...……..…………54

Библиография…………………………………………………………..………...57

Приложение 1………………………………………………….………..………..61

Приложение 2…………………………………………………….………..……..62

Приложение 3…………………………………………………….………..……..63

Приложение 4…………………………………………………...………..………64

Работа содержит 6 файлов

mem.txt

— 87 байт (Скачать)

Приложение (2).doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение (4).doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение(1).doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение(3).doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прокурорский надзор.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

      - постановление прокурора о возбуждении уголовного дела;

      - о возбуждении производства об административном правонарушении;

      - предостережение о недопустимости нарушения закона;

      - информацию прокурора.

Заключение

      Завершая  исследование, подводим итоги.

      Прокуратура — особая государственная структура, призванная осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При этом прокуратура реализует и иные функции: осуществляет надзор за расследованием уголовных дел и сама ведет следствие, поддерживает от имени государства обвинение в суде, участвует в гражданском процессе для защиты интересов государства и прав граждан, осуществляет надзор за местами лишения свободы. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Прокуратура, не подменяя органы управления и контроля, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, организаций, осуществляют свои полномочия в тех пределах, которые остаются вне рамок компетенции других государственных и общественных институтов.

      Прокурорский надзор в Российской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти, который осуществляется:

      - в целях охраны и защиты законности как одной из составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в одну из трех ветвей власти;

      - во всех сферах общественных отношений, урегулированных правом, и на всех стадиях процесса государственного преследования правонарушения: от поиска и обнаружения его до привлечения правонарушителя к законной ответственности, – независимо от вида правонарушения и вида юридической ответственности, включая процесс предупреждения нарушения законности, в том числе и преступности, и устранения их последствий.

      Прокурорский надзор осуществляется по четырем видом (отраслям):

      - надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

       - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

      - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

       - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

      Закон о прокуратуре предусматривает следующие меры прокурорского реагирования на нарушение закона:

      - представление об устранении нарушений закона;

      - протест прокурора;

      - постановление прокурора о возбуждении уголовного дела;

      - о возбуждении производства об административном правонарушении;

      - предостережение о недопустимости нарушения закона;

      - информацию прокурора.

      Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы:

      1. В государственном механизме России прокуратура не получила четкого конституционно-правового статуса, поскольку не отнесена ни к одной из ветвей государственной власти и наделена слишком широким кругом полномочий.

    2. Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности в настоящее время можно назвать надзор за исполнением законов в сфере экономики - за исполнением базовых законов о реформе: о приватизации, собственности, монополиях, внешнеэкономической деятельности, борьбе с коррупцией, бюджетного, налогового и таможенного законодательства

    3. В условиях все более возрастающего уровня преступности, ухудшения ее криминогенной характеристики важное значение приобретает соблюдение установленного порядка приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.  Данная проблема является одной из острейших и актуальных, относящихся к данной отрасли прокурорского надзора. Нередки случаи, когда заявления не регистрируются или списываются, что является распространенными методами укрытия информации о совершенных преступлениях. Прокурор играет большую роль при проверке исполнения требований законов о совершении вышеперечисленных действий.

 

Библиография

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 237. от 25 декабря 1993.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.95 № 70-ФЗ // СЗ РФ. №30. 2002.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. № 220. 20.11. 2002.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. №52 (Ч.1). 2001. 
  5. Уголовный кодекс РФ от 13. 06. 1996г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №25. 17. 06. 1996.
  6. Федеральный закон от 17 ноября 1995. «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. № 47. 1995.
  7. Федеральный закон от 10 февраля 1999. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре РФ»: // Российская газета от 17. 01. 1999.
  8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 № 144-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. № 33. 1995.; № 29. 1997.; № 30. 1998.; №2. 1999.
  9. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. № 29. 1995.; №30. 1998.
  10. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Утверждено Указом Президента РФ от 18.04.96 № 567 // СЗ РФ. № 17. 1996.
  11. Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации: Утверждено Указом Президента РФ от 30.06.97 № 659 // СЗ РФ. №27. 1997.
  12. Приказ Генерального Прокурора РФ №48 от 09.08.96. «Об организации надзора за исполнением федерального закона “Об оперативно розыскной деятельности». - Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ.-М.,1999.
  13. Приказ Генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». - Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ.-М.,1999.
  14. Приказ Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997. «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах». - Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ.-М.,1999.
  15. Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации: Утв. Приказом Генерального прокурора РФ №93. от 28.12.98.
 

Научная и юридическая  литература

  1. Амирбеков К.И Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Прокурорский надзор. №6. 2002.
  2. Бойков А. Д. Третья власть в России. М., 1997.
  3. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М.: Зерцало, 1998.
  4. Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1996.
  5. Кулик А. Надзор за законностью исполнения уголовных наказаний. // Законность. №12. 1997.
  6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Издание второе/ Под общей ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. М., 2002.
  7. Лончаков А.П.  “Теория юриспруденции”. М., 1998.
  8. Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. // Законность. №9. 1997.
  9. Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор.  №6. 2002.
  10. Мельников Н.В. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры России. М., 2000.
  11. Мыцыков А. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор. №3. 2000.
  12. Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2002.
  13. Петрухин И.Л.  Прокурорский надзор и судебная власть.М.: "Проспект", 2001.
  14. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Чувилева А. А. М., 2000.
  15. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 1997.
  16. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. проф. Божьева В.П. М.: "Спарк", 1997.
  17. Рохлин В. И. Закон РФ “Об ОРД” и прокурорский надзор //Законность. № 12. 1995.
  18. Соловьев А.Б., Токарева М.Е., Халиулин А.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2000.
  19. Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. №3. 1997.
  20. Сборник приказов Генерального прокурора РФ. М.: Юрма, 1999.
  21. Скуратов Ю.И. «Роль прокуратуры в укреплении законности» // Законность. № 12. 1996.
  22. Чиркин В.Е. Контрольная власть//Государство и право. № 4. 1993.
  23. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. // Законность. №8. 1997.
  24. Ястребов В.Б. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практической конференции М.,1997.
 

Материалы судебной практики

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000. № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. № 16. 17 апреля 2000.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана». // Собрание законодательства Российской Федерации. № 13. 24 февраля 2000.
  3. Решение СК Верховного Суда РФ от 19 августа 1998 г. № ГКПИ 98-198 «О рассмотрении заявления о признании недействительными абз. 3 п. 3 и п. 4 приказа Генерального прокурора РФ от 30 июля 1992 г. № 33 "О порядке рассмотрения писем, жалоб, заявлений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». Справочно-правовая система «Гарант».

Информация о работе Деятельность российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания