Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа
Целью данной работы является исследование основной сферы деятельности российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;
- исследовать виды (отрасли) прокурорского надзора;
- исследовать содержание мер прокурорского реагирования на нарушения закона.
Объектом исследования выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по охране законности.
Введение…………………………………….………………………………….….3
1. Прокуратура - орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности……………………………………………............................................5
1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ………………...…....5
1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры………………..10
1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора……………………...…….15
2. Виды и содержание прокурорского надзора………………………...….…21
2.1. Общий надзор……………………………………………………........…21
2.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие…………………………………………………………………..……..30
2.3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………………..……..…...36
3. Акты прокурорского реагирования на нарушение закона…….….………40
3.1. Представление прокурора об устранении нарушения закона…...…...40
3.2. Протест прокурора……………………………………………...………43
3.3. Иные меры реагирования………….…………………….……………...48
Заключение……………………………………………………...……..…………54
Библиография…………………………………………………………..………...57
Приложение 1………………………………………………….………..………..61
Приложение 2…………………………………………………….………..……..62
Приложение 3…………………………………………………….………..……..63
Приложение 4…………………………………………………...………..………64
- постановление прокурора о возбуждении уголовного дела;
- о возбуждении производства об административном правонарушении;
- предостережение о недопустимости нарушения закона;
- информацию прокурора.
Заключение
Завершая исследование, подводим итоги.
Прокуратура — особая государственная структура, призванная осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При этом прокуратура реализует и иные функции: осуществляет надзор за расследованием уголовных дел и сама ведет следствие, поддерживает от имени государства обвинение в суде, участвует в гражданском процессе для защиты интересов государства и прав граждан, осуществляет надзор за местами лишения свободы. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Прокуратура, не подменяя органы управления и контроля, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, организаций, осуществляют свои полномочия в тех пределах, которые остаются вне рамок компетенции других государственных и общественных институтов.
Прокурорский надзор в Российской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти, который осуществляется:
- в целях охраны и защиты законности как одной из составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в одну из трех ветвей власти;
- во всех сферах общественных отношений, урегулированных правом, и на всех стадиях процесса государственного преследования правонарушения: от поиска и обнаружения его до привлечения правонарушителя к законной ответственности, – независимо от вида правонарушения и вида юридической ответственности, включая процесс предупреждения нарушения законности, в том числе и преступности, и устранения их последствий.
Прокурорский надзор осуществляется по четырем видом (отраслям):
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Закон о прокуратуре предусматривает следующие меры прокурорского реагирования на нарушение закона:
- представление об устранении нарушений закона;
- протест прокурора;
- постановление прокурора о возбуждении уголовного дела;
- о возбуждении производства об административном правонарушении;
- предостережение о недопустимости нарушения закона;
- информацию прокурора.
Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. В государственном механизме России прокуратура не получила четкого конституционно-правового статуса, поскольку не отнесена ни к одной из ветвей государственной власти и наделена слишком широким кругом полномочий.
2. Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности в настоящее время можно назвать надзор за исполнением законов в сфере экономики - за исполнением базовых законов о реформе: о приватизации, собственности, монополиях, внешнеэкономической деятельности, борьбе с коррупцией, бюджетного, налогового и таможенного законодательства
3. В условиях все более возрастающего уровня преступности, ухудшения ее криминогенной характеристики важное значение приобретает соблюдение установленного порядка приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях. Данная проблема является одной из острейших и актуальных, относящихся к данной отрасли прокурорского надзора. Нередки случаи, когда заявления не регистрируются или списываются, что является распространенными методами укрытия информации о совершенных преступлениях. Прокурор играет большую роль при проверке исполнения требований законов о совершении вышеперечисленных действий.
Библиография
Нормативные акты
Научная и юридическая литература
Материалы судебной практики