Деятельность российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование основной сферы деятельности российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

- исследовать систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;

- исследовать виды (отрасли) прокурорского надзора;

- исследовать содержание мер прокурорского реагирования на нарушения закона.

Объектом исследования выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по охране законности.

Содержание

Введение…………………………………….………………………………….….3

1. Прокуратура - орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности……………………………………………............................................5

1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ………………...…....5

1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры………………..10

1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора……………………...…….15

2. Виды и содержание прокурорского надзора………………………...….…21

2.1. Общий надзор……………………………………………………........…21

2.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие…………………………………………………………………..……..30

2.3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………………..……..…...36

3. Акты прокурорского реагирования на нарушение закона…….….………40
3.1. Представление прокурора об устранении нарушения закона…...…...40

3.2. Протест прокурора……………………………………………...………43

3.3. Иные меры реагирования………….…………………….……………...48


Заключение……………………………………………………...……..…………54

Библиография…………………………………………………………..………...57

Приложение 1………………………………………………….………..………..61

Приложение 2…………………………………………………….………..……..62

Приложение 3…………………………………………………….………..……..63

Приложение 4…………………………………………………...………..………64

Работа содержит 6 файлов

mem.txt

— 87 байт (Скачать)

Приложение (2).doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение (4).doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение(1).doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение(3).doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прокурорский надзор.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

      О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

      Прокурор жестко не связан с позицией, изложенной в протесте. Мнение прокурора может измениться в результате установления новых ранее неизвестных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван. Права отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

        Опротестование прокурором незаконных  правовых актов стало играть важную роль в сфере надзора за законностью правовых актов субъектов РФ. Прокурорская деятельность все чаще обнажает серьезные государственные проблемы. В ряде регионов четко обозначилось стремление к присвоению полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Российской Федерации. О совершенствовании деятельности прокуроров по надзору за законностью правовых актов свидетельствует приказ Генерального прокурора РФ № 42 от 18 июля 1997 г. «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов РФ». Главная цель этого приказа, по мнению А. Мельникова, во-первых, в том, чтобы напомнить прокурорам, что опротестовываться должны все без исключения незаконные акты субъектов РФ, несмотря на наличие процедур Конституционного Суда. Во-вторых, нужно отказаться от практики принесения протестов на такие акты, если очевидно, что соответствующий представительный или исполнительный орган добровольно не удовлетворит требование прокурора. В этом случае единственно правильный способ устранения нарушений - обращение прокурора в суд. Причем не только в суд общей юрисдикции, но и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ30.

      Таким образом, протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена только правовыми актами.

3.3. Иные меры реагирования

      Среди иных мер прокурорского реагирования на нарушение закона Закон о прокуратуре предусматривает: постановление прокурора о возбуждении уголовного дела; о возбуждении производства об административном правонарушении; предостережение о недопустимости нарушения закона; информацию прокурора.

      Постановление прокурора как акт прокурорского  реагирования предусмотрено ст. 25 Закона о прокуратуре. В соответствии с  этим законом прокурор может вынести два вида постановлений:

      - о возбуждении уголовного дела;

      - о возбуждении производства об административном правонарушении.

      Общим, обязательным требованием, предъявляемым  законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивированности постановлений.

      Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в соответствии и в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ31. Для его вынесения необходимы поводы и основания, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. В процессе осуществления надзора за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов прокурор выявляет правонарушения различного характера, различающиеся по форме, содержанию, степени общественной опасности. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость32. Установив эти признаки, прокурор выносит постановление, в котором указывает время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статью уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. В этом случае прокурор решает вопрос, направить ли постановление для дальнейшего производства расследования дела следователю или органу дознания. В исключительных случаях прокурор может принять дело к своему производству.

      Дальнейшие  действия прокурора в связи с  вынесением постановления о возбуждении  уголовного дела выходят за пределы  надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

      Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

      Прокурор, как известно, не имеет полномочий по привлечению и наказанию должностных  лиц или граждан, совершивших  правонарушение. Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства. В постановлении, как и в вышерассмотренном случае, в соответствии со ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество составившего постановление прокурора, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение.

      Постановление подписывается прокурором и лицом, совершившим административное правонарушение. К постановлению могут быть приложены  материалы, полученные в процессе осуществления надзора и свидетельствующие как о факте правонарушения, так и о виновности лица, его совершившего.

      После этого постановление и приложенные  к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то КоАП РФ органу или должностному лицу. Уполномоченные на рассмотрение постановления прокурора органы или должностные лица рассматривают его в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменном виде.

      В прокуратуре ведутся учет и контроль за своевременностью рассмотрения постановлений прокурора и надзор за законностью принятых по результатам его рассмотрения решений. С этой целью регистрируется каждое направленное постановление с указанием, когда и кому было направлено, а также сообщения органов или должностных лиц о результатах его рассмотрения.

      Помимо  оснований, предусмотренных ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор может вынести  постановление об освобождении лиц; незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений несудебных органов. Такое постановление выносится на основании п. 3 ст. 22 вышеназванного закона. При осуществлении надзора за исполнением законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, прокурор выявляет факты незаконного административного задержания лиц органами и должностными лицами, имеющими соответствующую административно-исполнительскую компетенцию (органы внутренних дел, органы пограничной службы, органы военизированной охраны, органы внутренних войск МВД РФ и др.). В этих случаях прокурор выносит постановление об освобождении незаконно задержанных, которое подлежит незамедлительному исполнению.

      Предостережение о недопустимости нарушения закона. Этот акт прокурорского надзора  как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому. Предостережение подписывается прокурором или его заместителем и лицом, получившим предостережение.

      Закон о прокуратуре не дает четкого определения правовой основы применения этого акта прокурорского реагирования. Указывается, что предостережение применяется "при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях"33. Эти сведения могут иметь самый различный характер: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контрольных органов и т.п. Однако очевидно, что эти сведения в любом случае должны быть реальными, объективными и достоверно установленными. Поэтому, исходя из смысла ст. 25.1, следует полагать, что данный акт прокурорского реагирования может и должен применяться в тех случаях, когда у прокурора имеется объективная информация о реальной возможности совершения должностным лицом правонарушения, представляющего значительную общественную опасность, то есть могущее причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, юридическим лицам, обществу и государству.

      Согласно  тексту закона предостережение может быть вынесено должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах федеральной государственной власти или представительной или исполнительной государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Перечень таких лиц должен соответствовать пределам и компетенции прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов. На основании определенных Законом о прокуратуре предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов можно сделать вывод, что предостережение может быть вынесено не только указанным в ст. 25.1 Закона должностным лицам, но и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, если их деяния могут повлечь существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

      Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского  реагирования является смешанной. Сам  акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований.

      После объявления предостережения и подписания его предостереженным один экземпляр  предостережения должен быть передан  предостереженному лицу, а второй экземпляр должен храниться в  прокуратуре. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано в нарядах (компьютерной базе данных) прокуратуры. Невыполнение изложенных в нем требований о недопущении правонарушения будет важным поводом и одним из оснований для привлечения предостереженного должностного лица к ответственности.

      Информация  прокурора. Закон о прокуратуре  предусматривает помимо рассмотренных  еще один акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения - информацию.

      Пункт 3 ст. 24 названного закона гласит, что  в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Как видно из текста п. 3 ст. 24, Закон не определяет конкретную форму, обязательные атрибуты, порядок принесения информации. Однако из смысла закона можно сделать вывод о том, что такая форма реагирования на незаконность постановлений Правительства РФ должна представляться в письменном виде, быть адресованной Президенту РФ и подписанной Генеральным прокурором РФ. В ней должно быть указано, какое постановление Правительства, в чем и какой статье Конституции РФ или какому закону Российской Федерации не соответствует. Там же должны быть указаны предложения Генерального прокурора РФ относительно средств и порядка приведения постановления Правительства РФ в соответствие с действующим законодательством.

      Таким образом, Закон о прокуратуре  предусматривает так же следующие  меры прокурорского реагирования на нарушение закона:

Информация о работе Деятельность российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания