Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа
Целью данной работы является исследование основной сферы деятельности российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;
- исследовать виды (отрасли) прокурорского надзора;
- исследовать содержание мер прокурорского реагирования на нарушения закона.
Объектом исследования выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по охране законности.
Введение…………………………………….………………………………….….3
1. Прокуратура - орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности……………………………………………............................................5
1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ………………...…....5
1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры………………..10
1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора……………………...…….15
2. Виды и содержание прокурорского надзора………………………...….…21
2.1. Общий надзор……………………………………………………........…21
2.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие…………………………………………………………………..……..30
2.3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………………..……..…...36
3. Акты прокурорского реагирования на нарушение закона…….….………40
3.1. Представление прокурора об устранении нарушения закона…...…...40
3.2. Протест прокурора……………………………………………...………43
3.3. Иные меры реагирования………….…………………….……………...48
Заключение……………………………………………………...……..…………54
Библиография…………………………………………………………..………...57
Приложение 1………………………………………………….………..………..61
Приложение 2…………………………………………………….………..……..62
Приложение 3…………………………………………………….………..……..63
Приложение 4…………………………………………………...………..………64
Предмет прокурорского надзора в данной отрасли - исполнение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, Конституции Российской Федерации, закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и других законов.
Прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве должен способствовать тому, чтобы:
- оперативно-розыскная деятельность, выполняемые оперативные и оперативно-розыскные мероприятия проводились на основании и в соответствии с законодательством;
- ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;
- никто не подвергался необоснованному и незаконному привлечению к уголовной ответственности;
- никто не подвергался незаконному задержанию или аресту;
- не допускалось нарушение иных, гарантированных законом, прав и свобод без достаточных для того оснований, установленных законом;
- неуклонно соблюдался порядок и сроки рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, и своевременно, в соответствии с законом, возбуждались уголовные дела;
- соблюдались установленные законом сроки расследования и права участников уголовного процесса;
- безусловно соблюдались требования о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявлении уличающих и оправдывающих доказательств, отягчающих и смягчающих вину обстоятельств;
- выявлялись причины, вызвавшие совершение преступления, способствовавшие им условия, и принимались меры к их устранению в соответствии с законом22.
Достижение названных целей зависит от неуклонного соблюдения работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов дознания и следователями требований Уголовно-процессуального кодекса и иных законов. Особенности же данного вида надзора заключаются в том, что здесь прокурор имеет предусмотренные законом властные полномочия и вправе отменять принимаемые решения, давать обязательные указания, полномочия прокурора определяются не только и не столько Законом “О прокуратуре РФ”, а Уголовно-процессуальным кодексом и другими федеральными законами.
В
соответствии с полномочиями, предоставленными
прокурору ст. 108, 146, 221 и 226 УПК РФ,
прокуроры могут проверять
В связи с принятием Закона “Об оперативно-розыскной деятельности” возникли сомнения и споры, что же может и что не вправе требовать прокурор при проведении проверки законности оперативно-розыскной деятельности23. В дальнейшем, в частности приказом Генерального прокурора РФ № 48 от 9.08.96 г. “Об организации надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” и совместным указанием Генерального прокурора РФ и министра внутренних дел РФ неясности были устранены и регламентирован порядок, обеспечивающий реализацию полномочий прокурора и сохранение установленной законом государственной тайны и конфиденциальности оперативно-розыскной деятельности и связанной с этим секретности сведений и документов. Прокурор вправе знакомиться с соответствующим учетом и с документами, которые явились результатом оперативно-розыскной деятельности. Однако осуществлять проверки может только тот прокурор, который уполномочен соответствующим приказом и имеет допуск к проведению работы с секретными данными.
Требование
уполномоченного прокурора о
представлении ему оперативно-
Оперативно-розыскные
документы запрашиваются
Периодичность проверки установленного порядка проведения ОРМ и законности принимаемых при этом решений определяют Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные прокуроры. В той части, в которой порядок производства оперативно-розыскных мероприятий и основания принятия решений по их результатам регламентированы ведомственными нормативными актами, прокурор вправе проверить надлежащее исполнение положений этих актов. В предмет надзора входит законность следующих решений: о производстве и прекращении оперативной проверки; прекращении оперативно-розыскного мероприятия; об уничтожении материалов, содержащих сведения о результатах оперативно-розыскного мероприятия; сохранении указанных материалов в течение года с момента получения; о возбуждении уголовного дела и проведении следственного действия, если в основе этих решений лежат оперативно-розыскные данные.
Проверка
законности и обоснованности проведения
оперативно-розыскных
Проверка
прокурором исполнения законов органами,
осуществляющими ОРД, отражается в
самостоятельном надзорном
По фактам установленных прокурором нарушений закона, допущенных в ходе оперативно-розыскной деятельности, он может внести представление в адрес органа, осуществлявшего ОРД. При наличии оснований прокурор вправе также вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, содержанием надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
- соблюдение установленного порядка проведения расследования;
- законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Основными законодательными положениями и документами, регулирующими правоотношения в области надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, являются: Конституция РФ как основной закон, предусматривающий обеспечение прав и свобод граждан; Уголовно-исполнительный кодекс РФ, регламентирующий порядок исполнения уголовных наказаний администрациями соответствующих органов и учреждений; Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», определяющий цели и условия содержания под стражей лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния; ведомственные приказы, положения и инструкции.
Наряду с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», роль и задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью исполнения наказаний определены Приказом Генерального прокурора РФ № 27/3-2003/2004 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах», предусматривающим порядок проведения проверок соблюдения законности администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также осуществления контроля и систематического анализа прокурорской деятельности на данном направлении надзора.
В соответствии со ст. 32 закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора данного направления прокурорской деятельности являются:
- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,
- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предоставил широкие полномочия при проверке соблюдения законов24. Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. (Приложение 3) Также прокурор вправе опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.
Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела и производства об административных правонарушениях.
Прокурору предоставляется право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать своими постановлениями из штрафного или дисциплинарного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливается обязанность исполнения постановлений и требований прокурора администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 34). Согласно ст. 54 Закона такое полномочие предоставлено Генеральному прокурору РФ, его заместителям и советникам, всем нижестоящим прокурорам, их заместителям, помощникам прокуроров по особым поручениям, старшим помощникам, помощникам, старшим прокурорам и прокурорам, старшим прокурорам-криминалистам и прокурорам-криминалистам управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполнении наказаний.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ предоставил прокурорам дополнительные полномочия по решению вопросов, связанных с исполнением наказаний. Они в основном относятся к даче санкций на задержание осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания. Так, в случае уклонения осужденного к ограничению свободы от получения предписания о выезде к месту отбывания наказания или невыезде к месту отбывания наказания в установленный срок без уважительных причин он задерживается органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 48); при самовольном без уважительных причин оставлении осужденным к ограничению свободы места отбывания наказания он задерживается с санкции прокурора на срок не более 30 суток.
По согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором субъекта Федерации в исправительных учреждениях устанавливается режим особых условий.
Важнейшей частью прокурорского надзора является работа с жалобами и обращениями осужденных и их родственников. Прием родственников осужденных осуществляется в помещении прокуратуры, а осужденных – в исправительных учреждениях при их посещении. По всем обращениям (в том числе и письменным), поступающим в прокуратуру, проводятся проверки, о результатах которых авторы обращений уведомляются, при необходимости даются разъяснения положений законодательства.