Деятельность российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование основной сферы деятельности российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

- исследовать систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;

- исследовать виды (отрасли) прокурорского надзора;

- исследовать содержание мер прокурорского реагирования на нарушения закона.

Объектом исследования выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по охране законности.

Содержание

Введение…………………………………….………………………………….….3

1. Прокуратура - орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности……………………………………………............................................5

1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ………………...…....5

1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры………………..10

1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора……………………...…….15

2. Виды и содержание прокурорского надзора………………………...….…21

2.1. Общий надзор……………………………………………………........…21

2.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие…………………………………………………………………..……..30

2.3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………………..……..…...36

3. Акты прокурорского реагирования на нарушение закона…….….………40
3.1. Представление прокурора об устранении нарушения закона…...…...40

3.2. Протест прокурора……………………………………………...………43

3.3. Иные меры реагирования………….…………………….……………...48


Заключение……………………………………………………...……..…………54

Библиография…………………………………………………………..………...57

Приложение 1………………………………………………….………..………..61

Приложение 2…………………………………………………….………..……..62

Приложение 3…………………………………………………….………..……..63

Приложение 4…………………………………………………...………..………64

Работа содержит 6 файлов

mem.txt

— 87 байт (Скачать)

Приложение (2).doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение (4).doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение(1).doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение(3).doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прокурорский надзор.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

      По  выявляемым недостаткам и нарушениям принимаются меры прокурорского  реагирования: вносятся предостережения  о недопустимости нарушений закона, протесты на противоречащие закону приказы  и распоряжения администрации, представления  об устранении нарушений законности, а также принимаются иные меры.

      Таким образом, содержанием прокурорского  надзора за законностью исполнения уголовных наказаний являются:

      - проверка законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, местах предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

      - надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

      - законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

3. Акты прокурорского реагирования на нарушение закона

3.1. Представление прокурора об устранении нарушения закона

      Для осуществления надзора за исполнением  законов прокуроры наделены определенными  полномочиями. Эти полномочия реализуются  в результате конкретных действий и  актов, которые именуются средствами прокурорского надзора. (Приложение 4)

      Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.

      В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации» «представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

      В течение месяца со дня внесения представления  должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме»25.

      Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубого нарушения закона. 

      Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которого позволяет  обеспечивать принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица.

      В соответствии с выработанными практикой  требованиями в содержании представлений  отражаются:

      - орган, должностное лицо, которому оно вносится;

      - источники информации об имевших место нарушениях закона;

      - характеристика нарушений закона;

      - анализ их причин и способствовавших им условий;

      - требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;

      - указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представления;

      - подпись лица, внесшего представление с указанием должности и классного чина.

      Рекомендации  прокурора по устранению нарушений  закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, если в их действиях отсутствуют признаки состава преступления или административного правонарушения.

      Каждое  представление должно быть индивидуально  по своему содержанию. Процесс его подготовки подчиняется общим требованиям, которым должны отвечать акты прокурорского реагирования. Представлениям надлежит быть безупречными в правовом отношении, обоснованными, логичными, доходчивыми и стилистически грамотно оформленными.

      Необходимо  иметь в виду, что представление  рассматривается безотлагательно. В месячный срок с момента внесения по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению в нем названных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий.

      Закон возлагает на органы и должностных  лиц, которым вносится представление, обязанность сообщить прокурору о принятых мерах в письменной форме. Каждое поступившее прокурору письменное сообщение необходимо оценивать с точки зрения достаточности и реальности принятых мер. Чтобы исключить или хотя бы свести к минимуму формализм в реагировании на представления прокурора, целесообразно проводить скрупулезный анализ поступивших сообщений, в том числе с привлечением специалистов, осуществлять контрольные проверки. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований, прокурор обязан возбудить производство об административном правонарушении.

      Таким образом, представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель. Основанием для внесения представления служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубого нарушения закона. 

3.2. Протест прокурора

      Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона. В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации»; «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

      Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный  срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

      При рассмотрении протеста коллегиальным  органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом»26.

      В протесте заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведения акта в соответствие с  действующим законодательством, либо о его отмене. Сфера применения протеста, как следует из Закона, ограничена только правовыми актами. Однако В.И. Басков считает, что предметом опротестования могут быть не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица27. Но большинство ученых-юристов считают эту теорию несостоятельной, и эта точка зрения представляется обоснованной, так как незаконные действия органов власти и должностных лиц устраняются с помощью иных средств правового воздействия (например, административная юстиция).

      Правом  принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Опротестование актов осуществляется в пределах компетенции прокуроров соответствующих уровней. Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты   органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Прокуроры субъектов РФ обладают правом опротестования правовых актов представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов контроля соответствующего звена. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже.

      В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных  лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий  прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в  вышестоящее звено прокурорской системы.

      Протест приносится в органы или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор вправе принести протест в вышестоящий орган  или вышестоящему должностному лицу. Это определяет прокурор приносящий протест в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт.

      Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону возникает в условиях свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта, либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону.

      Форма протеста не определяется, но в практике прокурорского надзора по существу единственной признается письменная форма. Бесспорное значение для серьезного восприятия протеста имеет его оформление и стилистическое исполнение. Протест должен демонстрировать высокую юридическую культуру прокурора. Его обязательными реквизитами являются:

      - точное название органа, в который приносится протест;

      - наличие акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;

      - конкретное название закона и его положений, в противоречие с которым вступил опротестованный акт;

      - обстоятельства, дающие основание для вывода о его незаконности;

      - четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;

      - подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

      Законом установлен предельный 10-дневный с момента поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий повседневный режим работы, т.е. прежде всего для исполнительно-распорядительных органов.

      По  мнению В.И. Баскова, принесение протеста на противоречащий закону правовой акта приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет  главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта28.

      По  действующему законодательству, как  считает В.Б. Ястребов, принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта29. Тем не менее, имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно из этих соображений, прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступлений опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

Информация о работе Деятельность российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания