Деятельность российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование основной сферы деятельности российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

- исследовать систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;

- исследовать виды (отрасли) прокурорского надзора;

- исследовать содержание мер прокурорского реагирования на нарушения закона.

Объектом исследования выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по охране законности.

Содержание

Введение…………………………………….………………………………….….3

1. Прокуратура - орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности……………………………………………............................................5

1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ………………...…....5

1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры………………..10

1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора……………………...…….15

2. Виды и содержание прокурорского надзора………………………...….…21

2.1. Общий надзор……………………………………………………........…21

2.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие…………………………………………………………………..……..30

2.3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………………..……..…...36

3. Акты прокурорского реагирования на нарушение закона…….….………40
3.1. Представление прокурора об устранении нарушения закона…...…...40

3.2. Протест прокурора……………………………………………...………43

3.3. Иные меры реагирования………….…………………….……………...48


Заключение……………………………………………………...……..…………54

Библиография…………………………………………………………..………...57

Приложение 1………………………………………………….………..………..61

Приложение 2…………………………………………………….………..……..62

Приложение 3…………………………………………………….………..……..63

Приложение 4…………………………………………………...………..………64

Работа содержит 6 файлов

mem.txt

— 87 байт (Скачать)

Приложение (2).doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение (4).doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение(1).doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение(3).doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прокурорский надзор.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

      Указания, как правило, регулируют более узкие  направления деятельности органов  прокуратуры. В частности, они могут  быть посвящены вопросам организации  надзора за исполнением законов о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др.

      Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. С помощью распоряжений регламентируются статус структурных подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры, наиболее крупных специализированных прокуратур; порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.

      Инструкции  определяют процедуру осуществления  отдельных видов деятельности, в частности, организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др.

      Таким образом, деятельность органов прокуратуры регулируется следующими законодательными актами:

      - Конституцией Российской Федерации;

      - Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;

      - иными федеральными законами;

      - приказами, указаниями, распоряжениями и инструкциями Генерального прокурора РФ. 
 

1.2. Принципы организация и деятельности прокуратуры

           В юридической литературе под  принципами организации и деятельности прокуратуры понимают наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника, независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности.

      Организация и осуществление прокурорского  надзора органически взаимосвязаны  и практически неразделимы. Вот  почему, имея в виду прокурорский надзор, не возможно отделить принципы его осуществления от принципов организации этой деятельности прокурора. Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в Законе о прокуратуре РФ (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником. (Приложение 2)

           Принцип законности.

           Принцип законности, присущий всем видам государственной деятельности, применительно к прокурорскому надзору имеет особое содержание, отличное, чем в других видах государственной деятельности, и получает свое выражение в том, что не только вся деятельность прокуратуры строится на основе закона и допустима лишь в формах, предписанных законом, но и сама деятельность должна осуществляться законными методами и протекать в законных формах.

           То есть применительно к прокурорскому надзору принцип законности имеет двойную направленность — внешнюю и внутреннюю. Внешняя направленность заключается в том, что прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов; внутренняя - в том, что осуществляя этот надзор, прокуроры обязаны законными способами и средствами выявлять нарушения закона и законными средствами реагировать на нарушения закона. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прямо обязывает органы прокуратуры РФ осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Прокурор при решении любого вопроса исходит из закона, и только из закона.

          Принцип единства прокурорского надзора.

          Принцип единства проявляется, во-первых, в единстве задач, которые выполняют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов. Независимо от того, Генеральный это прокурор РФ или прокурор района, все они обязаны выполнять задачи по охране политической и экономической системы государства, законных интересов граждан, а также предприятий: учреждений и организаций. Прокуроры, за редкими исключениями, наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности по надзору за законностью5.

           Как представители государства, единой системы прокурорских органов прокуроры действуют независимо от направления их деятельности и по отношению ко всем поднадзорным объектам, прокурор везде выступает органом надзора за исполнением законов РФ.

           Вся деятельность органов прокуратуры регулируется едиными нормативными актами.

           Принцип централизации прокурорского надзора.

            С принципом единства тесно связан принцип централизации прокурорского надзора, который означает, что подчиненность органов прокуратуры идет только по вертикали - каждый нижестоящий прокурор подчинен вышестоящему, а все прокуроры - Генеральному прокурору РФ.

          Подчиненность прокуроров включает в себя:

      - представление нижестоящими прокурорами вышестоящим прокурорам отчетов о деятельности прокуратуры, информации о состоянии законности и правопорядка, истребованных вышестоящей прокуратурой дел и материалов;

      - проведение нижестоящими прокурорами, согласно имеющимся данным о нарушениях законов, проверок, результаты которых необходимы вышестоящим прокурорам для анализа состояния законности и деятельности по ее обеспечению;

      - реализацию с учетом местных условий рекомендаций вышестоящих прокуроров по внедрению положительного опыта и научных рекомендаций в организацию и деятельность прокуратуры, по повышению квалификации прокуроров.

      Принцип независимости.

          В соответствии с Федеральным законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры РФ осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов независимы от каких бы то ни было местных органов. Принцип независимости проявляется прежде всего в особом порядке назначения на должность и освобождения от должности прокуроров.

      Генеральный прокурор РФ назначает на должность  прокуроров субъектов Федерации  по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов  и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность  только Генеральным прокурором6. Независимо от порядка назначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором; они подчинены и подотчетны ему.

      Финансирование  и материально-техническое обеспечение  органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета. Это обстоятельство тоже играет немаловажную роль в обеспечении независимости прокуратуры.

           Прокуроры не вправе заниматься по совмecтительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Независимость обеспечивается также неприкосновенностью прокуроров. Согласно закону уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении прокурорского работника могут быть возбуждены только с согласия вышестоящего прокурора. Расследование уголовного дела, любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурорским работником является исключительной компетенцией прокуратуры. Не допускается привод, личный досмотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.

           В законе прямо сказано, что воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность.

          Принцип гласности

         Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность ее для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан и как одно из следствий — позволяет им обращаться в органы прокуратуры.

      Нормативное ограничение принципа гласности  в деятельности органов прокуратуры  определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре говорится о законодательстве РФ, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом РФ «О государственной тайне» (ст. 5)7. Существуют различные виды служебной тайны — следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.п. Специально охраняемыми законом являются коммерческая тайна и ее различные разновидности: банковская (ст. 857 ГК РФ), тайна страхования (ст. 946 ГК РФ), а также военная тайна.

      На  органы прокуратуры возложена обязанность  информировать властные структуры Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Это связано со спецификой надзорной и следственной деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию.

 

1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора

      Главная функция прокуратуры, предопределившая необходимость ее создания, - надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона о прокуратуре РФ. Предметом прокурорского надзора является соблюдение законности.

        Под законностью понимается общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц и обеспечении порядка и организованности в обществе.

           Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. К принципам законности относятся:

          1. единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всего государства. Понимание и применение законов должно быть на всей территории государства.

          2. всеобщность законности. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

           3. целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценностей самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность. В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, то есть нецелесообразности. С точки зрения принципов законности любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

Информация о работе Деятельность российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания