Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:42, дипломная работа
Объектом исследования являются отношения возникающие в процессе наследования жилых помещения в Российской Федерации.
Целью данного исследования является изучение специфики жилого помещения как объекта правоотношения по поводу перехода прав собственности на него в порядке наследования.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ.......................................................................................................7
1.1. Жилые помещение как объекты гражданских прав......................................................................................................7
1.2. Виды жилых помещений как объектов гражданских прав..........17
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ............................31
2.1 Правовое регулирование перехода права собственности на жилое помещение в порядке наследова-ния……………………………………..31
2.2. Государственная регистрация прав на жилые помещения, переход в порядке наследова-ния…………………………………………………….37
2.3. Наследование жилых помещений: правоприменительные аспекты, пробле-мы…………………………………………………………………..54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..66
Однако еще раз следует обратить внимание на то, что с учетом ст. 55 Конституции Российской Федерации такая аргументация представляется спорной, а принцип аналогии закона (в части применимости положений ст. 6 вышеназванного Федерального закона) в силу указанной статьи Основного Закона нашего государства не применим. В то же время вышеизложенное не означает, что мы пытаемся обосновать правомерность такого подхода, при котором наследник вправе распоряжаться перешедшим к нему жилым помещением до соответствующей государственной регистрации его права. Данная позиция свидетельствует лишь о несовершенстве законодательства.
В частности, известно, что в основу построения современной российской системы государственной регистрации прав положены принципы ипотечной системы укрепления прав на недвижимость, которая является главенствующей в странах континентальной Европы. В свое время И.А. Покровский, выделяя ипотечную систему укрепления прав на недвижимость как безусловно прогрессивную, назвал два основных принципа ее построения:
1)
принцип публичности,
2) принцип достоверности, согласно которому всякая запись в поземельной книге, даже не соответствующая действительности, сохраняется, пока не оспорена в установленном порядке и в нее не внесены исправления34.
Поэтому представляется, что п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации нуждается в дополнительной конкретизации в целях исключения возможных и, с учетом указанных принципов, негативных последствий реализации его положений (право возникло - не зарегистрировано - прямых ограничений в его реализации, как это сделано федеральным законом относительно так называемых ранее возникших прав, нет - собственник по существу вправе совершать сделки по отчуждению при отсутствии регистрации). Имеется в виду то, что относительно прав, возникающих в силу закона без государственной регистрации, законодателем должен быть установлен компромиссный вариант между реализацией этих прав и обеспечением действия указанных принципов.
В частности, подобные негативные последствия должны быть снижены посредством неукоснительного выполнения требования ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая обязывает всех правообладателей, включая тех, кто приобрел этот статус без государственной регистрации, обеспечить регистрацию своего права собственности и внести соответствующие данные в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для всех случаев возникновения права собственности на недвижимое имущество без государственной регистрации осуществление собственником такого имущества своего права по распоряжению им должно быть поставлено в зависимость от государственной регистрации права таким образом, чтобы без таковой собственник не мог в полном объеме осуществлять свои властные полномочия в отношении принадлежащего ему имущества. Возможно, что применительно к рассматриваемому вопросу было бы целесообразно дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» положением, определяющим юридическую действительность прав на недвижимое имущество, перешедших в порядке наследования (до их государственной регистрации) тем же путем, который предусмотрен ст. 6 названного Федерального закона для прав, возникших до вступления данного Федерального закона в силу35.
Возвращаясь к предмету настоящего исследования, следует обратить внимание на то, что законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого наследник обязан зарегистрировать переход к нему прав на недвижимое имущество, к примеру, на жилое помещение, приобретенное в порядке наследования. Поэтому наследник, получивший свидетельство о праве на наследство, не ограничен каким-либо определенным сроком проведения государственной регистрации права на такое недвижимое имущество. Из этого следует достаточно очевидный вывод: если наследник не произвел государственную регистрацию перешедшего к нему права на недвижимость, это не может изменить юридическое содержание, повлечь «дефект»
состоявшегося правопреемства - самого перехода к наследнику прав на имущество со дня открытия наследства. Даже если наследник жилого помещения умрет, приняв такое помещение в составе наследства и не успев зарегистрировать свои права на него, данное помещение должно рассматриваться как принадлежащее указанному лицу на день открытия соответствующего наследства, и его наследники будут иметь право наследовать это помещение на общих основаниях.
Государственная регистрация права на жилое помещение, перешедшее в порядке наследования, осуществляется в порядке, установленном гл. III Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», с реализацией следующих процессуальных действий:
1)
прием документов, необходимых для
осуществления такой
2)
правовая экспертиза
3)
установление отсутствия
4) принятие официального решения о регистрации или об отказе в таковой;
5) внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6)
выдача свидетельства о
Прием документов на государственную регистрацию осуществляется по правилам ст. 16 и с учетом ст. 17 данного Федерального закона. В частности, по общему правилу для регистрации права наследника на жилое помещение в регистрирующий орган представляются:
1)
заявление наследника или лица,
уполномоченного наследником
2)
документ о плате за
3) соответствующее свидетельство о праве на наследство.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является в том числе план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
Таким образом, для регистрации права наследника на жилое помещение в регистрирующий орган должен быть представлен документ, содержащий техническое описание жилого помещения (экспликация и поэтажный план жилого помещения, выдаваемый органом (организацией), ответственным за технический учет соответствующего объекта).
Вместе с тем для рассматриваемого случая регистрации вызывает сомнение целесообразность установленного законодателем требования о представлении указанного документа, если такой документ о соответствующем жилом помещении ранее уже представлялся (к примеру, наследодателем в период его жизни при регистрации его права (перехода к нему права на такое помещение)) и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Как
правильно отмечает М.Г. Пискунова,
для государственной
Регистрирующие органы зачастую отказывают в регистрации прав в случае несоответствия площади объекта, указанной в правоустанавливающем документе, представленном на регистрацию, плану объекта, мотивируя тем, что право приобретено «не на ту площадь», «не в том объеме». Вместе с тем, по их мнению, «количественные характеристики длины, площади, объема, веса - погонные и квадратные метры, кубометры, тонны и пр. имеют значение для приобретения прав на определенные родовыми признаками вещи, например строительные и горюче-смазочные материалы. Но для недвижимости площади и объемы имеют скорее техническое и экономическое, но не юридическое значение, поскольку право приобретается не на квадратные метры и строительные объемы, а на конкретную вещь. Объект прав - недвижимость, а не площадь»37.
Следовательно, у законодателя есть достаточные предпосылки для того, чтобы путем внесения изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» исключить необходимость представления наследником при регистрации им своего права документа, содержащего техническое описание соответствующего объекта недвижимого имущества, к примеру жилого помещения, перешедшего к нему в порядке наследования (по аналогии, как это сделано в п. 1 ст. 17 названного Федерального закона в отношении земельных участков). Государство в целях обеспечения реализации принципов обязательности регистрации, достоверности Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно быть заинтересовано в создании необходимых правовых предпосылок, чтобы, к примеру, применительно к рассматриваемой нами ситуации наследники претерпевали наименьшие неудобства при такой регистрации и в конечном счете большая часть из них обращалась за регистрацией своего права непосредственно после получения ими свидетельства о праве на наследство именно для укрепления их прав, а не по прошествии определенного, достаточно длительного времени только для получения возможности реализации правомочий по распоряжению перешедшим к ним имуществом38.
Таким образом, при разделе жилых помещений между наследниками дополнительно должно быть представлено соответствующее соглашение о разделе наследства.
В некоторых субъектах Российской Федерации для государственной регистрации права собственности наследника на жилое помещение, перешедшее к нему в порядке наследования, требуют представления иных документов, подтверждающих наличие условий для перехода права от наследодателя к наследнику (к примеру, свидетельства о смерти наследодателя), что, на наш взгляд, не имеет под собой никаких правовых оснований.
Свидетельство о праве на наследство, которое для государственной регистрации права наследника на перешедшее к нему жилое помещение требуется представить с учетом абз. 5 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является надлежащим документом, подтверждающим переход соответствующего права. Это официальный документ, подтверждающий наследственные права лица на имущество (в том числе на жилое помещение) умершего гражданина. Юридическое значение этого документа определяется его правоподтверждающим характером, публичным порядком его выдачи и получения. Учитывая подтвержденные Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. N 15-П и от 23 декабря 1999 г. N 18-П гарантии доказательственной силы и публичного признания нотариального акта, свидетельство о праве на наследство служит исчерпывающим доказательством наличия права на жилое помещение, перешедшее к наследнику в порядке наследования. Поэтому, требуя от наследника при регистрации его права на жилое помещение, перешедшее к нему в порядке наследования, представления, к примеру, свидетельства о смерти наследодателя, тем самым регистрирующий орган (государственный регистратор прав), по существу, ставит под сомнение правоподтверждающий характер свидетельства о праве на наследство и в конечном счете правомерность действий, совершенных нотариусом в рамках конкретного наследственного дела. Следуя такому подходу, потребуется передать функцию по ведению наследственных дел от нотариусов к государственным регистраторам прав39.
С учетом изложенного важное значение приобретает правовая экспертиза свидетельства о праве на наследство, когда регистрирующий орган изучает представленное свидетельство на предмет его подлинности и достоверности, на соответствие его формы и содержания требованиям законодательства. При этом должно быть установлено отсутствие противоречий между заявленным и уже зарегистрированным правом на конкретное жилое помещение, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации. В частности, по результатам таких действий может быть вынесено решение о приостановлении государственной регистрации. Перечень оснований для приостановления государственной регистрации, а также порядок и сроки ее приостановления определены ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Так,
приостановление
Информация о работе Жилое помещение как объект гражданских прав