Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:15, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг, торговля. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.
Содержание
Введение ………………………………………………..3 Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………….5 1.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации……5 1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании …………………………………………………………6 Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации…..10 2.1 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………………….10 2.2 Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………….15 Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли ..........................................................22 3.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей ……………………………………………..22 3.2 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей ……………………………………………………..29 Заключение ……………………………………………………34 Список использованной литературы……………………..38
Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к своей компетентности;
Запрашивать и получать сведения необходимые для принятия решений по отнесенным к компетентности Роспотребнадзора вопросам;
Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферой деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
Пресекать факты нарушения Законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
Создавать совещательные и экспертные органы, советы, комиссии, группы, коллегии (в установленной сфере деятельности).
Так письмом Роспотребнадзора от 7 марта 2006 г. № 0100/2473-06-32 разъяснены отдельные положения действующего законодательства. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2006. -№ 4.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ № 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Роспотребнадзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере нормативно-правовое регулирование кроме случаев устанавливаемых указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, а также управления госимуществом и оказания платных услуг.
Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров в порядке определяемом Правительством РФ, помимо Роспотребнадзора могут осуществлять иные федеральный органы исполнительной власти. К таким федеральным органам, в частности, можно отнести Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, подведомственную Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Данная служба, в соответствии с положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 323, осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью, производством, изготовлением, качеству, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств, соблюдением стандартов качества медицинской помощи. [27]
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, находящаяся в ведомстве министерства образования и науки РФ, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 300, осуществляет контроль и надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждении по завершении каждого уровня образования.
Способы, с помощью которых Роспотребнадзор и иные органы осуществляют контроль в области защиты прав потребителей:
Проверка проводиться Роспотребнадзором, (его территориальными органами) либо иными федеральными органами (их территориальными органами). Целью проверки является выявление нарушений требований законов и иных нормативных правовых актов РФ регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, также обязательных требований к товарам в деятельности изготовителей (продавцов, уполномоченных лиц, импортеров).
По результатам проведенных проверок Роспотребнадзор, иные федеральные органы вправе давать изготовителю (продавцу, уполномоченным лицам, импортерам) соответствующие предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам.
В соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 федеральным органом исполнительной власти осуществляемым функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ в определенной сфере деятельности, является федеральное министерство.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649 Роспотребнадзор находиться в ведомстве министерства здравоохранения и социального развития РФ, по этому именно министерство здравоохранения и социального развития РФ является таким федеральным органом.[28]
Одним из направлений государственной политики в области защиты прав потребителей согласно п.2 постановления Правительства РФ от 19 января 2005 года № 30 "О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"[29] Является внесение проектов нормативных правовых актов в Правительство РФ и издание нормативно-правовых актов.
Нормативные правовые акты издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами.
Министерство здравоохранения и социального развития, в соответствии со ст.40 Закона "защите прав потребителей" разъясняет вопросы по применению законом иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Разъяснение не является нормативным правовым актом, но носит официальный характер и истолковывает правила применения действующих нормативных правовых актов.
Согласно ст.41 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом.
Непредставление или несвоевременное представление, а равно представление в неполном объеме или в искаженном виде указанных выше сведений влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ.
Согласно ст.42.1 Закона "О защите прав потребетелей" высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
3.2 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей
Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходиться ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Именно поэтому определенные функции по защите интересов потребителей Закон "О защите прав потребителей" возлагает на городские районные администрации. Сегодня практически в каждом населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которая занимается защитой прав потребителей. Каждый потребитель, у которого есть претензии к конкретному магазину к качеству товара может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.
На основании ст.44 Закона " О защите прав потребителей"
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
при выявлении по жалобе потребителя товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека письмом от 29 июня 2005 г. № 0100/4939-05-32 разъяснила полномочия органов местного самоуправления Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2005. -№ 2..
Согласно статье 45 Закона "О защите прав потребителей" Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
В форме общественные объединения могут создаваться только некоммерческие организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Правовое положение общественных объединений регулируется законами "О некоммерческих организациях" Собрание законодательства РФ.-1996.- № 3.- ст. 145., "Об общественных объединениях" Собрание законодательства РФ.-1995.- № 21.- ст. 1930.. Общественное объединение, как и любая некоммерческая организация, считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. В соответствии со ст.5 Закона "Об общественных объединениях" право граждан на создание общественных отношений реализуется не только путем объединения физических лиц, но и через юридические лица. Таким образом, общественное объединение граждан может не регистрироваться в качестве юридического лица, но в данном случае для такого объединения будут невозможными осуществление целого ряда прав, присущих юридическому лицу.
Членами общественных объединений являются физические и юридические лица, имеющие равные права и несущие равные обязанности. данного объединения оформляется соответствующими заявлениями, позволяющими учитывать количество членов.
Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения, принимающие участие в его деятельности без оформления условий участия.
В соответствии со ст.7 Закона об общественных объединениях могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
Общественные объединения потребителей могут создаваться в формах: общественная организация, общественное движение, общественное учреждение. Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб.- С. 139.
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров, а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров не являются рекламой;