Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг, торговля. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.

Содержание

Введение ………………………………………………..3
Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………….5
1.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации……5
1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании …………………………………………………………6
Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации…..10
2.1 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………………….10
2.2 Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………….15
Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли ..........................................................22
3.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей ……………………………………………..22
3.2 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей ……………………………………………………..29
Заключение ……………………………………………………34
Список использованной литературы……………………..38

Работа содержит 1 файл

вопр.doc

— 175.00 Кб (Скачать)


Содержание

         

          Введение ………………………………………………..3

Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………….5

1.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации……5

1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании …………………………………………………………6

Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации…..10

2.1 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………………….10

2.2 Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………….15

Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли ..........................................................22

3.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей ……………………………………………..22

3.2 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей ……………………………………………………..29

Заключение ……………………………………………………34

Список использованной литературы……………………..38

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг, торговля. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.

Торговля, являясь посредником между изготовителями и потребителем, призвана защищать интересы потребителей, предъявляя к изготовителям, продавцам требования в отношении качества и безопасности товаров, предоставления необходимой информации, упаковки, обеспечивая одновременно торговое их обслуживание.

За последние годы в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, регулирующих процессы торгового обслуживания. Но его недостаточно знают сами продавцы, потребители и контролирующие органы. Производители и торговые предприятия зачастую пытаются навязать потребителям выгодные для себя и не выгодные для него условия приобретения товаров. Значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасной для жизни и здоровья людей. В наши дни рынок наводнен подделками и продукцией низкого качества. В погоне за большой прибылью изготовители забывают о потребностях человека в качественном товаре, продавая некачественную продукцию по цене продукции хорошего качества. Поэтому для каждого потребителя необходима поддержка государства, которое законодательно отстаивает права граждан-потребителей, заставляя производителей выпускать товары высокого качества.

Основными нормативно-правовыми регулирующими отношения в сфере защиты прав потребителя в Российской Федерации являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон "О защите прав потребителей"...

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в области защиты прав потребителей.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

нормы гражданского и смежного законодательства;

практика реализации норм, предусматривающих применение защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Целью работы является:

формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей;

выработка умений применения правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров;

выявление недостатков в законодательстве по защите прав потребителей;

совершенствование законодательной базы в этой области права.

В данной работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть и проанализировать основные права потребителей в торговом обслуживании, закрепленные законодательством Российской Федерации;

изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;

выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

1.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании за рубежом и в Российской Федерации.

Еще в древнейшие времена, с появлением частной собственности, возникает и получает большое распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. То, что потребитель нуждается в защите, люди признали еще в древности. Поэтому практически во всех сводах законов уже с тех времен присутствовали нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Люди старались защищать права покупателя еще в древние времена. Первым примером такого рода могут служить законы Хаммурапи - царя, правившего Вавилоном в 18 в. до н.э. Так законы Хаммурапи регулировали отношения кредита, качества товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров. В средние века процесс купли-продажи жестко регулировался городскими властями во многих странах. Например, в Австрии в 15 в. продавец разбавленного или прокисшего молока должен был выпить все некачественное молоко. Во многих странах существовали специальные должности "рыночных инспекторов"[1]

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно - в начале 90-х годов.

          Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года в СССР закона "Защите прав потребителей", который так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР.[2]

В условиях перехода России к рыночной экономике правовое регулирование защиты прав граждан-потребителей, становиться одним из основных регуляторов экономической жизни страны и приобретает особое значение. Действовавшее до принятия Закона "О защите прав потребителей" законодательство не в полной мере соответствовало международному уровню защиты потребительских прав. Что же касается специальных государственных органов по защите прав потребителей, то таковые вообще отсутствовали.[3]

9 января 1996 года был принят Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей", который в последующем изменялся и усовершенствовался, но в настоящее время, несмотря на то, что Закон определяет права потребителя как в целом так и в торговом обслуживании, все-таки он, на мой взгляд, остался не полностью доработанным, не все моменты встречающиеся на практике оговорены в Законе. Поэтому, думаю, что в связи с тем, что экономическая и политическая ситуация в стране может изменяться, то и данный Закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные акты в будущем тоже потерпят изменения.

1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании.

Благополучие человека складывается не только из политических, личных, социальных и культурных прав и свобод, но и экономических. Экономика любого государства должна строиться на реальных потребностях человека. Именно в удовлетворении потребностей человека и народонаселения страны суть экономики. Потребность - желание или необходимость обладать, пользоваться данным товаром, услугой, нужным для самого воспроизводства жизни и поддержания определенного уровня жизни. Мотивы этих потребностей могут быть самыми разными. Прежде всего человек стремиться к удовлетворению главных потребностей в пище, одежде, жилье и т.д. все многочисленные потребности человека разделил и ввел в науку медик-психолог А. Маслоу, который создал иерархию потребностей человека.[4]

Возникновение потребностей зависит от некоторых факторов, например, от возраста, пола, климата, семьи, образования, цели в жизни, здоровья, доходов и т.п.

В сфере торгового права говориться только о тех потребностях, за которые необходимо уплатить определенную денежную сумму, то есть о возмездных. Потребности, реализуемые в сфере торгового обслуживания, воплощаются в:

Качестве и количестве товаров, обеспечивающих сохранение идеальнейшее развитие достигнутого уровня потребления;

Условиях приобретения товаров, потребления услуг, обеспечивающих экономию времени, комфортность покупки;

Стремлении к самовыживанию через приобретение или заказ определенных товаров, отвечающих культурному уровню, вкусу и взглядам потребителя, его привычкам и наклонностям;

Социальном общении, получении и передаче необходимой и достоверной информации.

Согласно Закона РФ "О защите прав потребителей"[5] потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В Законе "О защите прав потребителей"[6] под производителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Говоря о защите прав потребителей необходимо дать понятие розничного рынка, деятельности по продажи товаров и т.п.30 декабря 2006 года принят Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации", которым регулируются отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

В торговом обслуживании важно отметить, что понятия защиты и охраны нередко смешиваются, хотя они имеют различное значение и в обычном словоупотреблении и тем более в качестве терминов. Ученый В.А. Тархов считает, что защиту можно определить как меру дозволенного поведения управомоченного лица, выраженную в возможности самостоятельно или посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного характера с целью устранения препятствий в осуществлении субъективного права либо восстановления его в прежнее положение или наказания за нарушение.[7]

В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления нарушенного или оспариваемого права. Согласно традиционной концепции право на защиту является составной частью самого субъективного права на ряду с правом на собственные действия, а также требовать определенного поведения от обязанных лиц.[8] Такому пониманию права на защиту противостоит получающее все большее распространение в литературе мнение, в соответствии с которым право на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право, которое в качестве реальной правовой возможности появляется у обладателя регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного гражданского правоотношения. По мнению А.П. Сергеева эта позиция представляется наиболее убедительной.[9] Субъективное право на защиту вклчает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны, возможность требования определенного поведения от обязанного лица. Предметом защиты являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы (ст.3 ГПК РФ).

Следовательно, субъектом права на защиту является лицо, наделенное законодателем правами, которые по каким-либо причинам нарушены другим лицом или лицами. Российский потребитель наделен законом правами, например право на безопасность товара, право на получение информации о товаре и т.п., а значит, в случае нарушения его субъективных потребительских прав, потребитель становиться субъектом права на защиту.

Думается, что только в том случае, если нарушены права потребителя он становиться субъектом права на защиту, так как в случае, если право потребителя не нарушено, то смысла в защите его права нет, нет необходимости защищать ненарушенное право. Как уже говорилось, необходимо различать понятия охраны и защиты. Охранять ненарушенное право возможно и необходимо, и для этого есть различные способы и методы. Защищать же возможно только нарушенное право.

        

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации

2.1 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании

Права граждан-потребителей в торговом обслуживании защищаются и охраняются в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Законом РФ " О защите прав потребителей" и другими нормативно-правовыми актами.

Законом "О защите прав потребителей" российский потребитель наделен некоторыми правами: право на безопасность товара, на просвещение в области защиты прав потребителей, на безопасность товара на информацию об изготовителе и о товаре и др.

Хотя в Законе "О защите прав потребителей" и не говориться о праве покупателя на надлежащее качество товара, однако закрепленная в нем обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества, дает нам основание полагать, что таким образом законодатель закрепил и право потребителя на надлежащее качество товара Большаков А.[10]

Согласно ст.7 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на безопасность товара, то есть на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона "О защите прав потребителя". Если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном Законом и иными правовыми актами Чапкевич Л.Е.[11]

Информация о работе Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании