Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг, торговля. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.

Содержание

Введение ………………………………………………..3
Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………….5
1.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации……5
1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании …………………………………………………………6
Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации…..10
2.1 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………………….10
2.2 Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………….15
Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли ..........................................................22
3.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей ……………………………………………..22
3.2 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей ……………………………………………………..29
Заключение ……………………………………………………34
Список использованной литературы……………………..38

Работа содержит 1 файл

вопр.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Сертификация - это подтверждение уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Товары, подлежащие сертификации не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.[12] Обязательными для применения и исполнения требования к товарам устанавливаются в технических регламентах. Согласно ст.6 Закона "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

охраны окружающей среды, жизни и здоровью животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.[13]

Согласно статьи 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Согласно данной статьи потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, которая должна в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя или продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Важно отметить, что хотя законодатель и обязал продавца и изготовителя давать информацию на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, однако он не предусмотрел обязательность заверения перевода такой информации на русский язык. А ведь от верности перевода зависит и достоверность предоставляемой потребителю информации.[14]

Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре действительным. Таким образом, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации, и для продавца наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 12 Закона "О защите прав потребителей".[15]

Требование о наглядности информации означает, что продавец обязан обеспечить потребителю возможность визуального ознакомления с информацией об изготовителе, продавце и т.д. Под доступной формой доведения информации понимается то, что потребитель не должен затрачивать каких-либо усилий для получения вышеназванной информации.

Под необходимой информацией понимается прежде всего ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре, объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также возможность использования товара по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Их можно детально разделить на две группы: сведения об изготовителе (продавце) и сведения о товаре.[16]

Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Как считает профессор В.Н. Ткачев из-за определенной нестабильности в экономическом развитии государства, которая нередко связана с быстрым появлением и исчезновением компаний, предлагающих потребителям те или иные товары, вопрос о надежности партнера становиться одним из самых важных критериев потребительского выбора.

В соответствии со ст.54 ГК РФ название предприятия должно содержать указание на его организационно-правовую форму, так как от нее зависит объем ответственности предприятия;

место ее нахождения (в соответствии с действующим законодательством все предприятия, действующие на территории РФ, должны пройти государственную регистрацию. Местонахождения организации определяется по ее юридическому адресу, т.е. адресу, указанному в регистрационных документах, хочу заметить, что регистрация предприятий по домашним адресам запрещена);

режим ее работы (продавец имеет право самостоятельно устанавливать режим работы, однако он несет ответственность за соблюдение установленного режима. Причем при причинении убытков потребителю несоблюдением продавцом (изготовителем) режима работы, потребитель имеет право на возмещение таковых).

Продавец размещает указанную информацию на вывеске; изготовитель, продавец - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (продавцом), подлежит лицензированию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (продавца), номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. [17] [18] Законодатель уделил большое внимание тому, какую информацию о товарах изготовитель, продавец обязаны предоставлять потребителю.

Согласно ст.10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель, продавец обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначению;

сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в пункте 4 статьи 7 Закона "О защите прав потребителей";

информацию о правилах продажи товаров;

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Вся перечисленная информация, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Основной целью предоставления потребителю информации о товарах является обеспечение возможности правильного выбора потребителем соответствующего товара.

За нарушение права потребителя на получение необходимой информации о товаре продавец несет не только имущественную ответственность, но и административную в виде штрафа (ст.14.8 КоАП РФ).

2.2 Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Следует различать понятия формы и способа защиты. Форма защиты прав - это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права. Большой юридический словарь.[19]

Под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ. К ним относятся:

признание этих прав;

восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права;

присуждение к исполнению обязанности в натуре;

возмещение убытков (например, возмещение вреда, причиненного имуществу потребителя, вследствие производственных недостатков товара);

взыскание неустойки (например, взыскание неустойки за каждый день просрочки в размере 1% от стоимости товара при отказе продавца от возврата потребителю уплаченной им суммы за товар в обмен на товар ненадлежащего качества, 0,5% за просрочку доставки товара);

компенсация морального вреда (например, компенсация морального вреда причиненного вследствие использования товара ненадлежащего качества);

прекращение или изменение правоотношения;

неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иные способы.

Лицо, чьи права нарушены, для их защиты может воспользоваться не любым из перечисленных способов, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую специальным законом, который применяется при конкретном правоотношении, определен способ защиты гражданских прав.[20]

Нормы закрепленные в ГК РФ относящиеся к урегулированию отношений в сфере розничной купли - продажи, тесно переплетаются с положениями "Закона о защите прав потребителей".[21] Не все способы, перечисленные в ст.12 ГК применяются РФ для защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Систему этих способов составляют следующие из них:

Самозащита;

Изменение или прекращение правоотношения;

Возмещение убытков;

Взыскание неустойки;

Компенсация морального вреда.

Самозащита гражданских прав представляет собою меры, которые вправе предпринять для защиты субъективных прав их носитель без обращения к компетентным органам.

Прекращение или изменение правоотношения допускаются лишь в тех случаях, которые предусмотрены Законом или договором. Основанием для прекращения или изменения правоотношения служит установление фактов, которые свидетельствуют об изменении или прекращении правоотношения.

Информация о работе Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании