Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:15, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг, торговля. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.
Содержание
Введение ………………………………………………..3 Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………….5 1.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации……5 1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании …………………………………………………………6 Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации…..10 2.1 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………………….10 2.2 Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании ……………………………………………….15 Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли ..........................................................22 3.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей ……………………………………………..22 3.2 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей ……………………………………………………..29 Заключение ……………………………………………………34 Список использованной литературы……………………..38
Возмещение убытков - распространенный способ защиты гражданских прав.
Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно ч.1 этой же статьей гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Взыскание неустойки
Согласно ст.330 ГК РФ Понятие неустойки, под неустойкой (штрафом,пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Моральный вред - вред, выражающийся в физических или нравственных страданиях, причиненный гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред компенсируется в денежном выражении. Размер компенсации определяется судом, который учитывает характер и глубину физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего гражданина, степень вины причинителя, иные, заслуживающие внимания, обстоятельства. (ст.151 ГК РФ).
Закон "О защите прав потребителей" одним из первых предусмотрел возможность взыскания компенсации морального вреда. Общие нормы о компенсации морального вреда содержатся в ст. ст.1099-1101 ГК РФ.
Нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством;
Наличие вины причинителя вреда в нарушении этих прав.
Существует два способа разрешения конфликта: добровольный и принудительный. Добровольный может быть и согласием о компенсации морального вреда. Если стороны, в добровольном порядке, не смогли достичь согласия, то у потребителя возникает право на обращение в суд. В этом случае размер компенсации за причиненный моральный вред будет определяться судом. Практически каждый иск предъявляемый на основании Закона "О защите прав потребителей" сегодня сопровождается требованием о компенсации морального вреда. Практика применения этой нормы Закона на столько велика, что стала предметом обсуждения на Пленуме Верховного Суда РФ .[22] [23] Самым сложным является определение размера компенсации морального вреда. На первом этапе суды взыскивали компенсацию в процентном соотношении с размером имущественного ущерба. На недопустимость такого подхода указал Верховный Суд РФ, а в последствии нормы запрещающие обусловливать размер компенсации за причиненный моральный вред суммой имущественного ущерба, появилась в Законе "О защите прав потребителей" и в ГК РФ. К сожалению, не существует каких-либо критериев, позволяющих объективно оценить размер компенсации, поэтому судебная практика даже по аналогичным спорам очень различна.[24]
В статье 17 Закона "О защите прав потребителей" сказано о том, что защита прав потребителей осуществляется судом, а иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Собрание законодательства РФ.- 2000.- № 32.- ст. 3340. Данное положение избавляет потребителя от излишних затрат на защиту своих нарушенных прав, что немаловажно для малоимущих граждан. Следует заметить, что не все граждане, обращающиеся в суд за защитой своих нарушенных прав, соблюдают досудебный порядок, чем лишают себя права на взыскание неустойки. То есть не могут воспользоваться данным способом защиты Четкина О. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей [Текст].//Арбитражный и гражданский процесс.- 2007.- № 6.- С.13..
По мнению Э.Г. Корнилова Для взыскания необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, кроме того, если суд установит, что требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке, государство вправе взыскать штраф в федеральный бюджет в размере цены иска. Суд должен стать последним средством разрешения подобных споров.[25]
При защите прав граждан-потребителей в случае дистанционного способа продажи товара необходимо руководствоваться как Законом "О защите прав потребителей так и учитывать рекомендации Письма Роспотребнадзора от 8 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32 "О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара".[26]
Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли.
3.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей
Согласно п.1 ст.40 Закона "О защите прав потребителей" Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.40 Закона "О защите прав потребителей" Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает:
проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам;
выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам;
в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;
обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Для осуществления основных функций в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзору в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" предоставляются следующие полномочия:
Осуществлять надзор и контроль за исполнением обязательственных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
Государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
Контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров;
Регистрировать:
Отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
Отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты впервые ввозимые на территорию РФ;
Осуществлять в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Собрание законодательства РФ.- 2004.- № 28.- ст. 2899.
Кроме того, Роспотребнадзор вправе осуществлять иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
В соответствии с п.6 Постановления "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: