Защита чести, достоинства и деловой репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования, на основании глубокого изучения действующего в данной области законодательства, является внесение предложений по его совершенствованию. Данная область, поскольку является достаточно новой для России, требует больших доработок, как в области законодательства, так и в области его практического применения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Нормативно – правовое регулирование защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан в России…………………………………………6
1.1. Правовая характеристика чести, достоинства и репутации…………….6

1.2. Правовые средства защиты чести и достоинства личности: история и современность………………………………………………………………………11

1.3. Правоприменительная практика в сфере защиты чести и достоинства граждан……………………………………………………………………………...19
2. Совершенствование правового механизма и особенности судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан………………...23

2.1. Компенсация нематериального (репутационного) вреда - как новый способ судебной защиты деловой репутации…………………………………….23

2.2. Условия наступления ответственности по делам о защите чести и достоинства граждан……………………………………………………………….30

Заключение…………………………………………………………………...38

Список использованной литературы и нормативных актов…………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая для ААЭП Коваленко. Защита чести, достоинства и деловой репутации.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

    В случае толкования чести как общественного  мнения о положительных качествах  человека достоинство есть положительное  мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки. Дискредитация человека в общественном мнении и есть унижение чести. Но можно ли дискредитировать человека в собственных глазах? Думается, именно поэтому в Конституции РФ говорится об умалении: законодатель, по-видимому, имеет в виду такое воздействие на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву. Таким образом, более правильно было бы в правовом контексте говорить об унижении чести и умалении достоинства.

    Понятие репутации гораздо реже встречается в правоохранительной практике. По содержанию оно очень близко ко второй стороне чести, однако не содержит апелляции к самой личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении. Гражданский кодекс РФ не раскрывает и даже не содержит понятия репутации. В ст. 150, 152 указывается лишь на охрану деловой репутации. Под деловой репутацией понимается сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании. В принципе у лица может быть и плохая, негативная репутация, но чаще этот термин употребляется с положительным значением. Согласно ч. 3 ст. 152 ГК РФ унижение или умаление деловой репутации может происходить независимо от истинности или неистинности распространяемых о соответствующем лице сведений.

    Если  честь - это общественная оценка любых  качеств, то репутация - это более  узкое понятие, это какие-то профессиональные, моральные, может быть, деловые качества.

    Для гражданско-правовой практики, в отличие от уголовно-правовой, первые три определения не столь важны, сколь важно четвертое - определение деловой репутации. Деловая репутация - это общественная оценка деловых, профессиональных качеств личности. В отличие от чести и достоинства, которые защищаются во всех случаях, область общественных отношений, в которой деловая репутация защищается, имеет определенные ограничения. То есть информация, в связи с которой можно предъявлять иски о защите деловой репутации, должна касаться либо профессиональных, либо деловых качеств лица, которые связаны с участием в коммерческом (деловом), гражданском обороте, с продажей товаров, работ или услуг [22, с.35].

    Применительно к посягательствам на честь, достоинство  представителя власти можно сделать  ряд выводов:

    1. Честь представителя власти - это сопровождающееся положительной оценкой отражение качеств представителя власти в общественном сознании.

    2. Достоинство представителя власти - ощущение должностным лицом  своей ценности как человека  в общем (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя власти (профессиональное достоинство).

    3. Понятие репутации в российском  законодательстве отсутствует. Репутация  - это сложившееся о человеке  мнение, основанное на оценке  его общественно значимых качеств. Репутация является одной из сторон понятия чести, более широкого, чем понятие репутации. Следовательно, понятия чести и репутации соотносятся друг с другом как целое и часть. Понятие "служебная репутация представителя власти" определяется как сопровождающееся положительной оценкой общества отражение служебных качеств лица в общественном сознании [17, с.122]. 

    1.2. Правовые средства защиты чести и достоинства личности: история и современность

    В рамках построения российской государственности  достоинство личности требует эффективных механизмов обеспечения и защиты, в связи с чем особую актуальность приобретает вопрос о правовых средствах защиты чести и достоинства личности. В статье отмечается, что проблема чести и достоинства личности - это прежде всего проблема их реального обеспечения.

    Важнейшая функция правовых средств заключается  в достижении поставленных целей, направленных на правовое регулирования и устранение конфликтов законными, правовыми методами воздействия на те или иные явления.

    Защита права, по мнению С.С. Алексеева, - это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. Под защитой следует понимать те меры реагирования, которые предпринимаются в случаях, когда право нарушается.

    Достаточно  весомой является точка зрения, согласно которой "меры юридической ответственности" и "меры защиты" - это различные  понятия, охватываемые категорией "защита права" (В.М. Ведяхин, Т.Б. Шубина). В рамках гражданского права они объединены под общим названием "способы защиты" (ст. 12 ГК РФ).

    Исторический  экскурс свидетельствует о том, что уже Русская Правда отличала личное оскорбление, обиду, нанесенную действием лицу, от ущерба, причиненного его имуществу, впрочем, личным оскорблением тогда считались только побои, а оскорбления словами, как, например, брань, клевета, не считались оскорблением. По мнению В.О. Ключевского, "личная обида, т.е. вред физический, рассматривалась законом преимущественно с точки зрения ущерба хозяйственного... Имущество человека в Правде ценится не дешевле, а даже дороже самого человека, его здоровья, личной безопасности... Даже общественное значение лица определялось его имущественной состоятельностью". Так, например, по Русской Правде холопы - собственно не сословие, даже не лица, а вещи, как и рабочий скот; поэтому за убийство чужого холопа взимались не вира и головничество, а только продажа в пользу князя и урок в пользу хозяина как за порчу чужой вещи, а убийство своего холопа государственным судом совсем не наказывалось. Однако церковь уже проводила иной взгляд на холопа как на человека и за его убийство наказывала церковной карой.

    Но  можно утверждать, что уже в  то время на Руси было сильно развито  понятие о личности, о личном достоинстве. Об этом свидетельствует наличие следующей нормы: "Если кто у кого вырвет бороду или ус, то платит ему за обиду 12 гривен". Замечательно, что борода или ус ценились дороже, чем палец ("если кто кому отрубит палец, то платить за это три гривны обиженному"), хотя если оценивать это как "хозяйственный ущерб", то должно было быть наоборот.

    Распространение лицом заведомо ложных сведений, порочащих  честь и достоинство другого  лица, регулировалось дореволюционным  уголовным правом. Законодательство Российской империи предусматривало ответственность не только за умышленную клевету, но и за неосторожную, которая считалась наиболее серьезным оскорблением чести. Таким образом, по законодательству дореволюционной России честь и достоинство личности защищались только в уголовно-правовом порядке. Однако в литературе по гражданскому праву начала XX в. предлагались специальные гражданско-правовые способы защиты (И.А. Покровский). И только в 1961 г. благодаря усилиям таких известных правоведов, как О.С. Иоффе, П.Ф. Елисейкин, И.С. Ной, в Основы гражданского законодательства была введена статья о защите чести и достоинства (ст. 7).

    Охрана  достоинства личности обеспечивается прежде всего правовыми средствами, исходящими от государства. По мнению А.А. Белкина, полнота конституционного выражения социально-правовой организации общества невозможна без включения в Основной Закон регламентации юридических механизмов его осуществления. В ст. 45 Конституции РФ записано: государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, государственное право почти не предусматривает конкретных мер защиты. Одним из наиболее эффективных институтов охраны прав человека в современном демократическом государстве является конституционное правосудие. Функция защиты прав и свобод осуществляется органами конституционной юрисдикции путем использования трех основных форм - абстрактного, конкретного и индивидуального контроля за соответствием Конституции законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений.

    Абстрактный контроль предусматривает возможность  подачи в Конституционный Суд  запроса о конституционности  принятых нормативных актов. Конкретный контроль предполагает решение вопроса о конституционности (законности) подлежащего применению закона в связи с конкретным судебным разбирательством. Индивидуальный контроль предполагается в форме индивидуальной (коллективной) жалобы. Согласно положению ст. 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные субъекты, указанные в законе [34, с.19].

    В мировой практике существуют различные  модели конституционного контроля. Достаточно ярким примером является Федеральный конституционный суд Германии. Так, законодательство ФРГ полностью подпадает под контроль Федерального конституционного суда. Федеральные и земельные органы исполнительной власти, а также парламентское меньшинство обладают правом запроса о конституционности любого вступившего в силу закона, используя форму абстрактного контроля. Бесспорно, особого внимания заслуживает индивидуальный конституционный контроль. Согласно п. 4 ст. 99 Конституции ФРГ иск может быть подан против любого акта законодательной, исполнительной либо судебной власти, если он, по мнению истца, нарушает его основные права. Однако при этом существует одно предварительное условие - чтобы были исчерпаны все другие средства защиты. Между тем истец может избежать этой дорогой и длительной стадии, доказав в специальном присутствии Конституционного суда, что нанесенный ему ущерб имеет "всеобщее значение" и что затягивание рассмотрения дела повлечет серьезные и "неисправимые последствия" в отношении всех лиц, которых оно может затронуть [21, с.40].

    Законодательное регулирование правовой деятельности Конституционного Суда РФ свидетельствует  о том, что российская модель конституционного контроля сочетает в себе элементы как конкретного, так и индивидуального контроля.

    Для механизма административного права  наиболее характерны правовые средства распорядительного типа. Очевиден тот  факт, что административный порядок  рассмотрения жалоб граждан как  правозащитный механизм объективно необходим. Об особой роли административных органов говорит тот факт, что Конституция Российской Федерации предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Для усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации при Президенте Российской Федерации образована Комиссия по правам человека. В соответствии с Положением о данной Комиссии ее основной задачей является содействие реализации полномочий Президента как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдению прав и свобод человека в Российской Федерации.

    Для реализации принципа неприкосновенности человеческого достоинства, и в  частности охраны и защиты таких  благ, как честь, достоинство, репутация, административно-правовыми средствами представляет интерес деятельность Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ. Судебная палата по информационным спорам является государственным органом при Президенте РФ. Основной задачей Судебной палаты является содействие Президенту РФ в эффективной реализации им конституционных полномочий как гаранта закрепленных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов в сфере массовой информации.

    Право на непосредственную судебную защиту таких нематериальных благ, как честь  и достоинство, согласно действующему законодательному регулированию реализуется двумя способами - посредством предъявления иска в гражданском судопроизводстве по ст. 152 ГК РФ и путем привлечения к уголовной ответственности по ст. 129 УК РФ за клевету и по ст. 130 УК РФ - за оскорбление. В этих случаях достоинство, честь, доброе имя, деловая репутация и другие нематериальные блага выступают непосредственными объектами посягательств.

    Согласно  действующему законодательству лица имеют  право на судебную защиту чести, достоинства, доброго имени и при необоснованном возбуждении в отношении их уголовного преследования, незаконном наложении административного взыскания, незаконном производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, незаконном проведении обыска и других следственных действий, а также предъявлении к ним иска на основании систематического нарушения правил общежития при отсутствии в подтверждение этого доказательств, предъявлении иска о лишении родительских прав со ссылкой на их злоупотребление, жестокое обращение с детьми, когда приведенные истцом доводы являются необоснованными.

    Согласно  Федеральному закону о государственной  гражданской службе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ одной из основных обязанностей гражданского служащего является обязанность не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 7 ст. 15).

    Определенную  специфику проблема защиты достоинства  личности имеет в охранительных  правоотношениях в связи с  привлечением граждан к юридической  ответственности (уголовной, административной). Здесь вопрос защиты стоит наиболее остро, поскольку речь идет о посягательстве на честь и достоинство со стороны государственных органов и должностных лиц. Унижение достоинства человека в правоохранительных отношениях с субъектным составом "должностное лицо - гражданин" следует связывать не с самим применением мер процессуального принуждения, а прежде всего с характером поведения официальных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

    В последние годы исследованием проблемы судебной защиты чести и достоинства  граждан в охранительных отношениях занимается Б.Т. Безлепкин, по его мнению, способом правового реагирования на унижение достоинства, "юридической сатисфакцией", может быть только привлечение оскорбителя к ответственности и применение наказания или взыскания, в том числе возложение на него обязанности извиниться [14, с.39].

Информация о работе Защита чести, достоинства и деловой репутации