Современное казахстанское государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Многие современные ученые, исследователи посвящают свою деятельность вопросам не только формирования и развития гражданского общества в целом, а именно особенностям становления и функционирования гражданского общества в пределах своего государства, взаимодействия исследуемого правового государства и гражданского общества. Среди них и Баймаханов М. Т., доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, рассматривает гражданское общество в условиях становления правового государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство и формирование гражданского общества
Государство: понятие, признаки, формы государства
Функции государства
Предпосылки формирования гражданского общества
Глава 2. Гражданское общество: содержание, структура, признаки
2.1 Понятие гражданского общества
2.2 Структура гражданского общества
2.3 Признаки гражданского общества
Глава 3. Современное казахстанское государство и гражданское общество
3.1 Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан
3.2 Проблемы в формировании гражданского общества в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Государство и гражданское общество.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

      Содержание

      Введение 

      Глава 1. Государство и формирование гражданского общества

    1. Государство: понятие, признаки, формы государства
    2. Функции государства
    3. Предпосылки формирования гражданского общества

      Глава 2. Гражданское общество: содержание, структура, признаки

      2.1  Понятие гражданского общества

      2.2  Структура гражданского общества

      2.3  Признаки гражданского общества

      Глава 3. Современное казахстанское государство и гражданское общество

      3.1 Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан

      3.2 Проблемы в формировании гражданского общества в Казахстане

      Заключение

      Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Тема  гражданского общества, взаимодействия гражданского общества и государства привлекает к себе внимание учёных, политиков, государственных деятелей, деловых людей,  ответственных граждан. Однако сам предмет анализа, как и прежде, остается во многом не определен, более того, о гражданском обществе в политической жизни нашего государства ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Термин “гражданское общество” вошёл в научный и  политический оборот, но само это понятие, а тем более явление,  не исследовано в должной мере как в историческом, так в современном аспекте. Вот почему необходимо обратиться к истокам самого явления, к появлению понятия, его первоначальному содержанию и структуре.

      Идея  гражданского общества является одной из важнейших политических идей Нового времени. Возникнув в середине ХVII в. в Европе, понятие «гражданское общество» претерпело известную эволюцию. Однако оно неизменно рассматривается в сопоставлении с понятием «государство».

      Либеральная трактовка гражданского общества восходит ко временам Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие «гражданского общества» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Естественным началом общества и жизни человека становится цивилизованность, т. е. исключительная способность человека сознательно объединяться с себе подобными для совместного проживания. Гражданское общество было признано условием удовлетворения базовых человеческих потребностей в пище, одежде, жилье. Гражданское общество появилось в результате процессов эмансипации различных сфер общественной жизни (экономической, социальной, культурной), в рамках которых происходит удовлетворение повседневных потребностей индивида.

      В основе процесса становления независимого индивида, по Дж. Локку, лежит частная собственность. Она является экономической гарантией его свободы и политической самостоятельности. Отношения между государством и гражданским обществом, согласно идеям Т. Гоббса и Д. Локка, строились на договорной основе, поскольку государство и гражданское общество вместе создавали условия для удовлетворения базовых человеческих потребностей и обеспечения жизнедеятельности индивидов.

      Другую  традицию представляет подход Г. Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой прогресса, а государство. Государство обеспечивало справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гражданское общество и индивид были подчинены государству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности.

      Отвергая  тезис Г. Гегеля о первичности  государства по отношению к гражданскому обществу, К. Маркс рассматривал последнее фундаментом глобального общества, а жизнедеятельность индивидов - решающим фактором исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является результатом эволюции материальных условий жизни. Гражданское общество представляет собой совокупность материальных отношений индивидов. К. Маркс рассматривал гражданское общество как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения.

      Таким образом, государство является, по К. Марксу, механизмом реализации и защиты интересов экономически господствующего класса-собственника. В таком государстве гражданами оказываются лишь имущие классы и социальные группы. Следовательно, взаимоотношения между государством и гражданским обществом не являются равными и договорными.

      Многие современные ученые, исследователи посвящают свою деятельность вопросам не только формирования и развития гражданского общества в целом, а именно особенностям становления и функционирования гражданского общества в пределах своего государства, взаимодействия  исследуемого правового государства и гражданского общества. Среди них и Баймаханов М. Т., доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, рассматривает гражданское общество в условиях становления правового государства.

      Из  всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что гражданского общества вне государства не существует. Оно не может существовать вне жизни людей с их правами и обязанностями, закрепленными законами государства. Познание же последнего предполагает изучение не только его статики, но и динамики, то есть того, как этот общественный институт живёт, развивается, изменяется, как выполняет своё социальное назначение. Всё это позволяет углубиться в системность признаков механизма государства. Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятия, функции и признаки, то есть характеристики именно того, что и как государство делает. Понятия, функции и признаки в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, её обеспечение.

      Тема  взаимодействия гражданского общества и государства волнует каждого  гражданина своего государства, и я  тому не исключение. Ведь именно гражданин- ключевая фигура как гражданского общества, так и самого государства. Так как в нашей стране происходит только становление гражданского общества, дальнейшее же его развитие и функционирование является одним из основных условий функционирования самого государства.

      Глава 1. Государство и формирование гражданского общества

      1.1 Государство, понятие,  признаки

      Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор  относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. В современной учебной литературе государство обычно определяется, как политико- территориальная суверенная организация публичной власти. Но более точным определением понятия «государство», является следующее: государство - суверенная универсальная организация политической власти, признанная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимание налогов необходимые для осуществления внутренней и внешней функций государства1.

      Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Понятие государства многоаспектное и тесно связано с вопросом о его возникновении. Существует целый ряд теорий о возникновении государства:

      1) теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей методами сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка;

      2) патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и Риме. У ее истоков стоял Аристотель, который считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

      3) теория насилия и завоевания возникла и получила распространение в конце XIX- начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг рассматривают государство с точки зрения внутреннего (одних групп населения над другими) и внешнего (завоевания одни народами) насилия;

      4) теория общественного договора также возникла в глубине веков. Сторонники названной теории Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо исходили из того, что ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством;

      5) марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и  классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий»2.

      Таким образом, теории происхождения государства оказали решающее влияние на понимание, и даже формирование институтов государств в новейшее историческое время.

      Подобный  плюрализм в понимании и определении  государства привел к тому, что  в современной   научной литературе по проблеме понятия государства сложилось два основных подхода - социологический и юридический.

      При социологическом подходе государством называется любая организация публичной политической власти, в любой форме и с любым содержанием3. Сущность государства определяется как сила и организованное насилие. В рамках социологического подхода различают две стороны публичной политической власти: а) организованное насилие как средство решения общих дел; б) достижение общественного благополучия как цель принудительной власти.

      Юридическое подход в понимании государства  исходит из того, что государство  является правовой формой организации  и функционирования публичной политической власти.

      При определении понятия государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его от родового строя, так и от негосударственных организаций  общества. Так, государство имеет  следующие признаки:

      1) Политическая организация общества. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны; наличие специального аппарата в лице особого разряда людей, обладающих публично властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства.

      2) Территориальная организация. Разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, проживающее на ней превращается в граждан этого государства.

      3) Монополия на принудительную власть. Отсутствие  иных организаций общества, кроме государственных,  имеющих право на применение силы, во всяком случае, без санкции государства.

      4) Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.

      Суверенитет как свойство (атрибут) государственной  власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости4.

      Говоря  о признаках государства, следует  отметить, что вместе с тем любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Под формой государства понимается организация государственной власти,  выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима. Рассмотрим каждое из этих понятий.

      Такая категория, как форма правления, показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Т.е. форма правления раскрывает способ организации верховной государственной  власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании5. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции: монархия- форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства- монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Существует два вида монархии: неограниченная, или абсолютная (монарх- единственный высший орган государства), и ограниченная монархия (высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органом или органами). Полной же противоположностью монархической форме правления является республика- форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущих ответственность перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентские (где парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства) и президентские (президент государства непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность).

Информация о работе Современное казахстанское государство и гражданское общество