Современное казахстанское государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Многие современные ученые, исследователи посвящают свою деятельность вопросам не только формирования и развития гражданского общества в целом, а именно особенностям становления и функционирования гражданского общества в пределах своего государства, взаимодействия исследуемого правового государства и гражданского общества. Среди них и Баймаханов М. Т., доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, рассматривает гражданское общество в условиях становления правового государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство и формирование гражданского общества
Государство: понятие, признаки, формы государства
Функции государства
Предпосылки формирования гражданского общества
Глава 2. Гражданское общество: содержание, структура, признаки
2.1 Понятие гражданского общества
2.2 Структура гражданского общества
2.3 Признаки гражданского общества
Глава 3. Современное казахстанское государство и гражданское общество
3.1 Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан
3.2 Проблемы в формировании гражданского общества в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Государство и гражданское общество.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

      Следующая категория, форма государственного устройства, отражает территориальную  организацию государства.  Государства современного мира по форме государственного устройства являются унитарными и федеративными, и существует третья форма- конфедерация, которая встречается гораздо реже, чем  вышеуказанные6. Унитарное государство - единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральными органами власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Признаками унитарного государства являются  принцип разделения властей;  наличие одной конституции, единой системы законодательства, одного гражданства, единой денежной системы; осуществление единой кредитной и налоговой политики; отсутствие у отдельных частей унитарного государства суверенитета  и др. Федерацию же можно противопоставить унитарному устройству государства, т.к. федерация - сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными объединениями, обладающими суверенитетом. И следующая форма государственного устройства, это конфедерация, т.е. временный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов. Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для её сохранения.

      И, наконец, с формой государства тесно  связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Таким образом, политический режим- это методы осуществления политической власти,  характеризующиеся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности. Различают два основных вида политического режима - диктатура и демократия7. Диктатура — это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определённом государстве, используя её без ограничения. Диктатура состоит из двух разновидностей - тоталитарного (политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогла реализации этой идеи) и авторитарного (тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией) режимов. И противоположность диктатуре- демократический режим, основанный на возможности управления делами общества и государства путём прямого или опосредованного волеизъявления народа. Основными признаками демократического режима считаются политический плюрализм;  равноправие всех граждан; конституционное закрепление и реальное осуществления  прав и свобод человека;  правовой характер деятельности государственных органов;  гласность в деятельности государства.

      Следовательно, форма правления государства  отражает все его содержание и  сущность, тем самым, формируя общее  представление о рассматриваемом  государстве. 
 
 

      1.2 Функции государства

        Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, а значит функционирует. Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. С научной точки зрения, функции государства- это основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. К ним относятся: охрана форм собственности, охрана правопорядка, социальные, экономические функции, охрана природы и окружающей среды, оборона страны, поддержание мира и др. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность. Функции государства по своей сути объективны, следовательно, они обладают рядом признаков: 1) устойчивая сложившаяся деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни;

      2) непосредственная связь между  сущностью государства и его  социальным назначением, которая  реализуется посредством соответствующих  функций;

      3) направленность функций государства  на решение конкретных задач  и достижения тех или иных  целей;

      4) реализация функций осуществляется  в определённых формах (чаще всего  правовых) и особыми методами  при помощи государственной власти.

      В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь обычно идёт о целях и задачах государства. В нашей науке обычно функции государства подразделяются на: внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти; внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами. Таким образом, функции государства составляют функции государственных органов. Так, согласно мнению доктора юридических наук, профессора Баймаханова М. Т., каждый орган государства  выполняет свои функции. Профессор рассматривает следующую классификацию функций: 1) управленческие функции (деятельность Правительства государства); 2) координирующие - деятельность Парламента, 3) контролирующие или регулирующие функции- деятельность силовых структур государства8. Таким образом, функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от задач, которые встают перед обществом и целей, которые оно преследует. 

      1.3 Предпосылки возникновения гражданского общества

            Говоря о государстве, о этапах его формирования, следует рассматривать и формирование гражданского общества. Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. При сословном строе государство практически совпадало с имущими классами и было обособленно от основой массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть.

      На  смену вертикальным феодальным структурам, открыто выражавшим и закреплявшим социальное неравенство, пришли преимущественно горизонтальные невластные связи, основанные на юридическом равенстве и договорных началах свободных личностей.

      Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.

      Начало  данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

      Обособление общества от всепроникающей власти государства  происходило в ходе конфликта в государстве и в обществе, который разрешился в ходе революций XVII-XVIII веков и последующих реформ.

      Реальное  функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

      Свобода человека органически связана с  его материальным благополучием, наличием собственности, свободой частного предпринимательства. А частная собственность является не только экономической основой гражданского общества, но и фактором политического нравственного и культурного прогресса.

      Итак, главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.

      Из  вышесказанного можно сделать вывод, что гражданское общество не возникло само по себе. Ведущую роль в формировании гражданского общества играет как личность, так и государство в целом. Оно конструирует ту правовую матрицу, в которой вырастают элементы гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Гражданское общество: содержание, структура, признаки

      2.1 Понятие гражданского общества

      Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Всегда формирование гражданского общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона9.

      Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений  институтов, с  помощью которых удовлетворяются  интересы индивидов и их групп10.

      Гражданское общество является основой для правового  государства. Без гражданского общества  не  будет  правового государства.

      Понятие  “гражданское общество” было сформулировано такими великими мыслителями прошлого, как Аристотель, Цицерон, Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Гегель, К.Маркс и др.

      Основной  идеей в гражданском обществе является  идея главенства человека в обществе,  идея самостоятельности  человека, способности его самому осуществлять свою деятельность, опираясь прежде всего на нравственные принципы, уважая право. Причем государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, и только в случае нарушении права допустимо вмешательство государства11.

      Если  попытаться дать развернутую характеристику гражданского общества, то это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности,  создающее  возможность достижения благополучия и реализации прав  человека  и гражданина, органично  вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

      В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-разному. Гражданское общество – это:

  1. наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение); 
  2. наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии; 
  3. высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества; 
  4. законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

      Мною  отдается предпочтение этому определению: гражданское общество - это общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительство - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

        При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

Информация о работе Современное казахстанское государство и гражданское общество