Демократическое государство. Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть демократическое государство. Гражданское общество – его роль и задачи в становлении и развитии социального партнерства.
Задачи контрольной работы:
1.Раскрыть понятие и сущность демократического государства;
2.Изучить возникновение и развитие идеи гражданского общества;
3.Описать гражданское общество: понятие и основные характеристики;
4.Рассмотреть соотношение гражданского общества и правового государства.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность демократического государства 4
2.Возникновение и развитие идеи гражданского общества 8
3.Гражданское общество: понятие и основные характеристики 15
4.Соотношение гражданского общества и правового государства 20
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

Соц. партн..doc

— 129.50 Кб (Скачать)

     Уральский социально-экономический  институт

     Академии труда и социальных отношений 

      Кафедра профсоюзного движения 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

      СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Тема: Демократическое государство. Гражданское общество – его роль и задачи в становлении и развитии социального партнерства. 

 
 
 

                                              Выполнила студентка 3  курса 

                                              Группа: ФЗ-302

                                              Репенко  Мария 

                                              Владимировна

                                              Проверил_______________  
 

     Челябинск

     2010

 

      Оглавление

 

Введение

 

     Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

     Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Понятие "гражданское общество" сегодня выступает одним из центральных герменевтических ключей для понимания комплексности отношений современного общества и современного государства. Это своего рода "знак времени" или концептуальный код эпохи.

     Это государство не должно стремиться к  этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

     Цель  контрольной работы рассмотреть  демократическое государство. Гражданское общество – его роль и задачи в становлении и развитии социального партнерства.

     Задачи  контрольной работы:

      1.Раскрыть понятие и сущность демократического государства;

      2.Изучить возникновение и развитие идеи гражданского общества;

      3.Описать гражданское общество: понятие и основные характеристики;

      4.Рассмотреть соотношение гражданского общества и правового государства.

 

1.Понятие  и сущность демократического государства

 

     Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

     Недостаточно  только провозгласить государство  демократическим ( это делают и тоталитарные государства ), главное - обеспечить его  устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными  гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.

     Важнейшие признаки демократического государства:

     а) реальная представительная демократия;

     б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

     Представительная  демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные  органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления ) наделяются правом решения наиболее важных вопросов  жизни        народа( объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др. ). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

     В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство -Российскую Федерацию.

     Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

     Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию  в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить«разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

     Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на «содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов». Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это прежде всего демократический политический режим и политико-правовая культура.

     Демократический политический режим характеризуется  высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

     Демократический политический режим обычно находит  отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

     Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно  на содержании и форме конституционно-правового  регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.

     Государство не может обойтись без профессионального  управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи  не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли ). Но для того, чтобы этот аппарат не встал над народом и его представителями, не стал бюрократией в нашем понимании, необходима продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью, и система его ответственности. В развитых демократических странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система комплектования государственной службы и др. ). Опыт, правда, показывает, что и в этих странах не такой уж редкостью является то, что мы называем бюрократическими извращениями ( служебные злоупотребления, неэффективность и пр. ), однако, общество и человек обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.

     Что же касается «социалистических» и развивающихся  стран, то там засилье бюрократизма в самом отрицательном смысле слова - повсеместное явление, хотя и  в конституциях и законах можно  встретить немало направленных против этого положений. Они, однако, бездействуют или малоэффективны в силу упомянутых факторов - авторитарного или тоталитарного политического режима и низкого уровня политико-правовой культуры общества.

 

2.Возникновение и развитие идеи гражданского общества

 

     Подобно тому, что существуют различные интерпретации идеи гражданского общества, возможны и различные ее периодизации.1

     Начальный период - предыстория становления  идеи гражданского общества, ее историко-философские  предпосылки (с античности до XVI–XVII веков). Период, в котором происходит “вызревание” данной идеи. Если словосочетание “гражданское общество” и используется в этот период, то смысл имеет совершенно иной, чем сегодня. Гражданское общество здесь оказывается идентичным государству или политическому обществу.

     На  Руси элементы гражданского общества стал внедрять Иван Грозный в XVI веке. Именно он был инициатором и реализатором идеи Земских Соборов, которые сыграли огромную роль в развитии России.

     За  начальным следует естественно-правовой период. Это время возникновения  и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII–XVIII веков. Этот период связан с именами Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Д.Юма, Б.Спинозы, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье и многих других мыслителей, которые в своих работах выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии.

     Согласно  этим концепциям общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, какое понимание  вкладывалось в это последнее: как утраченный рай и “золотой век” (Руссо) или как “война всех против всех” (Гоббс). Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. Схематически содержание этих концепций можно выразить следующим образом: естественное состояние - общественный договор - гражданское, общественное, политическое состояние.

     В сущности, формирование гражданского общества происходило параллельно  с формированием государства  нового типа - буржуазного государства. Это был процесс превращения традиционного сословного общества в современное гражданское, феодального иерархического государства в правовое. С этого времени соотношение политического и гражданского общества оказывается предметом пристального внимания социально-философской мысли.

     Наиболее  видными представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т.Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, выражавший интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Дж.Локк, считавшийся основателем буржуазного либерализма.

Информация о работе Демократическое государство. Гражданское общество