Современное казахстанское государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Многие современные ученые, исследователи посвящают свою деятельность вопросам не только формирования и развития гражданского общества в целом, а именно особенностям становления и функционирования гражданского общества в пределах своего государства, взаимодействия исследуемого правового государства и гражданского общества. Среди них и Баймаханов М. Т., доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, рассматривает гражданское общество в условиях становления правового государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство и формирование гражданского общества
Государство: понятие, признаки, формы государства
Функции государства
Предпосылки формирования гражданского общества
Глава 2. Гражданское общество: содержание, структура, признаки
2.1 Понятие гражданского общества
2.2 Структура гражданского общества
2.3 Признаки гражданского общества
Глава 3. Современное казахстанское государство и гражданское общество
3.1 Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан
3.2 Проблемы в формировании гражданского общества в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Государство и гражданское общество.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

      По  сути дела, интересы меньшинств в гражданском  обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут  быть как государственными, так и  независимыми. Это позволяет отдельным  людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества12. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

      Таким образом, гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. Одним из действенных рычагов в развитии гражданского общества является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

      2.2 Структура гражданского общества

      Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

      Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность  и динамизм развития.

      Структуру гражданского общества можно представить  в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. Рассмотрим все системы подробнее.

      Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

      Прежде  всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это - институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

      Второй  блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и  т.п.).

      Третий  блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

      Следующий вид системы- экономическая система. Она представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

      В качестве первичного слоя здесь выступают  отношения собственности, пронизывающие  всю ткань экономических отношений  и весь цикл общественного производства и потребления.

      Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный  слой. В основе производства лежит  созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

      Отношения распределения, обмена, потребления  общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы – социальной.

      Одной из основных систем, являющихся структурным  элементом гражданского общества является политическая система. Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

      Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые  пронизывают политическую систему  во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть.

      Помимо  сугубо властных существует целая гамма  политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в  общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных  прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.

      Следующий элемент структуры гражданского общества- духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

      Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование  является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

      По-моему, жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

      На  современном этапе развития гражданского общества, информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества13.

      Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что стабильное функционирование совокупности систем, составляющих гражданское общество, является залогом успешного развития гражданского общества.

      Если  говорить о гражданском обществе на данном этапе, следует отметить, что современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить его состояние и направления его совершенствования. Основными признаками гражданского общества являются:

      - наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

      - самоуправляемость;

      - конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

      - свободно формирующееся общественное  мнение и плюрализм;

      -всеобщая  информированность и прежде всего  реальное осуществление права  человека на информацию;

      - жизнедеятельность в гражданском  обществе базируется на принципе  координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.

      Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

      Исходя  из сказанного, можно дополнить к  вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

      - возникновение гражданского общества  на определенных основаниях, не  исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

      - недопустимость гражданским обществом  конфликтов между самими членами общества.

      Таким образом, наличие указанных признаков определяет отличие государства и гражданского общества, дает нам более полное представление о гражданском обществе, как об особом объединении граждан государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 3. Современное  казахстанское государство  и гражданское общество

      3.1 Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан

      Республика    Казахстан   утверждает   себя   демократическим, светским,  правовым  и  социальным  государством,  высшими  ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

      Основополагающими принципами деятельности Республики являются:

общественное   согласие  и  политическая  стабильность,  экономическое развитие на благо  всего  народа,  казахстанский  патриотизм,  решение наиболее   важных   вопросов  государственной  жизни  демократическими методами,  включая голосование на республиканском  референдуме  или  в Парламенте14.

      Начавшиеся  в конце 1980-х и начале 1990-х годов  коренные реформы в экономической, социальной и политической сферах стимулировали создание общественных объединений для защиты прав и интересов различных социальных групп.

      Одними  из первых в Казахстане появились  независимые профсоюзы, представлявшие интересы работников негосударственного сектора экономики. Активно институционализировались средства массовой информации, общественные и религиозные объединения, политические партии. В определенной степени развитию гражданского общества и его институтов в стране способствует деятельность государства по созданию соответствующих политических, правовых и иных условий для осуществления этого процесса.

      По- моему, изданный 27 июня 1991 года Закон Казахской ССР "Об общественных объединениях в Казахской ССР" явился первым шагом на пути официального становления гражданского общества в нашем государстве. В результате чего в стране появились партии "Народный конгресс Казахстана", "Алаш", Социал-демократическая партия Казахстана (СДПК), Социалистическая партия Казахстана, Республиканская партия Казахстана, и другие.

      А, возможно, уже созданию правового поля для образования и функционирования партий и движений и, соответственно, дальнейшего развития партийной системы страны способствовало принятие в 1995 году  Конституции  Республики Казахстан и в 1996 году законов Республики Казахстан "Об общественных объединениях" и "О политических партиях". Кроме того, активное развитие получили национальные культурные центры, объединившиеся в Ассамблею народов Казахстана. Начиная с этого периода, государство начинает активно содействовать в развитии гражданского общества. Так, конец 1990-го года отмечен профессионализацией деятельности институтов гражданского общества, что позволило повысить эффективность их работы по решению различного спектра общественных проблем, потребностей и нужд; произошли качественные изменения на рынке масс-медиа, связанные с процессом разгосударствления средств массовой информации (далее - СМИ), полиграфических предприятий, а также переходом от системы государственного финансирования и дотирования СМИ к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Формирование гражданского общества в Казахстане проходило форсированными темпами, так, уже в октябре 2000 года в Послании Президента страны народу Казахстана "К свободному, эффективному и безопасному обществу" появились первые поручения Правительству по созданию условий для развития неправительственных организаций (далее - НПО), роль которых в реализации интересов самых различных групп населения стала все более возрастать.

Информация о работе Современное казахстанское государство и гражданское общество