Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа содержит 1 файл

kon.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

   •   конституции демократические;

   •   конституции либерально-демократических  государств;

   •   конституции авторитарных государств;

   •   конституции тоталитарных государств.

   VII. Способ принятия путем: референдума, высшего законодательного органа власти, специальным законом и где порядок введения конституции в действие изложен в ней самой.

      31 вопрос: Особенности   конституционных   норм.   Проблемы   нормативного  характера   положений преамбулы.

Конституционные нормы несут в себе специфику  государственно-правовых норм как таковых (порядок принятия, введение в действие размещение конституционных норм в  конституции). Как правило, конституционные  нормы имеют бланкетный или отсылочный характер.

   Нормы основного текста конституции и преамбулы. Преамбула - это вводная статья конституции. Идут споры, нужна ли преамбула вообще и может преамбула содержать правовые нормы или только политические идеи.

   1.  Необходимость преамбулы. Абсолютно  утвердительный ответ, поскольку конституция не только документ юридический, но и политический. И как политический, должен содержать цели и задачи определенного этапа развития государства. Иногда в статьях конституции содержаться положения преамбулы, что крайне нежелательно. Она помогает лучше понять конституцию, помогает при ее толковании.

   2.  Может ли содержать правовые  нормы, однозначно, нет. Но преамбула  может содержать правовые принципы, например, в преамбуле конституции  СССР 1977 г. говорилось "экономика  республик представляет собой единый народно-хозяйственный комплекс". Иногда в преамбуле могут закрепляться правовые нормы, например, в конституции Болгарии от 1946 г. Реализация конституционных норм. Реализация этих, как и других норм, происходит путем использования, исполнения, применения. Толкование конституционных норм может быть самым различным: грамматическое, логическое, историческое. Толкование конституции по объему аномально, поскольку при расширительном или ограничительном толковании изменяется смысл статей. Необходимо только буквальное толкование. Если же конституция допускает толкование по объему, то создается новая конституционная норма в зависимости от сложившейся на данный момент ситуации. Например, статья 19 часть 3 конституции РФ "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации", при буквальном толковании такой статьи она кажется абсурдной, поскольку в виду физиологии мужчина и женщина не равны, и надо толковать такую статью в ограничительном смысле, а именно то, что мужчина и женщина имеют равные юридические права и свободы. Таких статей в нашей конституции, к сожалению, много, и они показывают уровень развития права в данной стране.

   32 вопрос: Реализация конституционных норм; понятие, формы, способы.

 Под реализацией норм конституционного права понимается их осуществления, т.е. претворение в жизнь.

 Однако  реализация правовых норм не сводиться  к защите их предписаний (норм конст  права) со стороны государства, являющейся лишь одной из гарантий обеспечения  их реализации. По отношению к тем гражданам, которые не считаются с ее предписаниями, государство применяет различные меры принуждения. Реализацию нельзя отождествлять с их применением. Реализация- понятие более широкое, чем применение. Его суть состоит в том, что правовая норма, содержащая в общей форме определенное предписание, применяется к конкретному случаю.

 Реализация  норм выражается в достижении той  цели, которая преследуется при ее издании (совсем не обязательно ее применение).

 Каждая  констит-правовая норма может считаться действующей, если она издана уполномоченным на то гос органом в пределах ее компетенции.

Одним из важнейших вопросов, имеющих существенное значение для реализации норм конст  права, является вопрос о прекращении  действия этих норм. Норма прекращает свое действие в следующих случаях:

 1.При  отмене (может быть отменена только  органом, который ее принял, либо  уполномоченным на то вышестоящим  суб)

 2.Приостановление,  т.е. временное прекращение действия.

 3.При  наступлении результатов, на достижение  которых рассчитана соответствующая норма.

 4.При  условии ее противоречия норме,  принятой вышестоящим органом.  Нормы конст права реализуется различными формами:

 1.Реализация  вне правоотношений (воздержание  субъекта от определенных действий, в его пассивном поведении).

 2.Реализация  через правоотношения (путем издания  гос органами особых властных  актов).

 С точки  зрения С.А.Авакьяна реализация норм гос  права происходит различными способами. В связи с этим он делит эти  нормы на следующие группы: 1.нормы  имеющие общее действие; 2.нормы, обращенные к конкретной ситуации в качестве пол гарантий; 3.нормы применяемы крайне редко из-за отсутствие юрид фактов (потребность в обращении); 4.Нормы применяемы редко из-за  ввиду исключительности содержащихся в них норм; 5.нормы оставленные на реализацию суб гос-прав отношений, предназначенные для периодического, нерегламентируемого применения.

Разделение  форм реализации правовых норм в зависимости  от характера правоприменительных  действий субъектов права:

 1.Осуществление  (исполнение) выражается в реализации возможностей, которые предоставляются субъектам

 2.Исполнение- реализация обязывающих норм, исполнение  субъектом права возложенного  на него обязанностей.

 3.Соблюдение (связано исключительно с реализацией  запрещающих норм). Не допустить совершения действий, которые могли бы причинить вред обществу, государству и личности.

4.Применение. Деятельность органов государства  или должностных лиц, которые,  используя свои полномочия, издают  акты индивидуального значения  на основе норм права, решая тем самым конкретные вопросы жизни общества.

      33 вопрос: Этапы развития Конституции РФ.

 Зачатки конституционности можно обнаружить еще со времен Петра первого, даже раньше, попытки предпринимались  многими, но если подойти глобально  к этой проблеме, то конституционное развитие РФ можно разделить на два этапа: 1) Период неписаной конституции, хронологические рамки которого октябрь 1917 г. – июль 1918 г. В это время российская конституция состояла из: а) декретов и постановлений съездов советов, б) декретов совета народных комиссаров, в) составной частью были прежние законы, которые не были отменены советской властью и не противоречили актам советской власти. 2) Период писаной конституции. С 6 июля 1918 г. и по наши дни. Период ознаменован левоэсеровским мятежом. Этот большой период делится на более мелкие. А) принятие конституции 1918 г. Политическое устройство с провозглашением государственной диктатуры пролетариата, а по форме правления - корпоративная республика, которая является республикой советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял Всероссийский Съезд Советов и Высший Центральный Исполнительный Комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально провозглашена федерация, фактически – смешанное унитарное государство. Б) принятие конституции 1925 г. В 1922 г. был создан союз ССР и в 1924 г. принимается первая конституция союза ССР, субъектом которой теперь была РСФСР. Теперь изменился порядок отношений между субъектами. И главной причиной принятия новой конституции РСФСР было то, что она перестала быть отдельно существующей. Остальные условия существования страны остались прежними. В) принятие конституции 1937 г. В 1936 г. принята конституция СССР. Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РФ осталась государством трудящихся, лозунг диктатуры пролетариата был снят.

 По  форме правления осталась советской  республикой. Однако теперь съезд советов  упразднен, вместо него создан однопалатный Верховный Совет. В 1937 г. значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти. Г) принятие конституции 1978 г. Оно обусловлено принятием конституции СССР 1977 г. Поскольку предыдущая конституция уже устарела и требовала серьезных изменений. Официальная причина принятия такая, что уже было построено общенародное советское социалистическое государство. Но еще в 1961 г. были первые попытки обновить конституцию, даже создали специальную комиссию. Конституция 1977 г. официально объявила нашу страну общенародным государством. Термин “общенародное государство” объясняли как государство при развитом социализме. Развитой социализм это, (1) самые высокоразвитые экономические отношения, производственные и производительные силы, (2) сформированная государственная (общенародная) собственность. С позиций здравого разума, отождествлять государственную собственность с общенародной нельзя. Государственная собственность – это собственность, принадлежащая конкретному собственнику монополисту, называемому государством. Государству собственность необходима для реализации его функций как внутренних, так и внешних. Общенародная собственность – собственность всего населения страны, это разновидность общей собственности, которая может быть долевой и совместной. Понятие общенародной собственности было дано еще в гражданском кодексе тех лет. Конституция 1977 г. была противоречивой. Ст. 7 свидетельствует о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом. А в ст. 7 определили партию как ядро государства. Данная конституция открывает простор для расширения внутри федеративных полномочий. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся ряд и положительных моментов: ст.9 закрепляет основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии. Эта конституция просуществовала до 1989 г. За период существования конституции произошли изменения, связанные с: 1) трансформацией высших представительных органов законодательной власти. Съезд народных депутатов избирал двухпалатный Верховный Совет. Хотя этот Съезд, фактически таковым не являлся, поскольку при каждом новом Съезде должен меняться его состав. В данном же случае в Съезд избирались на 5 лет. И фактически это была разновидность законодательного собрания. 2) введением альтернативных выборов и открывается простор для действия партий. В 1991 г. СССР распался и РФ стала существовать отдельно.

      34 вопрос: Предпосылки принятия Конституции РФ 1993 г. Указ Президента РФ №1400, его анализ и последствия.

     Ошибка: конституцию приняли потому, что  старая не отражала действительность. С 1го съезда народ депутатов кон-ия (старая) была дополнена и изменена. Так же на этом съезде было принято решение не принимать кон-ию на переход период. Ельцин это отклонил. В констит комиссии было принято решение о разработке новой конституции. Был объявлен конкурс на лучший проект кон-ии. Но победил проект Румянцева. Первоначально в кон-ии были статьи о процедуре обыска и тд. Оппозиция подняла шум, создали один объединенный проект (достаточно солидный). Ельцин не был заинтересован в сильном парламенте, а проект это предусматривал. Закон уравнял указ президента к силе закона, принятый парламентом. Ельцин в сент 1993 издает указ 1400, кот не понравился оппозиции. В этом указе было 11 нарушений конституции, а если президент нарушал своими указами конс-ию, то полномочия президента прекращались. Так парламент не подчинился президенту, что привело к вооруженному противостоянию. Оппозиция президента проиграла. Новая кон-ия принималась 12 дек 1993 с помощью референдума.

  1. силовое навязывание референдума, неконстит указа 1400
  2. на референдум пришло меньше 50% избирателей

         т.е. референдум был нелегитимный, но даже оппозиция заявило о легитимности референдума. 

      35 вопрос: Конституция РФ 1993г., её структура.

 Структура конституции – принятый в ней  порядок, по средствам которого устанавливаются  определенная система группировки  однородных конституционных норм в  разделы, главы и последовательность их расположения.

   В основе структуры лежит подход  сходства предмета регулирования.

 Структура: Состоит из преамбулы, 1 и 2 раздела. 2 раздел называется – заключительные и переходные положения. 1 раздел – забыли назвать. 1 раздел состоит из 9 глав, второй из 9 пунктов. Второй раздел КРФ – введение конституции в действие, решение вопроса какие изменения надо внести в законодательство. Семь пунктов утратили свою актуальность. Не утратили 1 и 2 – введение в действие и что все нормы принятые до конституции 1993 г. продолжают действовать в части не противоречащей КРФ, и по вопросам не урегулированным КРФ и другими НПА.

   Преамбула (вид: преамбула, имеющая политико-историческое и справочное содержание). Цель применение на основе выявления мотивов применения.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"