Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа содержит 1 файл

kon.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

в) процессуальные (защищающие нормы).

VII. По составу:

а) полные (нормы, все составные части которых  содержатся в одной статье);

б) комбинированные:

    1.отсылочные (такие нормы, различные  элементы которых содержатся в разных статьях одного нормативного акта или в разных нормативных актах одной отрасли права);

       2.бланкетные (нормы, у которых  гипотезы и диспозиции содержатся  в конституционном праве, а  санкции – в других отраслях  права)

 9 вопрос: Система отрасли государственного (конституционного) права РФ.

 Система отрасли государственного (конституционного) права РФ. В настоящее время  предполагается сформировать ГП и КП. В КП оставить принципы конституционного строя: (принципы положения индивида); введение в КП (предмет, метод, норма, отношения, источники, система КП); теория конституции (понятие, признаки, свойства и виды конституции, этапы ее развития в РФ, общая характеристика конституции РФ 1993 года, реализация и охрана конституции); основы и принципы конституционного строя и теория КП, то есть теоретические положения, касающиеся основных институтов КП, а также порядок изменения и дополнения конституции. В ГП оставить (федерализм, структуру органов государственной власти): меры возможного и должного поведения индивида и их гарантии; порядок приобретения и утраты российского гражданства; конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов, разделение полномочий (распределение компетенций) между ними; порядок организации и проведения выборов президента РФ и ГД РФ, выборных органов субъектов РФ; Федеральное собрание РФ (основные полномочия палат, их структура и порядок деятельности, законодательный процесс); Президент РФ (начало и окончание полномочий, компетенция); Правительство РФ (начало и окончание полномочий, компетенция, взаимодействие с другими органами государственной власти); конституционные основы правосудия.

 10 вопрос: Система науки государственного (конституционного) права РФ.

 Система науки государственного (конституционного) права РФ. В основе этой системы лежит система КП как отрасли права. Система юридической науки КП должна иметь единую институциональную основу классификации, то есть в ней должны быть институты: введение в КП; теория конституционализма; основы конституционного строя; конституционно-правовой статус индивида; форма государственного единства или федеративного устройства; избирательное право и избирательная система; система и компетенция органов государственной власти и МСУ. Другое мнение: КП состоит из общей и особенной части. Общая часть: введение в КП (предмет, метод, норма, отношения, источники, система КП); теория конституции (понятие, признаки, свойства и виды конституции, этапы ее развития в РФ, общая характеристика конституции РФ 1993 года, реализация и охрана конституции); основы и принципы конституционного строя и теория КП, то есть теоретические положения, касающиеся основных институтов КП, а также порядок изменения и дополнения конституции. Особенная часть: меры возможного и должного поведения индивида и их гарантии; порядок приобретения и утраты российского гражданства; конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов, разделение полномочий (распределение компетенций) между ними; порядок организации и проведения выборов президента РФ и ГД РФ, выборных органов субъектов РФ; Федеральное собрание РФ (основные полномочия палат, их структура и порядок деятельности, законодательный процесс); Президент РФ (начало и окончание полномочий, компетенция); Правительство РФ (начало и окончание полномочий, компетенция, взаимодействие с другими органами государственной власти); конституционные основы правосудия. 

 11 вопрос: Система учебной дисциплины (учебного курса) государственного (конституционного) права РФ.

   Система учебной дисциплины государственного (конституционного) права РФ основывается  на системе конституционного права РФ как отрасли юридической науки. 

 12 вопрос: Методы правового регулирования в государственном (конституционном) праве.

 Методологический  аппарат – это совокупность методов, используемых в конкретной отрасли  человеческой деятельности. ГП – одна из российских юридических наук, следовательно, ей присущи все методы, которые использует российская правовая наука, но есть и своя специфика. Методы правового регулирования обусловлены тем, что ГП как отрасль права является публичной отраслью права, а отрасли публичного права защищают интересы государства и общества в целом. Методы правового регулирования: 1) метод власти и подчинения, т. е. метод субординации; 2) метод горизонтального регулирования, т. е. метод координации (стороны до заключения соглашения равны, отношения между ними строятся на договорной основе). Реализации любых прав свойственен элемент диспозитивности. Правовое регулирование сочетает методы императивного и диспозитивного характера в зависимости от правоотношений. Но отношения власти и подчинения преобладают. Метод субординации основан на (подчинении) соблюдении закона всеми субъектами правоотношений и на обязательности решений вышестоящих органов государственной власти и местного самоуправления для нижестоящих органов общественных объединений и граждан. Метод координации основан на: 1) государственно-правовых договорах (договоры одних органов власти с другими); 2) конституционных правах граждан (им принадлежит определяющая роль).

 13 вопрос: Методы научных исследований науки государственного (конституционного) права.

 Классификация методов научных исследований в  ГП зависит от этапа познавательного  процесса, т. е. от уровня сознания: 1) эмпирический (первичный уровень); 2) логический. На эмпирическом уровне применяется метод описания для того, чтобы получить первичное представление о свойствах явления и о его влиянии на окружающую среду. Логический уровень предполагает использование логических законов, мыслительных конструкций, прогнозирования и иных подобных познавательных инструментов. Таким образом, на логическом уровне применяются: 1) общенаучные методы (метод материалистической диалектики, метод анализа и синтеза, метод системного подхода и системного анализа); 2) Частнонаучные методы (теоретико-правовой метод, сравнительно-правовой метод, формально-правовой метод); 3) методы других наук (сравнительно-исторический метод, метод использования закона больших чисел, метод математического моделирования, формально-логический метод, лингвистический метод). 

 14вопрос: Диалектический метод науки государственного (конституционного) права.

 Основополагающий  метод всех исследований – метод  материалистической диалектики. Он предполагает первичность экономического и вторичность  политического. Явления изучаются  в динамике, т. е. диалектический метод предполагает исторический подход в изучении государственно-правовых явлений. Правовые явления необходимо изучать с конкретно исторических позиций. Этот метод основан на использовании законов диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количества в качество; 3) закон отрицания отрицания (совершенствование государственных правовых институтов). 

   15 вопрос: Метод системного  подхода и системного  анализа. Предполагают, что это дальнейшее развитие диалектики, другие говорят о методе кибернетики, третьи, что это самостоятельный метод исследования. Впервые об этом методе заговорили в начале 70-х годов. Суть:

   общество  является целостной социальной системой, общество имеет интегративный характер, как целостная система общество антиэнтропийно. Внутри целостной системы существуют вертикальные и горизонтальные связи, выступающие в виде общественных отношений. Общественные отношения регулируются социальными нормами, как правового, так и не правового характера. Интегративность системы означает, что элемент в системе приобретает такие качества, которыми он вне системы обладать не может. Антиэнтропийный характер, это способность системы противостоять своему исчезновению, залогом этого является динамизм системы. Закономерность элементов системы:

   1.   Развитие каждого элемента системы определяет развитие системы в целом.

   2.  Принцип обратной связи, элементы  системы взаимодействуют друг  с другом и с системой в  целом, это взаимодействие

 влияет  на развитие системы.

   16вопрос: Юридические методы:

   Теоретико-правовой. В качестве метода научного исследования используется категориальный аппарат, наработанный наукой ТГП

   (теория  государства и права).

   Сравнительно-правовой. Сравниваемые величины должны быть юридическими, сравнимыми.

   Математические методы:

   Статистический  — из анализа много повторяющихся явлений, можно вынести качественную закономерность.

 17вопрос: Источники государственного (конституционного) права: понятие и система.

 Подходы к понятию источника  права: 

 1.материальный (факторы, определяющие содержание права: материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения)

 2.юридический  (формы, посредством которых устанавливаются  и получают обязательную силу  правовые нормы. Эту функцию  выполняют правовые акты.

Источники КП (рассматривают в юридическом смысле). Источниками КП являются нормативные правовые акты, действующие в настоящее время.

 2 уровня:

 I.федеральный (Приоритет у ФЗ)

 1.Акт  народного голосования (референдум);

 2.Конституция; 

 3.Разновидности  законов 

   а. Конституционны закон: 1) законы, которые вводят К в действие; 2) законы, которые изменяют и дополняют К (конституционные поправки); 3) закон, который развивает отдельные конституционные положения и о принятии которого прямо сказано в К РФ.

   б. Федеральный закон (ординарные (обычные))- это законы, которые по юридической силе стоят вслед за К и КЗ: 1) законы РФ (приняты до К 1993 года, применяются лишь в той части, в которой они не противоречат К ); 2) законы бывшего СССР (применяются в РФ в части, не противоречащей К РФ, и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы ФЗ).

 Далее по юридической силе следуют подзаконные  акты: 1) указы президента РФ; 2) постановления  палат Федерального Собрания; 3) постановления  Правительства РФ; 4) акты органов  местного самоуправления; 5) международные правовые акты и международные договоры РФ; 6) акты Конституционного Суда РФ и акты судебных органов; 7) федеративные договоры.

   Нормы 2-х уровней федерального и субъектов  федерации. Их соотношение прописано  в статьях 71-73 КРФ (конституции Российской Федерации). По вопросам, изложенным в ст. 71 высшую силу имеют федеральные нормативные акты. В ст. 73 закреплены случаи, где решающую и приоритетную роль имеют нормативные законы субъектов федерации. По ст. 72 сфера - совместного ведения, где урегулирование происходит на основании законов РФ по предметной совместной деятельности введенные субъектами федерации из системы нормативных актов (законы субъектов не должны противоречить законам федерации). Но КРФ урегулировала не все вопросы и поэтому при обнаружении пробелов в федеральном законодательстве, субъект сам применяет регулирование по этому вопросу, но как только принимается закон на федеральном уровне, субъект должен привести в соответствие свою нормативную базу с федеральной.

   Федеральные источники права  РФ.

   Раньше  существовала точка зрения, что высшей юридической силой является акт  референдума. Эта точка зрения особенно доминировала во время перестройки. Конституция это очень сложный  правовой акт и его может оценить  человек, обладающий высоким правосознанием, при референдуме же действует массовое правосознание с очень низким уровнем правовой культуры. Референдумы необходимо проводить по вопросам, где представление о сущности закона не необходимо, например, закон об абортах. Референдум - это категоричное голосование, за весь документ только отвечая да/нет. Конституция не только целый акт, но необходимо вынести каждую статью на обсуждение, но на референдуме этого сделать невозможно. Из вышеприведенных доводов следует, что акт референдума — это худший способ принятия закона.

   Конституция РФ это основной закон государства, который в соответствии с реальным соотношением социально-политических сил закрепляет основы государственного народного и национального суверенитета и правового статуса индивида. Конституция - закон высшей юридической силы, помимо конституции в РФ действует еще 2-е разновидности закона: конституционные и ординарные федеральные (обычные законы). Конституционный закон в мировой практике знает 3 вида:

   Которые вводят конституцию в действие, такие законы были у нас, только с принятием новой конституции 1993 г. решили, что они не нужны, и этот закон был включен в раздел второй конституции.

   Которые изменяют и/или дополняют конституцию или конституционные поправки. Этот вид у вас тоже существует, имеет большую силу, чем конституционный закон и принимается в более сложном порядке.

   Которые развивают отдельные конституционные  положения и о принятии которых  прямо сказано в конституции  государства. Но у нас некоторые  такие положения не действуют, например, положение о государственной символике не уточнено в конституционном законе на самом деле не действует. У нас сейчас действуют незаконная символика и при ее оскорблении, человек не может быть привлечен к ответственности именно по этой статье.

   Федеральные ординарные законы - это законы, которые по юридической силе стоят после конституции и конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы государственной жизни, не урегулированные конституцией и конституционными законами. Федеральные законы принимаются государственной думой и одобряются советом федерации, подписываются и обнародуются президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно государственной думе со своими замечаниями, а вот федеральный конституционный закон подписать обязан. Федеральный закон и федеральный конституционный закон это те, которые приняты после принятия конституции 1993 г. Но до принятия конституции принимались и другие законы: законы РФ (что принято до конституции, применяется в той части, где не противоречит ныне действующей конституции), законы бывшего СССР (например, о правовом положении иностранных граждан) применяется в РФ в той части, где не противоречит конституции" 1993 г. и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы российскими федеральными законами.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"