Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".
Подзаконные акты.
На первом месте находятся указы президента РФ по предметам его ведения и только те, которые имеют нормативный характер (например, указ об утверждении ордена мужества — это нормативный указ, а поименное награждение орденом мужества уже не нормативный указ). Указы нормативного характера могут:
непосредственно содержащие правовые нормы;
утверждать положения, содержащие правовые нормы.
Например, указ 1400 от 1993 г. президента, потребовал исполнение этого указа, минуя федеральные законы, конституционный суд признал это указ недействительным. Из ст.80 п.3 указ президента обладает большой юридической силой, но непосредственно эти указы как регуляторы общественных отношений выступать не могут. Первый указ и.о. Путина о неприкосновенности Ельцина Б.Н. это шаг вынужденный, политический, может быть вслед за ним издаться федеральные законы, но это уж дело будущего.
Следующий федеральный закон - постановления палат федерального собрания РФ. Их 2 вида: нормативные и ненормативные (индивидуальные). В конституции описаны только постановления палат распорядительного собрания (связанные с утверждением на должности или снятием с должности). Нормативные могут (^непосредственно содержать правовые нормы и) 2) принимать положения, содержащие правовые нормы (например, положение о статусе помощников членов совета федерации. В учебниках нередко упоминается, что источниками законов могут являться постановления правительства РФ, но это спорно, т.к. постановления правительства являются источником административного права, но не как не государственного, поскольку: 1. Распространяются на сферу распорядительно-исполнительной деятельности; 2. Не регулируют отношения по установлению прав и свобод.
Акты органов местного самоуправления в большинстве случаев являются источниками муниципального права, но иногда регулируют государственно-правовые отношения (например, регулирование порядка реализации избирательных прав граждан). Ст. 15 КРФ устанавливает, что частью российской правовой системы является общепризнанные принципы и нормы международного права. Они содержаться в актах международных организаций. Но в ст. 15 КРФ следует добавить слово «ратификация», исправляют ошибку нормы международного права, в которых говорится, что закон действует в стране только после его ратификации, при отмене этой нормы у нас будут действовать все международные законы.
Акты конституционного суда РФ.
Судебный прецедент - это решение судьи по конкретному делу, при пробелах законодательства по этому вопросу, которое их исправляет и в последствии становиться образцом для решения подобных дел. Судебного прецедента в классическом варианте у нас нет. Существуют только постановления конституционного суда 2-х видов:
1.
о расширительном или
1. о признании неконституционными законов, подзаконных актов и не вступивших в силу международных договоров. По результатам эти постановления являются источником конституционного права.
Федеративные договоры или государственно-правовые договоры - это:
союзные договоры о создании федерации;
договоры о распределении полномочий между федеральной властью субъектов федерации;
договоры
о распределении полномочий в
сфере совместного ведения
договоры между субъектами федерации;
договоры между органами государственной власти и органами местного самоуправления, о порядке полномочий. Источники государственного права в субъектах РФ.
конституции и уставы субъектов федерации;
законы субъектов федерации;
указы
президентов и постановления
глав администрации субъектов
постановления законодательных органов власти субъектов федерации или их палат;
договоры об организации местного самоуправления по передаче полномочий с другими субъектами федерации;
акты органов местного самоуправления по реализации прав и свобод граждан.
18 вопрос: Конституция как источник отрасли государственного (конституционного) права РФ. Понятие и особенности.
Конституция
- это основной закон государства, который
в соответствии с существующим в обществе
соотношением социально-политических
сил, закрепляет основы народного и государственного
суверенитетов и правового статуса индивида.
Признаки (юридические свойства).
1.Конституция
является Основным Законом
2.Конституция
обусловлена соотношением
3) Конституция
закрепляет важнейшие
Принципы конституции:
1)Верховенство конституции:
а) конституция
б) конституция имеет высшую юридическую силу.
2)Конституция
является базой текущего
3)Стабильность конституции:
а) Конституция принимается
б) Конституция рассчитана на длительный срок действия;
в) Конституция имеет особый порядок принятия и внесения в неё изменений, это система довольно жёсткая
19 вопрос: Федеральные конституционные законы как источник государственного (конституционного) права в РФ: понятие, особенности.
Конституционный закон в мировой практике знает 3 вида:
1)Которые
вводят конституцию в действие,
такие законы были у нас,
только с принятием новой
2)Которые
изменяют и/или дополняют
3)Которые
развивают отдельные
20 вопрос: Федеральные (федеральные ординарные) законы как источник государственного (конституционного) права РФ. Законы, приравненные по юридической силе к федеральным законам.
Федеральные
ординарные законы – это законы,
которые по юридической силе стоят
после конституции и
1)законы
РФ (что принято до конституции,
применяется в той части, где
не противоречит ныне
2)законы
бывшего СССР (например, о правовом
положении иностранных граждан)
Далее
по юридической силе следуют подзаконные
акты: 1) указы президента РФ; 2) постановления
палат Федерального Собрания; 3) постановления
Правительства РФ; 4) акты органов местного
самоуправления; 5) международные правовые
акты и международные договоры РФ; 6) акты
Конституционного Суда РФ и акты судебных
органов; 7) федеративные договоры.
21 вопрос: Указы президента РФ как источники государственного (конституционного) права РФ,
Президент издает: указы и распоряжения
I.Указы. Нормативные указы принимаются Президентом в процессе осуществления им повседневного государственного руководства и регулируют вопросы, связанные с осуществлением его полномочий. Для них характерна направленность на детализацию и конкретизацию общих установлений и принципов. Указы, конкретизирующие законы должны издавать в строгом соответствии с самими законами (не могут расширять сферы общественных отношений; не могут содержать нормы, изменяющие закон). Объектом осуществляемой указами детализации и конкретизации является исключительно законы РФ, а также нормативные акты Президента. Хотя такого рода нормативный указ фактически является актами законодательного значения, они не обладают юридической силой закона и действуют до вступления в силу соответствующего закона. Президент своими указами может осуществлять первичное регулирование некоторых общественных отношений т.к. Гос Дума не в состоянии оперативно решать различные вопросы.
Различие между законом и указом:
1.законы
не ограничены в своем
2. по
отношению к указу законы
I.Распоряжения. Они, как правило, являются ненормативными актами и охватывают частные, хотя нередко весьма значительные вопросы (конкретные поручения, выделение денежных средств из резервных фондов).
Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после опубликования. Иные акты, в том числе содержащие сведения конфиденциального характера - со дня подписания. Может быть установлен другой срок.
Многие указы вступают в силу со дня их подписания, т.е. до официального опубликования. Это приводит к тому, что указам придают обратную силу (т.е. развиваются определенные обществ отношения, а их участники еще не знают о подписанном и вступившем в силу указе).
23 вопрос: Акты правительства РФ. Их место в системе источников, государственного (конституционного) права РФ. Проблемы этого источника в юридической науке.
Ст 115. Конституции: на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения.
Оно
занимается правотворческой деятельностью,
в том числе и в
Значительную группу образуют постановления Правительства, связанные с регламентацией организационно-правотворческой и процедурных аспектов его деятельности, обеспечение взаимодействия Правительства с Президентом, Федеральным Собранием РФ и другими государственными органами.
Многие
постановления правительства
Правительство
в рамках своих полномочий может
регламентировать общественные отношения,
не урегулированные в
Среди распоряжений Правительства встречаются акты, которые содержат конституционно-правовые нормы. Акты Правительства подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после их подписания.