1. Важное место
в системе отрасли конституционного
права занимает институт, нормы
которого закрепляют основы правового
статуса личности или, иными
словами, основы правового положения
(статуса) человека и гражданина.
Конституционное воплощение этот
институт получил в гл. 2 действующей
Конституции Российской Федерации:
«Права и свободы
человека и гражданина». В нормах
этой главы конкретизирована одна из
основ конституционного строя России,
которая провозглашена в ст. 2
Конституции и в которой устанавливается,
что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью, а признание,
соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина -- обязанность
государства. Нормы данного института
содержатся также в широкой системе
законодательных актов, в которых
детально раскрываются содержание и
порядок реализации закрепленных в
Конституции прав и свобод человека
и гражданина. К таким актам
относятся законы Российской Федерации:
«О гражданстве Российской Федерации»
(1991 г.), «О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации» (1993
г.), федеральные конституционные
законы «О референдуме Российской Федерации»
(1995 г.), «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации» (1997
г.) и многие другие.
Конституционно-правовой
институт, нормы которого закрепляют
основы правового статуса личности,
отражает наиболее существенные, исходные
начала, определяющие положение человека
в обществе и государстве, принципы
их взаимоотношений.
Во всех сферах отношений,
регулируемых правом, человек и гражданин
выступает как субъект соответствующих
прав, свобод и обязанностей, которые
определены нормами конкретной отрасли.
Всеми отраслями права предусмотрены
и условия его участия в
качестве субъекта тех или иных видов
правоотношений при реализации им своей
правоспособности.
Иначе говоря, правовое
положение (статус) человека и гражданина
в полном объеме характеризуется
совокупностью прав, свобод и обязанностей,
которыми он наделяется как субъект
правоотношений, возникающих в процессе
реализации норм всех отраслей права.
2. Принципы правового
статуса человека и гражданина
- это основополагающие начала, руководящие
идеи, провозглашаемые и охраняемые
государством, положенные в основу
осуществления прав, свобод и
обязанностей человека и гражданина.
В Конституции РФ
получили закрепление следующие
принципы правового статуса человека
и гражданина:
1. Центральное место
занимает принцип равноправия
(ст. 19). Равноправие означает, что
каждому члену общества государство
гарантирует равные с другими
его членами права и свободы,
требует от него выполнения
равных обязанностей и обеспечивает
ему возможность осуществления
прав, свобод и обязанностей на
равных с другими основаниях.
2. Непосредственное
действие прав и свобод. Данный принцип
получил впервые свое закрепление в ст.
18 Конституции РФ, которая гласит: «Права
и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов,
деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием».
Принцип непосредственного
действия конституционных прав
и свобод тесно связан с общим принципом
высшей юридической силы и прямого действия
Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность
человека и гражданина осуществлять конституционные
права и свободы, защищать их в случае
нарушения всеми законными способами,
руководствуясь непосредственно конституционными
нормами.
3. Неотчуждаемость
основных прав и свобод как
принцип правового статуса человека
сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции
РФ, где говорится: «Основные права
и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения». Тем самым Конституция
РФ впервые признает естественную природу
прав и свобод человека, подтверждая, что
эти права не дарованы государством личности
и не могут быть им отобраны. Обязанность
государства заключается всего лишь в
признании этих прав и в создании условий
для их беспрепятственной реализации.
4. Недопустимость
произвольного ограничения прав
и свобод. В общем вире принцип
недопустимости произвольного ограничения
прав и свобод содержится в ч.
2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание
в Российской Федерации законов, отменяющих
или умаляющих права и свободы человека
и гражданина. Это положение дополняется
нормой Конституции РФ о том, что любые
нормативно-правовые акты затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для всеобщего
обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость
произвольного ограничения прав и свобод
направлены нормы Конституции РФ о невозможности
пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы
человека и гражданина» Федеральным Собранием
РФ (ст. 135).
Вместе с тем
Конституция РФ содержит положения
о законных ограничениях прав и свобод
человека и гражданина в строго определенных
случаях: в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Ограничения прав и свобод могут устанавливаться
только федеральным законом.
5. Осуществление
человеком своих прав и свобод
не должно нарушать права и
свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции
РФ). Ни одно общество не может
предоставить своим членам абсолютной
свободы, поскольку это сделает
невозможным их совместное общежитие.
Поэтому система прав и свобод
человека и гражданина объективно
формируется таким образом, чтобы
обеспечить законные интересы
всех людей и предотвратить
возможные нарушения их прав
и свобод в результате злоупотреблений
ими со стороны других лиц.
6. Гарантированность
прав и свобод означает обязанность
государства обеспечить человеку
и гражданину (путем создания
соответствующих экономических,
политических, правовых условий)
реальную возможность пользоваться
предоставленными ему Конституцией
правами и свободами. В общем
виде данный принцип сформулирован
в ст. 2 Конституции РФ, где говорится,
что «признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека
и гражданина - обязанность государства».
7. Приоритет норм
международного права в области
прав и свобод человека и
гражданина. Данный принцип правового
статуса вытекает из общей
конституционной нормы о том,
что общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной
частью ее правовой системы.
3. ст 19 ч3
4. Понятие гражданства
сформулировано в преамбуле Закона
о гражданстве. Гражданство есть
устойчивая правовая связь человека
с государством, выражающаяся в
совокупности их взаимных прав,
обязанностей и ответственности,
основанная на признании и
уважении достоинства, основных
прав и свобод человека.
Устойчивая связь
заключается в том, что отношения
гражданства носят бессрочный характер.
Как правило, они длятся с момента
рождения человека и сохраняются
на протяжении всей его жизни, если
только сам человек не пожелает выйти
из гражданства своего государства.
Правовая связь
означает юридическое оформление отношений
гражданства. Документами, подтверждающими
гражданство Российской Федерации,
являются паспорт гражданина Российской
Федерации; свидетельство о рождении;
иной документ, содержащий указание на
гражданство.
Принципы гражданства
в Российской Федерации:
1. В Российской
Федерации каждый человек имеет
право на гражданство. Суть
этого принципа сводится к
тому, что иностранные граждане,
лица без гражданства в установленном
законом порядке могут приобрести
гражданство Российской Федерации.
2. Гражданство Российской
Федерации является равным независимо
от оснований приобретения. Раскрывая
содержание данного принципа, необходимо
указать на то, что законодательство
Российской Федерации, в отличие
от законодательства ряда зарубежных
стран (например, США, где согласно
Конституции Президентом может
быть избран только прирожденный
гражданин США), * не устанавливает каких-либо
различий в правовом статусе лиц, ставших
гражданами России по разным основаниям:
в результате приема в гражданство, в результате
восстановления в гражданстве, по рождению,
в порядке регистрации гражданства и др.
. Гражданство Российской
Федерации является единым. Этот
принцип обусловлен федеративным
характером государственного устройства
России, где наряду с общефедеральным
гражданством существует гражданство
республик в составе Российской
Федерации. Принцип единства гражданства
означает, что граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие
на территории республики в
составе Российской Федерации,
являются одновременно гражданами
этой республики. Конституции соответствующих
республик (Калмыкии, Кабардино-Балкарии
и др.) также закрепляют свое
республиканское гражданство, существующее
в единстве с гражданством
Российской Федерации. Статья 22 Закона
о гражданстве в развитии принципа
единого гражданства закрепляет,
что прекращение гражданства
Российской Федерации влечет
за собой прекращение гражданства
республик в составе Российской
Федерации.
4. Сокращение безгражданства.
Статья 7 Закона о гражданстве
устанавливает, что Российская
Федерация поощряет приобретение
гражданства Российской Федерации
лицами без гражданства. Кроме
того, содержание смысла ст. 17 Закона
демонстрирует реализацию данного
принципа применительно к детям,
родившимся на территории Российской
Федерации от лиц без гражданства,
- они являются гражданами Российской
Федерации.
5. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен
своего гражданства или права
его изменить. Данный принцип
является сравнительно новым
в законодательстве о гражданстве.
В бывшем СССР существовал
институт лишения гражданства,
причем до 1978 года в законодательстве
отсутствовали какие-либо указания
на основания, по которым осуществлялось
лишение гражданства. Закон «О
гражданстве СССР» 1978 г. установил
такие основания. К ним относились
«действия, порочащие высокое
звание гражданина СССР и наносящие
ущерб престижу или государственной
безопасности СССР».
6. Принцип двойного
гражданства. Гражданин Российской
Федерации может иметь гражданство
иностранного государства в соответствии
с федеральным законом или
международным договором Российской
Федерации. Наличие у гражданина
Российской Федерации гражданства
иностранного государства не
умаляет его прав и свобод
и не освобождает от обязанностей,
вытекающих из российского гражданства,
если иное не предусмотрено
федеральным законом или международным
договором Российской Федерации
(ст. 62 Конституции РФ).
В настоящее время
получила распространение практика
заключения между государствами
договоров о двойном гражданстве,
* которые обязывают стороны учитывать
наличие у своих граждан также гражданства
другой стороны и не требовать от них выполнения
определенных гражданских обязанностей,
если эти обязанности были выполнены по
отношению к другой стороне (например,
воинская обязанность).
7. Гражданство Российской
Федерации сохраняется за лицами,
проживающими за пределами Российской
Федерации (ст. 4 Закона о гражданстве).
8. Российская Федерация
гарантирует своим гражданам
защиту и покровительство за
ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции
РФ). Статья 5 Закона содержит положение
о том, что государственные органы Российской
Федерации, дипломатические представительства
и консульские учреждения Российской
Федерации, их должностные лица обязаны
содействовать гражданам Российской Федерации
в обеспечении им возможности пользоваться
в полном объеме всеми правами, установленными
законодательством государства их пребывания,
международными договорами России, в защите
их прав и охраняемых законом интересов,
а при необходимости принимать меры для
восстановления нарушенных прав граждан
Российской Федерации.
9. Сохранение гражданства
Российской Федерации при заключении
и расторжении
брака. Данный
принцип получил свое закрепление в ст.
6 Закона о гражданстве, где сказано, что
заключение и расторжение брака гражданином
Российской Федерации с лицом, не принадлежащим
к гражданству Российской Федерации, не
влечет за собой автоматического изменения
гражданства. Изменение гражданства одним
из супругов также не влечет за собой изменения
гражданства другого супруга.
10. К числу принципов
гражданства Российской федерации
может быть отнесен такой институт,
как почетное гражданство, которое
предоставляется Президентом РФ
лицу, не являющемуся гражданином
Российской Федерации, но имеющему
выдающиеся заслуги перед Россией
или мировым сообществом.