Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".
и)
установление общих принципов
к)
административное, административно-
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н)
установление общих принципов организации
системы органов
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
83 Государственно-правовое закрепление статуса субъекта РФ.
Этот вопрос посвящен Федеративному договору.
Федеративный договор (31 марта 1993 г) РФ сегодня применяется в части не противоречащей конституции РФ. Федеральный договор не является союзным договором, он не превратил РФ в союзное государство, т.к. РФ как субъект международного права существовала задолго до заключения союзного договора и федерацией она провозглашена еще в 1918 г. Союзный федеративный договор единый, это многосторонний договор и его стороной не могут быть органы центральной федеральной власти, т.к. на момент заключения договора ее не существовало.
Эти договоры не создали государства, в них речь шла о новом распределении полномочий в рамках существовавшего государства. На момент подписания федеративного договора ряд субъектов не подписал данный договор. Так Чечня не подписала договор, полагая, что тем самым она вышла из-под эгиды РФ. Однако в альтернативной федерации субъект продолжает сохранять свой прежний статус, если не подписал новый договор. Федеративный договор 1992 г. не обеспечивает равноправного статуса субъектов федерации и вдобавок к договорам существует два протокола, которые содержат определенные льготы для отдельных субъектов федерации и в этой связи принятие конституции унифицировало статус субъектов РФ, сделало их более равными.
Одна сторона - центральная российская власть (федеральные органы государственной власти РФ)
Другая:
1.Органы власти суверенных республик.
2.Органы власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ.
3.Органы власти автономной области, автономных округов в составе РФ.
1,2- имеют протоколы, там оговариваются исключения.
«+» стороны:
1.Он замедлил процесс распада РФ.
2.Он
создал правовую базу для
1.Не
обеспечил требуемого для
2.Республики
по нему назывались «
3.В
договоре нет четкого
4.Договор
интерпретировался некоторыми
84 Принцип правовой государственности в РФ.
Ст. 1 Конституции: РФ - правовое государство.
Сущность: Демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. (Правовое государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане). Институт разделения властей, правовая защита граждан.
Принципы правового государства:
1.Верховенство
закона (Верховенство права), т.е.
общественные отношения
2.Верховенство
закона означает его
3.Верховенство закона означает его Господство, т.е. такое положение закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимы, а все субъекты общественной жизни подчинялись бы его нормам.
4.Правовое
государство- это, прежде
5.Равенство
всех его граждан перед
Функционирования
правого государства
В правовом государстве, гос служит всему обществу, ответственно перед человеком. Граждане в свою очередь несут ответственность перед гос-ом и обеспечивают защиту его интересов. В результате правовое государство представляет как сочетание субъективных прав граждан и объективного порядка гос дейтельности.
85 Конституционные принципы экономики в РФ.
Экономической основой конституционного строя РФ является социально рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений.
Принципы: В Конституции говориться (ст.8), что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Основополагающим
таким принципом служит установление
в конституции целей
В конституции
предусмотрена возможность
86 Конституционные основы права собственности в РФ.
Право собственности – экономическое право, состоящие из 3-х вещных прав:
а) фактического владения;
б) пользования;
в) распоряжения (определять судьбу).
В соответствии с гражданским
кодексом частная
1) индивидуальную;
2) общую:
а) совместную (доля каждого собственника не выделяется);
б) долевую.
Термин собственности понимают по-разному:
а) Собственность- это форма присвоения благ, отношения между людьми по его поводу.
Право собственности в этом смысле, как установили еще древние юристы, - это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом.
б) Собственность- имущество.
Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам.
Конституционное
регулирование отношений
Конституция РФ в ст. 8 закрепляет виды и равноправие форм собственности (т.е. признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности).
Под иными формами собственности - подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).
Государственная собственность- это объекты, находящиеся во владении и пользовании государства и предназначенные для осуществления государственных функции (государственные предприятия, государственный земельный фонд, собственность государственных учреждений, доля государства в совместных предприятиях).
Муниципальная собственность это- собственность, находящаяся в ведении органов самоуправления и предназначенная для решения определенных задач. (В круг объектов входят помимо вышеперечисленных государственных объектов еще и соответствующие поступления налогов, сборов и займов и других обязательных выплат).
Частная собственность, по Марксу, это собственность, которая приносит прибавочную стоимость. С современной точки зрения, это собственность, принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей (общая значит принадлежащая нескольким собственникам, которая, в свою очередь, делится на совместную и долевую). Совместной собственностью называется такая, где доля каждого собственника не выделяется.
В конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В ст. 35 Конституции говорится, что: Во-первых, право частной собственности охраняется законом. Во-вторых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Из этой статьи можно сделать вывод, что:
В конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения, владение осуществляется собственниками свободно, если не наносят ущерба окружающей среде.
87 Конституционный принцип “разделения властей” в РФ: теоретические и практические проблемы.
Дробление власти ведет к ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное).
Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы ни было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление - это выделение судебной системы.
Модели разделения сфер:
1) В парламентарной монархии. Она отличается тем, что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная - правительства.