Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:20, диссертация

Описание работы

В диссертационном исследовании автор предпринял попытку решить задачу систематизации знаний о правовом регулировании правоотношений в области защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, выявить пробелы и противоречия законодательства в сфере правоотношений с участием потребителей и рекламных правоотношений, определить пути совершенствования законодательства о рекламе и правах потребителей.

Содержание

Глава 1. Понятие и виды информации в современных условиях.
§1. Понятие, значение и виды информации в современных условиях.
§2. Информация в отношениях с участием потребителей.
§3. Реклама как вид информации. Теоретические проблемы разграничения рекламной информации от информации нерекламного характера (от смежных видов информации).
Глава 2. Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§1. Осуществление права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§2. Ответственность - рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей за нарушение прав потребителей и законодательства о рекламе.
§3. Основные направления и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и рекламного законодательства.

Работа содержит 1 файл

Защита прав потребителей в сфере рекламной деятельности в Российской Федерации.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

    В первой главе - «Понятие и виды информации в современных  условиях» - дается характеристика понятий  «информация» и «реклама», раскрывается их содержание, рассматриваются признаки и виды, а также теоретически осмысливается соотношение и взаимосвязь указанных понятий. Такой выбор содержания главы 1 не случаен, так как без исследования значения понятий «реклама» и «информация» невозможно выявить их взаимозависимость.

    В первом параграфе - «Понятие, значение и виды информации в современных условиях» - автор  раскрывает содержание понятия «информация», определяет информацию как правовую категорию.

    В современных  условиях формирования рыночных отношений информация приобретает товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, распространением и использованием в различных сферах общественной деятельности. Изменилось количественное и качественное содержание информации. Она превратилась в одно из важнейших средств воздействия на общественные отношения, стала одним из ценнейших товаров. Вторжение информации в сферу общественных отношений вызвало необходимость в ее правовом регулировании.

    Автором выделены особенности и юридические свойства информации, условия, необходимые для  включения ее в гражданский оборот,

    Значительная  часть параграфа посвящена исследованию признаков информации.

    17

    Несмотря на наличие различных определений  информации в ряде нормативных актов, в главном законодательном акте, регулирующем сферу гражданских правоотношений и, что более важно, выделяющем информацию как объект права, - Гражданском кодексе - такое определение отсутствует. Автор предлагает устранить указанный пробел, законодательно закрепив следующее содержание понятия информации в Гражданском кодексе РФ:

    информация - есть сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

    Во втором параграфе - «Информация в отношениях с участием потребителей» - исследуются особенности потребительской информации, анализируется соотношение понятий «информация», «информация для потребителей» и «рекламная информация», которые рассматриваются в их взаимосвязи.

    Информация  признается одним из фундаментальных прав потребителей. В ряду других прав право потребителя на информацию можно признать ключевым. Остальные права потребителя в определенной степени реализуются на базе надлежащего осуществления права на информацию. Право на информацию входит в содержание обязательственных гражданских правоотношений с участием граждан-потребителей[17].

    Автор выделяет различные виды информации для потребителей в зависимости от степени доступности; проводит разграничение между правом потребителей на информацию и правом потребителей на просвещение. Право потребителей на просвещение в области потребительских знаний обеспечивает информированность потребителей об их правах. В свою очередь, право потребителей на информацию обеспечивает потребителя информацией и призвано информировать потребителей о потребительских свойствах приобретаемых товаров (работ, услуг), а также о продавце (изготовителе, исполнителе).

    18

    На основе общих положений Закона «О защите прав потребителей» определяются содержание права потребителей на информацию, а также содержание понятия «необходимая информация». Проведенный анализ позволил автору сформулировать определения понятий «информация» и «необходимая информация» применительно к Закону «О защите прав потребителей».

    В связи с  этим, автором обозначена необходимость различать понятия «обязательная информация» и «необходимая информация». Предусмотренный ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» перечень сведений, которые исполнитель обязан предоставить потребителю, следует рассматривать в качестве информации «обязательной», являющейся составной частью информации «необходимой».

    Право потребителя  на информацию как субъективное право  конкретного потребителя рассматривается  через триаду правомочий: правомочия требования предоставления необходимой информации; правомочия на собственные действия - самостоятельного осуществления на основе предоставленной информации выбора товаров (работ, услуг) и правомочия на защиту реализуемого права.

    На основе анализа законодательных норм исследуется  состав, момент доведения до потребителя, язык, на котором предоставляется необходимая потребителю информация, а также рассматриваются лица, обязанные предоставлять соответствующую информацию. Изучаются соотношение качества товаров (работ, услуг) и предоставленной информации и их взаимозависимость.

    В третьем  параграфе - «Реклама как вид информации. Теоретические проблемы разграничения  рекламной информации от информации нерекламного характера (от смежных  видов информации)» - проводится анализ существенных признаков, нашедших свое отражение не только в законодательном определении рекламы, но и в экономической литературе. Исследуется соотношение рекламной информации и информации

    19

    нерекламного  характера, выделяются признаки, позволяющие  разграничить указанные понятия. Автор рассматривает проблемы, имеющие важное практическое значение: разграничение рекламной и иных видов информации, в том числе информации для потребителей; соотношение понятий «реклама» в правовом и экономическом аспектах ее понимания; проводит анализ понятия «коммерческая реклама».

    В качестве общего определения рекламы, которое содержало  бы лишь общие признаки, присущие рекламе  вообще, независимо от ее целей, автор  предлагает использовать следующее  определение.

    Реклама - есть адресная, неличная информация, популяризующая те или иные объекты (материальные и духовные ценности, различные явления социальной жизни) с целью побудить потребителя информации к определенной деятельности в сфере материального и духовного потребления[18].

    Определение рекламы как информации, обладающей совокупностью специфических признаков, обусловливает необходимость более подробного рассмотрения понятий «реклама» и «информация» в их взаимосвязи.

    Анализ рассмотренных  определений приводит к выводу, что  множество определений рекламы  сходны в одном: реклама - инструмент, с помощью которого потребителю дается такая информация, которая побуждает его приобрести рекламируемый товар, работу или услугу.

    Рекламная информация - один из главных источников информации о товаре для потребителя. Именно она зачастую становится и источником нарушений прав потребителей, поскольку подавляющая часть потребителей, приобретая товар, пользуясь услугами, результатами работ, руководствуется в своем выборе информацией, представленной в рекламе.

    В потребительском  сознании отождествляется содержание рекламной информации и обязательной информации для потребителей, а отсутствие

    20

    специальных знаний склоняет потребителя доверять в первую очередь рекламной информации.

    Значительную  часть параграфа занимает анализ признаков рекламы. Рассматриваются критерии разграничения рекламной и нерекламной информации, выделяемые различными авторами и правоприменительными органами.

    Отличительным признаком рекламной информации от иных видов информации выступает  также конкретно определенный, идентификационный характер сведений, ее составляющих. Рекламная информация - презентация чего- или кого-либо. Рекламная информация о физическом или юридическом лице индивидуализирует это лицо как участника рынка. Составляющими такой информации могут являться: фирменное наименование; логотип, товарный знак; номер телефона; адрес Интернет-сайта и электронной почты; координаты лица; его девиз (слоган, крылатая фраза) в бизнесе и (или) отношениях с клиентами. Физическое или юридическое лицо должно быть обозначено в рекламе таким образом, чтобы неопределенный круг лиц смог идентифицировать его либо сразу в момент восприятия рекламы, либо впоследствии в момент выбора товаров, идей, начинаний среди других аналогичных предложений на соответствующем рынке.

    Предлагается дополнить перечень понятий ст. 2 Закона «О рекламе» четкими определениями терминов идея, начинание, интерес, реализация, информация, товар, распространение, через которые дается определение рекламы, однако содержание которых не конкретизировано.

    Как способы распространения рекламы особо выделены Product Placement, оговорки и комментарии, бизнес-новости и публикации рекламного характера.

    Затрагиваются вопросы нравственного содержания рекламы.

    В результате рассмотрения указанных проблем  автор приходит к выводу о необходимости их скорейшего законодательного урегулирования.

    21

    Во второй главе - «Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе)» - на базе анализа законодательных  основ указанного права рассматриваются механизм его практической реализации, способы осуществления, защиты и меры ответственности, применяемые к нарушителям законодательства о защите прав потребителей и рекламного законодательства.

    В первом параграфе - «Осуществление права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе)» - рассматриваются фактические и юридические способы осуществления данного права. Автор дает характеристику источников, регламентирующих законодательную защиту прав потребителей.

    На примерах из судебной практики раскрываются содержание необходимой потребителю информации, способы ее доведения до потребителей. Именно характеризующая тот или  иной товар информация должна быть доведена до сведения потребителей.

    Значительная  часть параграфа посвящена исследованию особенностей осуществления права  потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе) при дистанционном  способе продажи товаров. Законодательная регламентация указанного является новеллой в российском праве, призванной упорядочить соответствующие отношения между продавцами и покупателями и обеспечить последним дополнительную защиту. Автором проводится аналогия дистанционного способа продаж с куплей-продажей товаров по образцам, регламентированного нормами Гражданского кодекса РФ. Во избежание дублирования норм Гражданского кодекса и Закона «О защите прав потребителей» предлагается внести изменения в ст. 497 ГК РФ.

    Дистанционный способ продажи товаров по признакам и механизму предоставления информации имеет много общего с рекламой. По сути,

    22

    реклама также  является своего рода дистанционным  способом продажи товаров.

    Признание рекламы  ст. 25 Закона «О рекламе» публичной  офертой дает основание сделать вывод, что на рекламу в полной мере распространяются требования к информации, указанные в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», а соответственно и меры ответственности за нарушение указанных требований.

    Содержащаяся  в рекламе информация позволяет назвать рекламу в качестве одного из способов доведения необходимой информации до потребителей, что соответствующим образом должно быть отражено в п.З ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».

    В ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», обязывающей предоставить потребителю сведения об основных потребительских свойствах товара, не конкретизировано, что следует понимать под данными свойствами. В результате эта правовая норма фактически бездействует. Автор полагает, что в целях устранения данного пробела разработка технических регламентов, которые заменят действующие государственные стандарты, должна сопровождаться подготовкой некоего перечня храктеристик товара, что поможет решить и проблему качества товаров (работ, услуг).

    На основе примеров из судебной практики и практики антимонопольных органов автором дана подробная характеристика недобросовестной рекламы и форм ее распространения. В частности, затронуты проблемы реализации БАД, предоставления финансовых услуг населению в виде кредитов. Не соответствующее истине утверждение о товаре и обязательствах рекламодателя формирует у потребителя определенные, но ничем не оправданные ожидания, вводя его в заблуждение относительно существа тех или иных обязательств рекламодателя, и способно предопределить выбор потребителя, вынудив его совершить действия, частично или полностью не отвечающие его интересам.

    23

    Второй параграф - «Ответственность рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей за нарушение  прав потребителей и законодательства о рекламе». Указанный вопрос рассматривается с двух позиций: ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей, с одной стороны, и ответственность за нарушение рекламного законодательства - с другой. В начале параграфа указываются формы и способы защиты прав потребителей, виды ответственности, предусмотренные российским законодательством за нарушения в указанной сфере.

    Далее автором  проводится подробный анализ законодательных  норм гражданского, административного  и уголовного права, предусматривающих санкции за нарушение прав потребителей и законодательства о рекламе. Значительную часть параграфа занимает характеристика статей главы 14 КоАП РФ, предусматривающей различные составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, в которых в качестве объекта правонарушения выступают права и интересы потребителей.

Информация о работе Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе)