Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:20, диссертация

Описание работы

В диссертационном исследовании автор предпринял попытку решить задачу систематизации знаний о правовом регулировании правоотношений в области защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, выявить пробелы и противоречия законодательства в сфере правоотношений с участием потребителей и рекламных правоотношений, определить пути совершенствования законодательства о рекламе и правах потребителей.

Содержание

Глава 1. Понятие и виды информации в современных условиях.
§1. Понятие, значение и виды информации в современных условиях.
§2. Информация в отношениях с участием потребителей.
§3. Реклама как вид информации. Теоретические проблемы разграничения рекламной информации от информации нерекламного характера (от смежных видов информации).
Глава 2. Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§1. Осуществление права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§2. Ответственность - рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей за нарушение прав потребителей и законодательства о рекламе.
§3. Основные направления и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и рекламного законодательства.

Работа содержит 1 файл

Защита прав потребителей в сфере рекламной деятельности в Российской Федерации.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

- в последующих  научных исследованиях вопросов  регулирования защиты прав потребителей  в сфере рекламной деятельности;

- при чтении  лекций и проведении семинаров  по гражданскому и предпринимательскому праву.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована  к защите на заседании кафедры  гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.

Материалы исследования использовались в ходе проведения семинаров  среди сотрудников организаций электронных СМИ г. Ставрополя: ООО «ВИСТ» («ВидеоИнтернейшнл-Ставрополь») - «Эффективная реклама: секреты, принципы, методы»; ООО «ССКВ» («Сеть Студий Коммерческого Вещания») - «Перспективы и новые возможности телевизионного рынка»; а также в ходе практической деятельности адвокатов Республиканской коллегии адвокатов.

Научные и практические итоги диссертационного исследования докладывались на научных конференциях «Конституционные основы гражданского законодательства» (Москва, 2003); «Современная мораль и средства массовой информации. Актуальные проблемы» (Москва, 2003).

По теме диссертации  опубликованы пять научных работ  общим объемом 2,2 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение: 

Заключение 

В результате анализа  теории и практики рекламного законодательства и законодательства о защите прав потребителей автором сделан вывод, что рекламная деятельность, являясь, в условиях рыночной экономики основным средством продвижения продукции, напрямую затрагивает права потребителей.

В российском законодательстве законодательно не признана указанная  прямая связь. Регламентация правоотношений, возникающих в сфере рекламной индустрии и в области защиты прав потребителей производится различными законодательными актами: Законом «О защите прав потребителей» и Законом «О рекламе».

Однако международным  кодексом рекламной практики Международной торговой палаты1 связь отношений в сфере рекламирования продукции и прав потребителей признана и урегулирована.

Так, в Преамбуле Международного кодекса рекламной практики четко прописаны значения терминов реклама и потребитель.

- термин «реклама» должен трактоваться в самом широком смысле, включая любую форму рекламы товаров и услуг, вне зависимости от используемого рекламоносителя, и рекламные заявления на упаковке, ярлыках и в материалах мест продажи;

- термин «потребитель» означает любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Причем термин потребитель, в отличие от отечественного законодательства, рассматривается  не только с точки зрения потребления  рекламной информации, но и с позиции законодательства о правах потребителей, что указывает на прямую связь данных отношений. Именно поэтому, а также в целях более эффективной защиты прав потребителей,

1 См.: Международный  кодекс рекламной практики. Закон 1996. № 12. С. 54-57. необходимо внесение корректив в российское законодательство, регулирующего сферу рекламы и права потребителей.

Подробный анализ различных определений понятий  «реклама» и «информация», выработанных отечественной и зарубежной наукой, позволил выделить критерии разграничения рекламной и смежных видов информации, решение этой проблемы позволит избежать многих споров, возникающих на практике.

Качество и  эффективность рекламы во многом зависят от соблюдения требований законодательства о рекламе. Растущий рынок рекламы требует каждодневной работы по обеспечению юридической и экономической безопасности. Отношения в области производства, размещения, распространения рекламы развиваются столь стремительно, что законодатель не успевает своевременно изменять и корректировать законодательство.

Ввиду того, что  многие аспекты в сфере рекламы  регулируются не только законом о  рекламе, но и множеством других законодательных актов, неизбежно возникновение споров между участниками рынка рекламы и контролирующими органами, поскольку происходит путаница в применении нормативных актов. В связи с этим автором доказана необходимость внесения существенных изменений или разработка новой редакции ФЗ «О рекламе».

Дробление рекламного законодательства подрывает целостность  системы регулирования рекламной деятельности. Следует консолидировать нормы, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности, в рамках Закона «О рекламе» и исключить соответствующие положения из отдельных отраслевых законов.

Подробный анализ законодательных норм гражданского, административного и уголовного права, предусматривающих санкции за нарушение прав потребителей и законодательства о рекламе, позволил детально рассмотреть вопросы ответственности за нарушения прав потребителей в сфере рекламной деятельности.

Приведенные примеры  из практики судебных и антимонопольных органов позволили проиллюстрировать сложности в применении действующего законодательства и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей и о рекламе.

В настоящее  время российский рекламный бизнес бурно развивается, однако еще не вполне сформировалась практика использования  рекламы, соответствующая всем требованиям  законодательства и удовлетворяющая  интересы потребителей. Во всем мире, где  рекламная деятельность развивалась и регулировалась эволюционно и на протяжении довольно длительного времени, особую роль играет самоконтроль рекламной деятельности. Практически во всех экономически развитых странах давно действуют различные общественные организации и ассоциации рекламы, которые обобщают деловую практику, следят за защитой прав потребителей и недопущением недобросовестной конкуренции, создают кодексы деловой этики, которые по своей значимости для субъектов рекламной деятельности не уступают правовым актам. Такие организации появились и в России -Российская Ассоциация рекламных агентств, Общественный совет по рекламе и др. Названные организации только начали свою деятельность и хочется верить, что в будущем они займут достойное место в рекламной деятельности, а для участников рекламного рынка контроль со стороны этих общественных организаций будет не менее значимым, чем контроль антимонопольных органов.2

2 См.: Измайлова Е.В. Договор на оказание рекламных услуг// Актуальные проблемы коммерческого права: Сб. статей под ред. Б.И. Пугинского. -М., 2002. С. 55.

Список литературы: 

1. Нормативные  правовые акты.

2. Конституция Российской Федерации//Российская газета.-1993.-№237.

3. Федеральный  конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»// СЗ РФ-25.12.2000.- N 52 (Часть I).- Ст. 5021.

4. Федеральный  конституционный закон от 25.12.2000 N З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»// СЗ РФ-25.12.2000.- N 52 (Часть I).- Ст. 5022.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ//СЗ РФ,-07.01.2002.-№ 1 (ч. 1).- Ст.1.

6. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 30 ноября 1994 года  № 51-ФЗ//СЗ РФ.- 1994.- № 32.- Ст. 3301.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3//С3 РФ. 17.06.1996.- № 25.- Ст. 2954.

8. Налоговый  кодекс Российской Федерации  (часть первая) 31 июля 1998 года №  146-ФЗ//СЗ РФ.-03.08.1998. №31.- Ст. 3824.

9. Основы законодательства  Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1//Ведомости СНДиВС РФ.- 19.08.1993.-№33.- Ст. 1318.

10. Закон Российской  Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992//ВВС РФ.- 1992.- № 15.- Ст. 766.

11. Федеральный  закон «О рекламе» от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ в ред. ФЗ от 20 августа 2004 Г.//СЗ РФ.- 24.07.1995.- №30.- Ст. 2864.

12. Закон РФ  «О товарных знаках, знаках обслуживания  и наименованиях мест происхождения  товаров» от 23.09.1992 № 3520-1//ВВС РФ.- 1992.- № 42.- Ст. 2322.

13. Федеральный  закон от 02.01.2000г. № 29 ФЗ «О  качестве и безопасности пищевых  продуктов»//СЗ РФ- 10.01.2000.- № 2. -Ст. 150.

14. Федеральный  закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3//С3 РФ- 22.04.1996.- 17.- Ст. 1918.

15. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»//СЗ РФ.- 05.02.1996.- № 6.- Ст. 492.

16. Федеральный  закон от 25.09.1998г. № 158-ФЗ «О  лицензировании отдельных видов деятельности»//СЗ РФ-1998.-№39.-Ст. 4857.

17. Федеральный  закон «О техническом регулировании» от 27.12. 2002 г. № 184 ФЗ// СЗ РФ- 30.12.2002.- № 52 (ч.1).- Ст. 5140.

18. Федеральный  закон от 21 декабря 2004 года №  171-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской  Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации»//С3 РФ-27.12.2004.- № 52 (ч.1).- Ст. 5275.

19. Федеральный  закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ  «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»//СЗ РФ- 08.03.1999. №10.- ст.1163.

20. Федеральный  закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях»// Российская газета.-31.12.2001.- №256 (2868).

21. Федеральный  закон РФ от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ  «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ»// СЗ РФ- 15.12.2003.- № 150.- Ст. 4848.

22. Федеральный  закон от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях»//СЗ  РФ- 2002.- № 48.- Ст. 4746.

23. Федеральный  закон от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ «Об  участии в международном информационном обмене»//СЗ РФ 08.07.-1996.-№28.- Ст. 3347.

24. ФЗ РФ «О  внесении дополнений в ФЗ «О рекламе»// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2864; 2001, N 26, ст. 2580; 2001, N 51, ст. 4827; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2.

25. ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ//Собрание законодательства РФ- 1995.- №8.- Ст. 609.

26. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»//СЗ РФ- 1997.- № 34.-Ст. 3981.

27. Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»//ВВС РФ-1991.- № 16.- Ст. 499.

28. Закон Российской  Федерации от 27 декабря 1991 года  № 21241 «О средствах массовой  информации»//ВВС РФ- 1992.- № 7,-Ст. 300.

29. Закон Российской  Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 № 5152-1//ВВС РФ.- 1993.- № 26.- Ст. 966.

30. Закон Российской  Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5153-1//ВВС РФ.- 1993.- № 32.- Ст. 1242.

31. Указ Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена//Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- № 10.- Ст. 492.

32. Постановление  Правительства РФ от 19 декабря  1997 г. № 1597 «О порядке доведения  до потребителей информации о  происхождения пива, ввезенного  на территорию РФ»//СЗ РФ-1997.-№52.- Ст. 5928.

33. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»//СЗ РФ- 1997.- № 17.- Ст. 2020.

34. Постановление  Правительства РФ от 02.10.1999 г. № 1104 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты правительства РФ по вопросам сертификации продукции и услуг»//Собрание законодательства РФ- 1997.- № 30.- Ст. 3657.

35. Постановление  Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55//Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 4.- Ст. 482.

36. Постановление  правительства РФ от 7 декабря  1996 г. № 1463 «Об использовании  в названиях организаций наименований  «Россия», «Российская Федерация»//С3 РФ- 16.12.1996.- № 51.- Ст. 5816.

37. Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 г. № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должнасодержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»//СЗ РФ- 1997.- №17.- Ст. 2020.

38. Постановление  Правительства РФ от 25.04.1997 г. № 490 «Об I утверждении правил предоставления гостиничных услуг в

39. Российской  Федерации»//С3 РФ- 1997.- № 18.- Ст. 2153.

40. ФЗ «Об общественных  объединениях»)//Ведомости СНД и  ВС РФ. 05.03.1992. - N 10. - Ст. 470.

41. Приказ МАП РФ от 20 мая 1998 г. N 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»// Российская газета. 14.01.1999.- № 4-6.

Информация о работе Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе)