Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:20, диссертация
В диссертационном исследовании автор предпринял попытку решить задачу систематизации знаний о правовом регулировании правоотношений в области защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, выявить пробелы и противоречия законодательства в сфере правоотношений с участием потребителей и рекламных правоотношений, определить пути совершенствования законодательства о рекламе и правах потребителей.
Глава 1. Понятие и виды информации в современных условиях.
§1. Понятие, значение и виды информации в современных условиях.
§2. Информация в отношениях с участием потребителей.
§3. Реклама как вид информации. Теоретические проблемы разграничения рекламной информации от информации нерекламного характера (от смежных видов информации).
Глава 2. Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§1. Осуществление права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§2. Ответственность - рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей за нарушение прав потребителей и законодательства о рекламе.
§3. Основные направления и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и рекламного законодательства.
- в последующих
научных исследованиях
- при чтении
лекций и проведении семинаров
по гражданскому и
Апробация работы.
Диссертация обсуждена и
Материалы исследования
использовались в ходе проведения семинаров
среди сотрудников организаций электронных
СМИ г. Ставрополя: ООО «ВИСТ» («ВидеоИнтернейшнл-Ставрополь»
Научные и практические итоги диссертационного исследования докладывались на научных конференциях «Конституционные основы гражданского законодательства» (Москва, 2003); «Современная мораль и средства массовой информации. Актуальные проблемы» (Москва, 2003).
По теме диссертации опубликованы пять научных работ общим объемом 2,2 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Заключение
В результате анализа теории и практики рекламного законодательства и законодательства о защите прав потребителей автором сделан вывод, что рекламная деятельность, являясь, в условиях рыночной экономики основным средством продвижения продукции, напрямую затрагивает права потребителей.
В российском законодательстве законодательно не признана указанная прямая связь. Регламентация правоотношений, возникающих в сфере рекламной индустрии и в области защиты прав потребителей производится различными законодательными актами: Законом «О защите прав потребителей» и Законом «О рекламе».
Однако международным кодексом рекламной практики Международной торговой палаты1 связь отношений в сфере рекламирования продукции и прав потребителей признана и урегулирована.
Так, в Преамбуле Международного кодекса рекламной практики четко прописаны значения терминов реклама и потребитель.
- термин «реклама» должен трактоваться в самом широком смысле, включая любую форму рекламы товаров и услуг, вне зависимости от используемого рекламоносителя, и рекламные заявления на упаковке, ярлыках и в материалах мест продажи;
- термин «потребитель» означает любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.
Причем термин потребитель, в отличие от отечественного законодательства, рассматривается не только с точки зрения потребления рекламной информации, но и с позиции законодательства о правах потребителей, что указывает на прямую связь данных отношений. Именно поэтому, а также в целях более эффективной защиты прав потребителей,
1 См.: Международный кодекс рекламной практики. Закон 1996. № 12. С. 54-57. необходимо внесение корректив в российское законодательство, регулирующего сферу рекламы и права потребителей.
Подробный анализ различных определений понятий «реклама» и «информация», выработанных отечественной и зарубежной наукой, позволил выделить критерии разграничения рекламной и смежных видов информации, решение этой проблемы позволит избежать многих споров, возникающих на практике.
Качество и эффективность рекламы во многом зависят от соблюдения требований законодательства о рекламе. Растущий рынок рекламы требует каждодневной работы по обеспечению юридической и экономической безопасности. Отношения в области производства, размещения, распространения рекламы развиваются столь стремительно, что законодатель не успевает своевременно изменять и корректировать законодательство.
Ввиду того, что многие аспекты в сфере рекламы регулируются не только законом о рекламе, но и множеством других законодательных актов, неизбежно возникновение споров между участниками рынка рекламы и контролирующими органами, поскольку происходит путаница в применении нормативных актов. В связи с этим автором доказана необходимость внесения существенных изменений или разработка новой редакции ФЗ «О рекламе».
Дробление рекламного законодательства подрывает целостность системы регулирования рекламной деятельности. Следует консолидировать нормы, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности, в рамках Закона «О рекламе» и исключить соответствующие положения из отдельных отраслевых законов.
Подробный анализ законодательных норм гражданского, административного и уголовного права, предусматривающих санкции за нарушение прав потребителей и законодательства о рекламе, позволил детально рассмотреть вопросы ответственности за нарушения прав потребителей в сфере рекламной деятельности.
Приведенные примеры из практики судебных и антимонопольных органов позволили проиллюстрировать сложности в применении действующего законодательства и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей и о рекламе.
В настоящее время российский рекламный бизнес бурно развивается, однако еще не вполне сформировалась практика использования рекламы, соответствующая всем требованиям законодательства и удовлетворяющая интересы потребителей. Во всем мире, где рекламная деятельность развивалась и регулировалась эволюционно и на протяжении довольно длительного времени, особую роль играет самоконтроль рекламной деятельности. Практически во всех экономически развитых странах давно действуют различные общественные организации и ассоциации рекламы, которые обобщают деловую практику, следят за защитой прав потребителей и недопущением недобросовестной конкуренции, создают кодексы деловой этики, которые по своей значимости для субъектов рекламной деятельности не уступают правовым актам. Такие организации появились и в России -Российская Ассоциация рекламных агентств, Общественный совет по рекламе и др. Названные организации только начали свою деятельность и хочется верить, что в будущем они займут достойное место в рекламной деятельности, а для участников рекламного рынка контроль со стороны этих общественных организаций будет не менее значимым, чем контроль антимонопольных органов.2
2 См.: Измайлова Е.В. Договор на оказание рекламных услуг// Актуальные проблемы коммерческого права: Сб. статей под ред. Б.И. Пугинского. -М., 2002. С. 55.
Список литературы:
1. Нормативные правовые акты.
2. Конституция Российской Федерации//Российская газета.-1993.-№237.
3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»// СЗ РФ-25.12.2000.- N 52 (Часть I).- Ст. 5021.
4. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»// СЗ РФ-25.12.2000.- N 52 (Часть I).- Ст. 5022.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ//СЗ РФ,-07.01.2002.-№ 1 (ч. 1).- Ст.1.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ//СЗ РФ.- 1994.- № 32.- Ст. 3301.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3//С3 РФ. 17.06.1996.- № 25.- Ст. 2954.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) 31 июля 1998 года № 146-ФЗ//СЗ РФ.-03.08.1998. №31.- Ст. 3824.
9. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1//Ведомости СНДиВС РФ.- 19.08.1993.-№33.- Ст. 1318.
10. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992//ВВС РФ.- 1992.- № 15.- Ст. 766.
11. Федеральный закон «О рекламе» от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ в ред. ФЗ от 20 августа 2004 Г.//СЗ РФ.- 24.07.1995.- №30.- Ст. 2864.
12. Закон РФ
«О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест
13. Федеральный
закон от 02.01.2000г. № 29 ФЗ «О
качестве и безопасности
14. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3//С3 РФ- 22.04.1996.- 17.- Ст. 1918.
15. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»//СЗ РФ.- 05.02.1996.- № 6.- Ст. 492.
16. Федеральный закон от 25.09.1998г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//СЗ РФ-1998.-№39.-Ст. 4857.
17. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12. 2002 г. № 184 ФЗ// СЗ РФ- 30.12.2002.- № 52 (ч.1).- Ст. 5140.
18. Федеральный
закон от 21 декабря 2004 года №
171-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в Закон
19. Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»//СЗ РФ- 08.03.1999. №10.- ст.1163.
20. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях»// Российская газета.-31.12.2001.- №256 (2868).
21. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ»// СЗ РФ- 15.12.2003.- № 150.- Ст. 4848.
22. Федеральный
закон от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных
и муниципальных унитарных
23. Федеральный закон от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»//СЗ РФ 08.07.-1996.-№28.- Ст. 3347.
24. ФЗ РФ «О внесении дополнений в ФЗ «О рекламе»// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2864; 2001, N 26, ст. 2580; 2001, N 51, ст. 4827; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2.
25. ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ//Собрание законодательства РФ- 1995.- №8.- Ст. 609.
26. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»//СЗ РФ- 1997.- № 34.-Ст. 3981.
27. Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»//ВВС РФ-1991.- № 16.- Ст. 499.
28. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 21241 «О средствах массовой информации»//ВВС РФ- 1992.- № 7,-Ст. 300.
29. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 № 5152-1//ВВС РФ.- 1993.- № 26.- Ст. 966.
30. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5153-1//ВВС РФ.- 1993.- № 32.- Ст. 1242.
31. Указ Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена//Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- № 10.- Ст. 492.
32. Постановление
Правительства РФ от 19 декабря
1997 г. № 1597 «О порядке доведения
до потребителей информации о
происхождения пива, ввезенного
на территорию РФ»//СЗ РФ-1997.
33. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»//СЗ РФ- 1997.- № 17.- Ст. 2020.
34. Постановление Правительства РФ от 02.10.1999 г. № 1104 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты правительства РФ по вопросам сертификации продукции и услуг»//Собрание законодательства РФ- 1997.- № 30.- Ст. 3657.
35. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55//Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 4.- Ст. 482.
36. Постановление
правительства РФ от 7 декабря
1996 г. № 1463 «Об использовании
в названиях организаций
37. Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 г. № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должнасодержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»//СЗ РФ- 1997.- №17.- Ст. 2020.
38. Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 г. № 490 «Об I утверждении правил предоставления гостиничных услуг в
39. Российской Федерации»//С3 РФ- 1997.- № 18.- Ст. 2153.
40. ФЗ «Об общественных
объединениях»)//Ведомости СНД
41. Приказ МАП РФ от 20 мая 1998 г. N 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»// Российская газета. 14.01.1999.- № 4-6.