Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:20, диссертация
В диссертационном исследовании автор предпринял попытку решить задачу систематизации знаний о правовом регулировании правоотношений в области защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, выявить пробелы и противоречия законодательства в сфере правоотношений с участием потребителей и рекламных правоотношений, определить пути совершенствования законодательства о рекламе и правах потребителей.
Глава 1. Понятие и виды информации в современных условиях.
§1. Понятие, значение и виды информации в современных условиях.
§2. Информация в отношениях с участием потребителей.
§3. Реклама как вид информации. Теоретические проблемы разграничения рекламной информации от информации нерекламного характера (от смежных видов информации).
Глава 2. Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§1. Осуществление права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§2. Ответственность - рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей за нарушение прав потребителей и законодательства о рекламе.
§3. Основные направления и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и рекламного законодательства.
Год:
2005
Автор:
Свинцова, Екатерина Юрьевна
Ученая cтепень:
кандидат юридических наук
Место защиты диссертации:
Москва
Код cпециальности ВАК:
12.00.03
Специальность:
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Количество cтраниц:
231
Оглавление:
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и виды информации в современных условиях.
§1. Понятие, значение и виды информации в современных условиях.
§2. Информация в отношениях с участием потребителей.
§3. Реклама как вид информации. Теоретические проблемы разграничения рекламной информации от информации нерекламного характера (от смежных видов информации).
Глава 2. Реализация права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§1. Осуществление права потребителей на достоверную информацию о товарах (работах, услугах), продавце (исполнителе, изготовителе).
§2. Ответственность - рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей за нарушение прав потребителей и законодательства о рекламе.
§3. Основные направления и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и рекламного законодательства.
Введение:
Актуальность исследования. Последнее десятилетие XX века в России сопровождалось коренными экономическими преобразованиями, которые дали толчок к бурному развитию рыночной экономики в нашем государстве. Одновременно со становлением рынка в России, в условиях появившейся конкуренции началось интенсивное развитие потребительских отношений и рекламы как необходимого двигателя данных отношений. Начало перестройки российского общества направило развитие экономики страны на нужды человека, что потребовало максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное осуществление этих прав.
В настоящее время в России активно функционирует потребительский рынок. В современном мире рынок продавца сменился рынком покупателя. Поэтому сегодня на первое место выходит вопрос не столько производства товара, сколько его реализации. Следовательно, на данном историческом этапе процесс движения промышленного капитала начинает приобретать характерные для настоящего времени особенности. Вмешательство рекламы становится необходимым элементом производственного процесса на стадии предложения товара рынку в целях его реализации. Торговля является посредником между поставщиками, изготовителями, импортерами и непосредственными потребителями товаров. Защита прав потребителей становится обязанностью современного правового российского государства.
XXI век называют веком «информогенным», в котором генетической основой и «сутью всех вещей» становится информация1. Реклама как информация, направленная на потребителя товаров (работ и услуг), становится двигателем торговли. В этих условиях актуальность темы исследования, именованная как «Защита прав потребителей в сфере рекламной деятельности в Российской Федерации», не вызывает сомнения.
Бачило И.Л. Глобальная информатизация - формирование новой среды правового регулирования// Право и информатизация общества: Сб. науч. тр./ Отв. ред. И.Л. Бачило. - М., 2002. С.38.
Практически каждый человек в течение своей жизни выступает в роли потребителя товаров, работ и услуг, участника правоотношений, складывающихся на потребительском рынке. При этом права потребителя нередко нарушаются. Одним из фундаментальных прав потребителей признается право на информацию. Эту информацию иногда называют потребительской. Реклама является одним из главных источников информации о товаре для потребителя. Но именно рекламная информация зачастую становится и источником нарушений прав потребителей. Стремление продавца во что бы то ни стало привлечь внимание потребителя и вызвать интерес к себе и своему товару, а также воздействовать на поведение потребителя при определенных обстоятельствах сталкивается с правами и охраняемыми законом интересами потребителей рекламы, а нередко - и с публичными интересами и может повлечь их нарушение. Целью любого государства, избравшего рыночный путь развития экономики, является обеспечение прав субъектов предпринимательской деятельности на свободное распространение информации о себе и своих товарах, а также прав потребителей на свободное получение такой информации, с одной стороны, и охрана частных и публичных интересов от возможных нарушений со стороны лиц, распространяющих эту информацию - с другой. Реклама прочно заняла нишу в системе рыночных отношений и превратилась в их мощный регулятор. Этому способствовал в том числе и растущий класс предпринимателей, нуждающихся в накоплении первоначального капитала и последующем его увеличении, который быстро осознал, что благодаря рекламе проблем со сбытом даже некачественных товаров (работ, услуг) становится гораздо меньше.
Поскольку формирование потребительского рынка в России оказалось процессом новым, то и рассматривался он исходя из отечественного опыта (который по большому счету отсутствовал), мало ориентируясь на пример стран Запада, так как западное законодательство отражало особенности отношений между продавцами и потребителями в условиях развитого рынка.
С развитием рыночной экономики проблема защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг получила достаточную, с точки зрения законодателя, разработку. Были приняты Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», большое количество других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между продавцами (изготовителями, исполнителями) и потребителями. С первого июля 2002 г. вступил в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Практическая значимость названных правовых актов очевидна: многие годы потребитель являлся самым незащищенным субъектом на потребительском рынке. Однако их принятию не предшествовала теоретическая разработка проблемы в целом, что привело к возникновению пробелов в законодательстве, а также трудностей и противоречий при применении данных нормативных актов на практике.
Необходимость теоретического осмысления названных выше проблем и практического решения вопросов защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности обусловили выбор темы исследования и его актуальность.
В диссертационном исследовании автор предпринял попытку решить задачу систематизации знаний о правовом регулировании правоотношений в области защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, выявить пробелы и противоречия законодательства в сфере правоотношений с участием потребителей и рекламных правоотношений, определить пути совершенствования законодательства о рекламе и правах потребителей.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию теории и практики защиты прав потребителей и рекламы как явлению посвящены многие научные труды. Однако комплексное изучение указанных явлений приведет к наиболее глубокому теоретическому осмыслению и практическому решению проблем, возникающих на практике.
Исследования феномена рекламы носят межотраслевой характер, так как реклама - это фокус, где пересекаются познавательные интересы представителей различных областей науки.
Подавляющая часть работ, посвященных рекламе, рассматривает ее сквозь призму экономического подхода. В рамках этого направления особо интересен анализ опыта зарубежных стран, где рекламе посвящены работы известных зарубежных специалистов в области изучения рынка и поведения потребителей: Ф. Котлера, Дж. Эванса, Д. Огилви, К. Бове, У. Аренса, А.Дейяна, А. Троадек, JI. Троадек, В. Фрайбургер, К. Ротцол, Н. Фостер, Ч.Эдвардс и др.
Среди представителей отечественной науки, занимающихся экономическими аспектами изучения рекламы, необходимо отметить труды Д.В. Беклешова, В.В. Глазуновой, В.А. Козлова, Т.К. Серегиной, JIM. Титковой. Реклама в рамках данного подхода рассматривается как связующее звено между производителем и потребителем. В то же время экономическое направление изучения феномена рекламы очень часто становится жертвой прикладных пособий, которые сконцентрированы на анализе коммерческой эффективности рекламных акций.
Проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере рекламной деятельности в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны юридической науки. В советский период вопросы правового регулирования отношений в области рекламы
2 3 4 рассматривались в трудах В.В. Глазуновой , O.A. Феофанова , В.И. Иванова и др.
Гражданско-правовые обязательства по передаче информации были предметом рассмотрения А.Е. Шерстобитова5.
2 Глазунова В.В. Торговая реклама. - М.,1976.
3 Феофанов О.А. США: реклама и общество. - М., 1974.
4 Иванов В.И. Правовые проблемы рекламы в СССР: Дис. .канд. юрид. наук. - М., 1979.
5 Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые обязательства по передаче информации: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 1980.
Попытки осмысления отдельных правовых проблем современной рекламы были предприняты в ряде статей российских юристов (Ю.Я.Вольдман, М.В. Машанов, Н.Е. Фонарева).
Общим вопросам
правового регулирования
Е.В. Павловец9, Ю.В. Черячукина10. А.В.Волков рассматривает рекламу как вид деятельности и социальный институт11. Проблемы правового регулирования общественных отношений по оказанию рекламных услуг
10 были предметом
изучения в работе B.JI. Нечуй-Ветер
. Вопросам защиты от
6 Головин А.Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве: Дис. . канд. юрид. наук. -М., 2002.
7 Медянкова Е.В. Правовое регулирование рекламной информации: Дис. . канд. юрид. наук,- М.,
2002.
8 Кузнецова О.Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы: Дис. . канд. юрид. наук,- М., 1999.
9 Павловец Е.В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере коммерческой рекламы в России и США: сравнительный анализ: Дис. канд. юрид. наук,- М., 2002.
10 Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и зарубежных государствах: (Опыт сравнительного исследования): Дис. . к. ю.н. - Волгоград, 1999; Он же. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. - Ростов н/Д, 2002. Волков A.B. Реклама как вид деятельности и социальный институт: Дис. . канд. юрид. наук. -СПб., 2004.
12 Нечуй-Ветер
В.Л. Обязательства по
2003.
13 Куликова Ю.С. Ненадлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 2003.
14 Мельникова О.Б. Проблемы пресечения недобросовестной конкуренции в области рекламы: Дис. . канд. юрид. наук.-М., 1998.
15 Филатова O.A. Гражданско-правовые особенности рекламы в Интернете: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 2003.
16 Таскаев A.B. Права потребителей на надлежащую рекламу по гражданскому праву России: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 2004. реклама как вид информации, право на информацию, как основное право потребителей.
Анализу проблем, связанных с защитой прав потребителей, посвящены труды: Э.Г. Корнилова, A.M. Эрделевского, Я.Е. Парция, Я.Ф. Фархутдинова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, О.В. Шумовой, М.В. Филатовой и других российских ученых.
Но, несмотря на разнообразие имеющейся литературы, посвященной защите прав потребителей и рассматривающей рекламу с различных сторон, правовые аспекты соотношения рекламной деятельности и прав потребителей остались практически не разработанными.
Цель диссертационного исследования состоит в проведении комплексного изучения основных проблем теории и практики осуществления и защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, а также в выработке рекомендаций по практическому применению и совершенствованию правовых норм российского законодательства о защите прав потребителей и рекламного законодательства, с использованием международного опыта и учетом особенностей современных экономических условий.
Для достижения поставленной цели в рамках диссертационного исследования решаются следующие задачи:
- изучить законодательство,
регулирующее рекламную
- описать и
проанализировать отдельные