Расчетные и кредитные обязательства: понятия, особенности, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование расчетных и кредитных обязательств, раскрытие основных понятий, относящихся к предмету и объекту данных правоотношений, а также особенностей и их классификации. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия кредитных и расчетных обязательств, показать их особенности и классификацию
Описать историческое положение правового регулирования кредитных и расчетных обязательств, генезис их развития в историческом аспекте правового регулирования и нормативную базу, регулирующую данные отношения
Показать проблемы правового регулирования правоотношений в сфере расчетов и кредитования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические (исторические) положения правового регулирования расчетных и кредитных обязательств. 5
1.1. Понятие, определения, сущность, особенности и правовая природа расчетных и кредитных обязательств. 5
Расчетные обязательства 5
Кредитные обязательства 11
1.2. Генезис развития расчетно-кредитных обязательств в историческом аспекте правового регулирования в отечественном законодательстве. 18
1.3. Нормативная база, регулирующая расчетные и кредитные обязательства. 28
Глава II. Практическая реализация правоотношений в исследуемой сфере 38
2.1. Субъекты правоотношений в исследуемой сфере. 38
Глава III. Проблемы правового регулирования правоотношений в исследуемой сфере – теоретические и практические аспекты 39
3.1. Проблемы практики правоприменения в исследуемой сфере. 39
3.2. Проблемы законодательного регулирования в исследуемой сфере. 41
Заключение 43
Список используемых источников 44

Работа содержит 1 файл

курсовая ГП.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Кроме соглашений о расчетах с рядом государств были подписаны различные соглашения, регулирующие отношения в общем в банковской и в частности в кредитной сфере. Так, 17.07.1997 г. ЦБ РФ и Национальным банком Казахстана были подписаны соглашение о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций, соглашение об организации корреспондентских отношений, а также соглашение о сотрудничестве в области исследований информации и статистики в банковской и финансовой сферах.

     Обычаи  делового оборота

     В соответствии со ст. 5 ГК РФ одним из источников гражданско-правового регулирования признается обычай делового оборота. В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес в массиве источников. Причиной этого является детальное регулирование банковских отношений императивными нормами законами и подзаконными актами. Кроме того, банковская система России слишком молода, а потому действительно значимые обычаи еще не сложились. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по проведению определенных моделей кредитования (контокоррент, овердрафт). Следует отметить, что некоторые из них противоречат законодательству, прежде всего актам Банка России (например, касающиеся открытия ссудных счетов, способов погашения кредитов, минуя расчетный счет). Применение подобных обычаев недопустимо до внесения соответствующих изменений в нормативные акты.

     Локальные нормативные акты

     Локальные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти акты не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.

     Упоминание  о таких актах целесообразно  включать в кредитный договор, также  может быть предусмотрена обязанность  кредитной организации в информировании клиентов о принятии локальных актов, касающихся кредитования, за исключением локальных актов, определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов кредитной организации.

     К локальным актам организаций, затрагивающим расчетно-кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях организации (например, положение о кредитном комитете, положение об управлении кредитования, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам, инструкция о порядке сопровождения кредитных проектов и т.д.); положения о филиалах организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов организации.

     Таким образом, рассмотрев систему нормативно-правовых актов, регулирующих расчетно-кредитные отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных актов, а также необходимости приведения различных актов в соответствие с действующим законодательством, а также поставить проблему кодификации банковского законодательства и выделения сектора кредитного законодательства для детального и четкого регулирования кредитных отношений.

 

Глава II. Практическая реализация правоотношений в исследуемой сфере

2.1. Субъекты правоотношений в исследуемой сфере. 

 

Глава III. Проблемы правового регулирования правоотношений в исследуемой сфере – теоретические и практические аспекты

3.1. Проблемы практики  правоприменения  в исследуемой  сфере. 

     Проблема  определения правильного соотношения  правовых категорий "кредит" (кредитные правоотношения) и "займ" (заемные обязательства), а именно как вида к роду, не является сугубо теоретической. Неправильное понимание соотношения указанных категорий влечет серьезные негативные последствия как для имущественного оборота в целом, так и для правоприменительной практики. Примером тому может служить известная история с уступкой прав требования возврата кредита по кредитным договорам, когда в судебно-арбитражной практике в течение нескольких лет преобладал подход, в соответствии с которым подобные сделки между банком (цедентом) и организацией, не являющейся банком или иной кредитной организацией (цессионарием), признавались недействительными. Причиной служило бытовавшее в тот период неправильное представление о некоторой исключительности кредитного договора, права требования по которому якобы могли принадлежать (и соответственно переходить) только банкам или иным кредитным организациям. Отсюда и взгляд на передачу прав по кредитному договору банком организации, не имеющей лицензии на осуществление банковской деятельности, как на незаконную цессию.

     Такая судебно-арбитражная практика не могла  не оказать негативного влияния  на состояние имущественного оборота. Как верно указывает Л.А. Новоселова, "подобные запреты создают значительные и ничем не оправданные трудности в работе кредитных учреждений из-за нестабильности и рискованности ситуации на рынке денежных требований. Понесенные и возможные убытки банков перелагаются на клиентов, в том числе посредством установления завышенных процентных ставок за кредит" 70.

     К чести судебно-арбитражной практики ей удалось преодолеть негативное отношение  к сделкам цессии прав требования возврата кредита, заключаемым между  банками и иными участниками  имущественного оборота, не являющимися кредитными организациями.

     Между тем данная проблема могла быть решена намного раньше и проще, если бы кредитный  договор рассматривался (так его  и следует рассматривать!) как  вид договора займа, к которому при  отсутствии специальных правил, регламентирующих отношения по кредитному договору, подлежат применению общие нормы о договоре займа (п. 2 ст. 819 ГК). Как известно, указанные специальные правила (ст. ст. 819 - 821 ГК) не содержат запретов и ограничений возможности уступки прав требования по кредитным договорам. Далее нужно рассуждать не об исключительности кредитного договора (на самом деле имея в виду, что банк, предоставляя кредит, размещает денежные средства, привлеченные им на банковские счета и во вклады), а о его родовой принадлежности к договору займа, что делает необходимым субсидиарное применение положений о заемных обязательствах, каковые, конечно же, не ограничивают кредитора-займодавца в его праве уступать право требования возврата суммы займа. Данное право требования в силу реального характера договора займа "очищено" от каких-либо обязанностей на стороне займодавца и является абсолютно оборотоспособным. Так, Л.А. Новоселова верно замечает: "Обязательства заемщика по возврату денежных средств, полученных на основании договора о кредите, принципиально ничем не отличаются от любых других денежных обязательств, возникших, например, из займа. Личность кредитора для займодавца (независимо от того, получил ли он средства по договору займа или кредита), как в большинстве денежных обязательств, не имеет значения"71.

     Подобные  проблемы возникают в судебно-арбитражной  практике нередко из-за того, что  категория "кредит" в правовом смысле (т.е. кредитный договор) в  рассуждениях зачастую подменяется  понятием "кредитная деятельность" как один из видов банковской деятельности. 

 
 
3.2. Проблемы законодательного  регулирования в  исследуемой сфере.

     Одной из проблем законодательства о расчетах в РФ является «разбросанность» отдельных норм по различным правовым актам различной юридической силы, которые иногда дублируют друг друга, а зачастую и противоречат друг другу. Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию к расширению законодательного уровня регулирования расчетов, абсолютное большинство актов, регулирующих расчетные отношения, носят подзаконный характер.

     В то же время благодаря техническому прогрессу, происходит развитие безналичных расчетов, совершенствование имеющихся и возникновение новых форм и способов платежей. В настоящее время, безналичные расчеты с использованием платежных карт широко применяются на практике. Вместе с тем, их правовая природа до настоящего времени до конца не исследована.

     Недостаточное теоретическое осмысление указанного правового института, проецируется и на законодательство, его регулирующее. Действующие нормативные источники в основном посвящены технической организации расчетов с использованием платежных карт. Несмотря на то что в соответствии с ч. 1 ст. 862 ГК РФ, формы безналичных расчетов устанавливаются законом, до настоящего времени закон о безналичных расчетах в РФ не принят. Это порождает различные злоупотребления, в том числе и со стороны органов власти. Так, в ранее действующем письме Министерства РФ по налогам и сборам от 13.03.2000 г. № АП-8-03/117672, предусмотрено, что продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек приравнена к продаже за наличный расчет, а в соответствии со ст. 349 Налогового кодекса РФ, при продаже за наличный расчет взимается налог с продаж. Это означает, что при расчетах с помощью платежных карт должен уплачиваться налог с продаж. Таким образом, покупатель товара оплачивает стоимость товара плюс налог с продаж. В настоящее время данное письмо утратило силу, однако проблема остается открытой. Например, принятие Волгоградским ОАО «Химпром» в качестве оплаты векселей было признано решением Нижневолжского регионального центра валютно-экспортного контроля (ВЭК) незаконным. По мнению сотрудников ВЭК РФ, такая форма безналичных расчетов не предусмотрена в Гражданском кодексе РФ73.

     Вышеназванные проблемы порождают вопрос, являются ли расчеты с использованием платежных карт одной из форм безналичных расчетов? Ответ на этот вопрос придаст отношениям между сторонами правовую форму, что позволит избежать злоупотреблений как стороны контрагентов, так и органов власти, и будет способствовать активному использованию указанной формы расчетов на территории РФ.

 

Заключение

 

Список используемых источников

 
  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным  голосованием 12.12.1993 г., "Российская газета", №237 от 25.12.1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.11.1996 г. №14-ФЗ, СЗ РФ от 29.01.1996 г., №5, ст. 410.
  3. Федеральный закон №86-ФЗ от 10.07.2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", СЗ РФ от 15.07.2002 г., №28, ст. 2790.
  4. Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 "О банках и банковской деятельности", СЗ РФ от 05.02.1996 г., №6, ст. 492.
  5. Федеральный закон РФ от 26.12.95 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах", СЗ РФ от 01.01.1996 г., №1, ст. 1.
  6. Федеральный закон РФ от 16.07.1998 г. №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", СЗ РФ от 20.07.1998 г., №29, ст. 3400.
  7. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", СЗ РФ от 15.12.2003 г., №50, ст. 4859.
  8. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. №119-ФЗ "Об исполнительном производстве", СЗ РФ от 28.07.1997 г., №30, ст. 3591.
  9. Федеральный закон РФ от 26.03.1998 г. №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", СЗ РФ от 30.03.1998 г., №13, ст. 1463.
  10. Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. №649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", СЗ РФ от 24.05.2004 г., №21, ст. 2023.
  11. Положение ЦБ РФ от 31.08.1998 г. №54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", "Вестник Банка России", №70-71 от 08.10.1998 г.
  12. Положение ЦБ РФ от 03.10.2000 г. №122-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительством", "Вестник Банка России", №54 от 09.10.2000 г.
  13. Положение ЦБ РФ от 05.12.2002 г. №205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", "Вестник Банка России", №70-71 от 25.12.2002 г.
  14. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 г. №109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", "Вестник Банка России", №15 от 20.02.2004 г.
  15. Инструктивные указания Госбанка СССР от 30.10.1987 г. №174-87 "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат", "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", 1988 г., №6.
  16. Указание ЦБ РФ от 05.04.2002 г. №1131-У "О неприменении на территории Российской Федерации некоторых нормативных актов Госбанка СССР", "Вестник Банка России", №21 от 17.04.2002 г.
  17. Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986 г. №28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", "Закон", №1, 1997 г.
  18. Указание ЦБ РФ от 21.06.2003 г. №1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати", "Вестник Банка России", №36 от 27.06.2003 г.
  19. Указ Президента РФ от 23.07.1997 г. №773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам", СЗ РФ от 28.07.1997 г., №30, ст. 3606.
  20. Указ Президента РФ от 07.08.2000 г. №1444 "Вопросы Управления делами Президента РФ", СЗ РФ от 14.08.2000 г., №33, ст. 3350.
  21. Указ Президента РФ от 10.06.1994 г. №1184 "О совершенствовании работы банковской системы РФ", СЗ РФ от 13.06.1994 г., №7, ст. 696.
  22. Постановление Правительства РФ от 19.03.1992 г. №173 "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов", "Российская газета", №77 от 03.04.1992 г.
  23. Постановление Правительства РФ от 22.08.2001 г. №616 "Об утверждении правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями легкой и текстильной промышленности в российских кредитных организациях", СЗ РФ от 27.08.2001 г., №35, ст. 3523.
  24. Постановление Правительства РФ от 07.03.2001 г. №192 "Об утверждении порядка возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными производителями, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации", СЗ РФ от 26.03.2001 г., №13, ст. 1244.
  25. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год", утверждено ЦБ РФ (вместе с "Мерами по реструктуризации банковской системы РФ", одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998 г., Президиумом Правительства РФ 21.11.1998 г.), "Вестник Банка России", №84 от 04.12.1998 г.
  26. Приказ Минсельхозпрода РФ №325, Минфина РФ №47 н от 20.04.2000 г. "Об утверждении кредитного договора о предоставлении средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса в 2000 году", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", №29 от 17.07.2000 г.
  27. Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 г. "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства", Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", №7, 1992 г.
  28. Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка от 02.12.1996 г. "О порядке и правилах совершения Межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ", "Вестник Банка России" №64 от 26.10.1999 г.
  29. Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь от 20.02.1997 г. "Об организации расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Республики Беларусь", "Вестник Банка России", №28 от 14.05.1997 г.
  30. Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана от 13.02.1997 г. "Об организации расчетов", "Вестник Банка России", №28 от 14.05.1997 г.
  31. Соглашение между ЦБ РФ и Банком Латвии от 12.02.1997 г. "Об организации расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Латвийской Республики", "Вестник Банка России" №10 от 20.02.1997 г.
 

ISSN 0136-5835. Вестник ТГТУ. 2008. Том 14. № 1. Transactions TSTU. О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ  КАРТ

Т.В. Занин

Информация о работе Расчетные и кредитные обязательства: понятия, особенности, классификация