Расчетные и кредитные обязательства: понятия, особенности, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование расчетных и кредитных обязательств, раскрытие основных понятий, относящихся к предмету и объекту данных правоотношений, а также особенностей и их классификации. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия кредитных и расчетных обязательств, показать их особенности и классификацию
Описать историческое положение правового регулирования кредитных и расчетных обязательств, генезис их развития в историческом аспекте правового регулирования и нормативную базу, регулирующую данные отношения
Показать проблемы правового регулирования правоотношений в сфере расчетов и кредитования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические (исторические) положения правового регулирования расчетных и кредитных обязательств. 5
1.1. Понятие, определения, сущность, особенности и правовая природа расчетных и кредитных обязательств. 5
Расчетные обязательства 5
Кредитные обязательства 11
1.2. Генезис развития расчетно-кредитных обязательств в историческом аспекте правового регулирования в отечественном законодательстве. 18
1.3. Нормативная база, регулирующая расчетные и кредитные обязательства. 28
Глава II. Практическая реализация правоотношений в исследуемой сфере 38
2.1. Субъекты правоотношений в исследуемой сфере. 38
Глава III. Проблемы правового регулирования правоотношений в исследуемой сфере – теоретические и практические аспекты 39
3.1. Проблемы практики правоприменения в исследуемой сфере. 39
3.2. Проблемы законодательного регулирования в исследуемой сфере. 41
Заключение 43
Список используемых источников 44

Работа содержит 1 файл

курсовая ГП.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Так, при иногородних поставках продукции  и товаров в основном стороны (поставщик и покупатель) должны были использовать акцептную форму  расчетов. Как отмечалось в юридической литературе советского периода, особенность этой формы расчетов "состоит в оплате товаров после того, как они были отправлены, и, следовательно, до указанного момента денежные средства покупателя не омертвляются, а находятся в его свободном распоряжении"35. При этой форме расчетов поставщик, отгрузивший товары покупателю, направлял последнему счет-фактуру, а в обслуживающее его (поставщика) учреждение банка представлял платежное требование, которое для банка являлось инкассовым поручением. Банк, получивший платежное требование, пересылал его банку, обслуживающему покупателя, который с согласия плательщика (отсюда - акцептная форма расчетов) производил списание средств со счета последнего и их перечисление поставщику.

     При аккредитивной форме расчетов банком, обслуживающим плательщика (покупателя по договору поставки), на основе заявления (аккредитивного поручения) последнего сумма денежных средств, списанная со счета покупателя, переводилась в банк, обслуживающий поставщика. Однако деньги зачислялись на счет поставщика лишь после того, как он производил отгрузку товаров покупателю и представлял соответствующие отгрузочные документы обслуживающему его банку. По мнению О.С. Иоффе, "переход от акцептной к аккредитивной форме расчетов осуществляется в порядке санкции, применяемой к неисправному плательщику его иногородним поставщиком"36.

     Применение  такой формы расчетов, как расчеты  по особым счетам, допускалось с  согласия банка в том случае, когда  покупатель имел в другом городе по месту нахождения поставщика своего уполномоченного (представителя). При открытии особого счета покупателя в банке по месту нахождения уполномоченного (представителя) покупателя обязанности соответствующего банка состояли в выполнении расчетных операций по платежным документам поставщика, акцептованным уполномоченным (представителем) покупателя.

     В то время расчеты платежными поручениями (перевод) не имели столь широкого распространения, как, например, акцептная  или аккредитивная формы расчетов, поскольку сфера применения расчетов платежными поручениями ограничивалась в основном отношениями, связанными с удовлетворением требований контрагентов по договорам, в том числе в претензионном порядке, об уплате сумм убытков и неустоек, а также иными отношениями, которые носили бестоварный (безэквивалентный) характер (например, перечисление вышестоящими органами денежных сумм предприятиям на пополнение оборотных средств).

     Одним из специфических видов платежных  поручений являлись платежные поручения, акцептованные банком. В этом случае банк, акцептуя платежное поручение плательщика, снимал с его счета соответствующую денежную сумму и депонировал ее у себя. Акцептованное банком платежное поручение передавалось плательщиком кредитору, а депонированная банком сумма зачислялась на счет кредитора в момент представления последним акцептованного банком платежного поручения. Акцептованные банком платежные поручения применялись при разовых расчетах за услуги организаций транспорта и связи.

     Использовалась  в советское время и такая  форма безналичных расчетов, как расчеты чеками, которая регулировалась Положением о чеках, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г.37, с той, однако, особенностью, что при использовании этой формы расчетов в отношениях между социалистическими организациями преимущественному применению подлежали некоторые специальные правила, устанавливаемые Госбанком СССР, в том числе содержащиеся в Инструкции N 2 Госбанка СССР. В частности, чеки социалистических организаций, как предусматривалось названными специальными правилами, носили не абстрактный, а каузальный характер, поэтому в таких чеках в обязательном порядке указывалось назначение уплачиваемой суммы. Кроме того, банковскими правилами разрешалось обращение только именных и предъявительских (но не ордерных) чеков.

     В реальном экономическом обороте  применялись так называемые чеки из лимитированных чековых книжек и  чеки из нелимитированных чековых книжек. Разница между ними состояла в  том, что лимитированные чековые  книжки выдавались банком плательщику  с одновременным списанием с его счета и депонированием в банке соответствующей денежной суммы, поэтому выписка плательщиком чека из лимитированной чековой книжки означала гарантированный платеж со стороны банка. Нелимитированные чековые книжки обеспечивались банковским кредитом по специальному ссудному счету.

     Сферой  использования расчетов в порядке  плановых платежей являлись отношения  организаций, имеющих длительные и  постоянные договорные связи по поставкам  продукции и товаров либо оказанию услуг. Основанием для применения этой формы расчетов служило соглашение сторон (копия его представлялась обслуживающим их учреждениям банка) о том, что вместо оплаты каждой отдельной партии поставленных товаров или оказанной услуги соответствующим банком будут производиться в установленные сроки списание определенной денежной суммы со счета плательщика и ее перечисление на счет поставщика (организации, оказывающей услуги). Расчеты в порядке плановых платежей предполагали осуществление сторонами периодической проверки соотношения суммы плановых платежей и стоимости поставленных за соответствующий период (месяц, квартал) товаров или оказанных услуг ("сверку расчетов"), а также проведение между сторонами окончательных расчетов по результатам такой проверки.

     В качестве особой формы расчетов в советские времена применялись также расчеты посредством зачета взаимных требований. Смысл этой формы расчетов видели "в обеспечиваемых ею упрощении расчетной процедуры, своевременности платежей и тем самым ускорении оборачиваемости оборотных средств хозяйственных организаций"38 В данном случае речь шла не о зачете встречных однородных требований как основании прекращения гражданско-правовых обязательств (ст. 229 ГК 1964 г.), а о специальном механизме погашения социалистическими организациями взаимных обязательств, который предусматривался банковскими правилами. Например, широко практиковались проводимые с разрешения руководителей банков разовые групповые зачеты, когда осуществлялся однократный расчет по долгам многих организаций, таким образом, в советское время применялась целая система разнообразных форм безналичных банковских расчетов, которые составляли весьма органичную часть единой централизованной плановой системы управления экономикой.

     К сожалению, нельзя сказать, что советская эпоха правового регулирования банковских расчетов завершилась принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (далее - Основы 1991 г.)39, как это действительно имело место в отношении правового регулирования многих видов договорных обязательств. Содержавшаяся в Основах 1991 г. ст. 112 "Расчеты" не включала нормы, которые могли бы свидетельствовать о принципиальных изменениях в правовом регулировании банковских расчетов. Согласно этой статье безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Формы безналичных расчетов определяются банковскими правилами, установленными в соответствии с законодательными актами. Стороны по договору вправе предусмотреть в нем любую из установленных этими правилами форм расчетов. Расчеты наличными деньгами производятся в порядке, установленном в соответствии с законодательными актами.

     Новый этап в правовом регулировании банковских расчетов наступил лишь с принятием  нового ГК (части второй), включающего  в свое содержание отдельную главу (гл. 46 "Расчеты", ст. ст. 861 - 885), полностью посвященную правовому регулированию банковских расчетов.

 

      1.3. Нормативная  база, регулирующая  расчетные и кредитные обязательства.

     В настоящее время не существует специально созданного, сколь-нибудь кодифицированного банковского законодательства, и тем более кредитного законодательства, но выделить нормативно-правовые акты, регулирующие расчетно-кредитные отношения полностью или в части, представляется возможным.

     В целях установления системы законодательства, регулирующего расчетно-кредитные отношения, буду придерживаться традиционной системы нормативно-правовых актов, построенной по иерархическому признаку. Первую ступень в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, прямым действием, а также применяющаяся на всей территории РФ. Кроме этого, все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции40, не должны противоречить Конституции РФ.

     Вторая  ступень принадлежит Федеральным законам, которые принимаются в соответствии с Конституцией и регулируют многообразные и сложные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Применительно к кредитным отношениям особое место занимают акты Центрального банка РФ. Указанные акты располагаются в иерархии нормативно-правовых актов обособленно, поэтому они будут рассмотрены отдельно в этом параграфе. На следующей ступени - носящие подзаконный характер Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

     Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, то есть министерств и ведомств, также применяются в сфере  регулирования кредитных отношений  и занимают пятую ступень в  общей иерархии. Кроме этого, нельзя не принимать во внимание различные Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами в сфере регулирования финансовых, экономических, банковских, и в частности - кредитных отношений, поэтому такие Соглашения будут частично рассмотрены здесь.

     Также, в части регулирования расчетно-кредитных отношений, в некоторых случаях применяются обычаи делового оборота, которые наряду с вышеперечисленными актами являются источниками права. В рассматриваемую систему нормативно-правовых актов, возможно включение и локальных актов, определяющих порядок деятельности тех или иных подразделений кредитной организации, а также формы и условия их взаимодействия с клиентами кредитной организации, в том числе при установлении кредитных отношений. Рассмотрим детально нормативно-правовые акты, которые включаются в систему актов, регулирующих кредитные отношения.

     Конституция

     Конституция содержит ряд положений, которые  можно применить к расчетно-кредитным отношениям.

     На  основании ст. 71 Конституции в  ведении Российской Федерации находятся  установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

     В ст. 74 определяется, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

     Ст. 75 посвящена денежной единице РФ - рублю, и определяет, что денежная эмиссия осуществляется исключительно  Центральным банком РФ, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости рубля.

     Кроме этого, на основании ст. 103 Конституции  устанавливает, что Председатель Центрального банка РФ назначается на должность  и освобождается от должности  Государственной Думой Федерального собрания.

     Федеральные законы

  1. Центральным, основным федеральным законом, регулирующим гражданско-правовые отношения, является Гражданский кодекс РФ. Общие положения, регулирующие порядок образования юридических лиц, которыми являются кредитные организации, способы обеспечения обязательств, в частности кредитных, принципы построения договорных отношений и т.д., содержатся в первой части ГК, более детально кредитные отношения отражаются в части второй ГК, гл. 42 которой имеет название "Заем и кредит", а § 2 целиком посвящен кредиту. Нормы гл. 42 устанавливают понятие кредитного договора, условия его заключения, а также взаимоотношения сторон, возникающие при предоставлении кредита. В гл. 46 ГК РФ изложены нормы, относящиеся к расчетным отношениям, общие положения, формы, ответственность сторон и т.д.
  2. Несмотря на то, что ГК РФ устанавливает общие нормы для регулирования отношений между субъектами хозяйственной деятельности, многие отношения должны быть урегулированы более детально. Такую функцию выполняют иные федеральные законы, принимаемые в отрасли банковского законодательства.

     Так, правовой статус, цели деятельности, функции  и полномочия единого и независимого субъекта первого уровня банковской системы РФ - Центрального банка  РФ - определяется Конституцией РФ, а  также Федеральным законом "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"41.

     В соответствии со ст. 56 указанного ФЗ Банк России является органом банковского  регулирования и банковского  надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  и банковскими группами банковского  законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов.

Информация о работе Расчетные и кредитные обязательства: понятия, особенности, классификация