Расчетные и кредитные обязательства: понятия, особенности, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование расчетных и кредитных обязательств, раскрытие основных понятий, относящихся к предмету и объекту данных правоотношений, а также особенностей и их классификации. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия кредитных и расчетных обязательств, показать их особенности и классификацию
Описать историческое положение правового регулирования кредитных и расчетных обязательств, генезис их развития в историческом аспекте правового регулирования и нормативную базу, регулирующую данные отношения
Показать проблемы правового регулирования правоотношений в сфере расчетов и кредитования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические (исторические) положения правового регулирования расчетных и кредитных обязательств. 5
1.1. Понятие, определения, сущность, особенности и правовая природа расчетных и кредитных обязательств. 5
Расчетные обязательства 5
Кредитные обязательства 11
1.2. Генезис развития расчетно-кредитных обязательств в историческом аспекте правового регулирования в отечественном законодательстве. 18
1.3. Нормативная база, регулирующая расчетные и кредитные обязательства. 28
Глава II. Практическая реализация правоотношений в исследуемой сфере 38
2.1. Субъекты правоотношений в исследуемой сфере. 38
Глава III. Проблемы правового регулирования правоотношений в исследуемой сфере – теоретические и практические аспекты 39
3.1. Проблемы практики правоприменения в исследуемой сфере. 39
3.2. Проблемы законодательного регулирования в исследуемой сфере. 41
Заключение 43
Список используемых источников 44

Работа содержит 1 файл

курсовая ГП.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Применительно к кредитным отношениям Банк России может устанавливать обязательные для выполнения кредитными организациями  нормативы, в том числе применительно  к кредитным отношениям и рискам кредитной организации по кредитам, а также предъявлять иные требования к деятельности кредитных организаций.

  1. В качестве одного из основных законов, регулирующих кредитные отношения, можно назвать ФЗ "О банках и банковской деятельности"42.

     Прежде всего, указанный закон среди прочих банковских операций в ст. 5 определяет такую банковскую операцию, как размещение денежных средств от своего имени и за свой счет, что выражается фактически в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам.

     Кроме этого, указанный закон определяет общие положения и требования к осуществлению деятельности кредитными организациями, видам, порядку осуществления  банковских операций и сделок, требования к уставному капиталу, учредительным  документам, управлению в кредитной организации, порядку регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, требования к кредитным организациям в отношении обязательного резервирования, осуществления защиты интересов клиентов кредитных организаций, обслуживания клиентов, а также взаимоотношения между кредитными организациями и общие положения о бухгалтерском учете в кредитных организациях.

  1. Иные федеральные законы также регулируют взаимоотношения, возникающие в процессе осуществления кредитной организацией и заемщиком, однако эти федеральные законы можно отнести к регулированию кредитных отношений только косвенно. К таким федеральным законом можно отнести:
    • ФЗ "Об акционерных обществах"43- в части одобрения заемщиком совершения крупных сделок, в том числе займа, кредита, залога, поручительства или нескольких взаимосвязанных сделок;
    • ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"44- в части государственного регулирования, процедуры и регистрации ипотеки, как способа обеспечения кредитного обязательства;
    • ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"45- в части предоставления кредитов в иностранной валюте и кредитных взаимоотношений между резидентами РФ и нерезидентами;
    • ФЗ "Об исполнительном производстве"46- в части осуществления принудительного исполнения обязательств должников перед кредиторами, в том числе должников по кредитным обязательствам;
    • ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"47- в части регулирования такого способа обеспечения кредитных обязательств, как предоставления в залог драгоценных металлов и драгоценных камней.

     Помимо  приведенных выше федеральных законов  отношения, возникающие в процессе взаимодействия сторон по поводу осуществления  кредитования, регулируются иными федеральными законами.

     Нормативно-правовые акты Центрального банка

     Система органов исполнительной власти установлена в Указе Президента "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"48. ЦБ РФ не включен в состав таких органов, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.

     Таким образом, акты Центрального банка РФ также нельзя отнести к актам  органов исполнительной власти, так  как они занимают обособленное место в иерархии нормативно-правовых актов.

     В соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном  банке РФ": Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и  инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:

     Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)49, определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.

     Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами50, регулирующее порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по кредитным договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России.

     Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ51, устанавливающее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.

     Инструкция  о порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации  кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций52, устанавливающая порядок регистрации кредитной организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации, получения лицензий на осуществление банковских операций, внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации.

     До  формальной отмены продолжают действовать  некоторые акты Государственного банка  СССР, например, Инструктивные указания "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат"53, причем согласно Указанию ЦБ РФ сами Правила утратили силу54.

     Кроме этого, в настоящее время действует  Инструкция "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР"55, которая устанавливает порядок и требования к открытию счетов различным юридическим лицам в кредитных организациях, а также процедуру переоформления и закрытия счетов. Указанная Инструкция применяется в части, не противоречащей Указанию ЦБ РФ "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати"56.

     Указы Президента

     Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии  непротиворечия федеральным законам  РФ.

     Среди актов Президента, регулирующих кредитные  отношения, можно выделить Указ "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам"57. Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.

     Также, можно привести и Указ "Вопросы  Управления делами Президента РФ"58, который среди функций Управления делами выделяет заключение в порядке, установленном законодательством РФ, договоров займа (кредитных договоров), а также организация их заключения подведомственными ему организациями.

     Указ "О совершенствовании работы банковской системы РФ"59 устанавливает некоторые общие положения в целях сдерживания инфляции и повышения эффективности работы банковской системы, защиты интересов вкладчиков банка, в том числе принципы взаимодействия ЦБ РФ и Правительства РФ для целей осуществления согласованных мер по реализации кредитно-денежной политики.

     Акты  Правительства

     Постановления Правительства чаще всего носят  адресный характер и применяются  относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты Правительства РФ:

     Постановление "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов"60, устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

     В отношении получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов  по кредитам, полученным организациями различных отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами.

     В частности, такие правила устанавливаются  применительно к организациям легкой и текстильной промышленности61, сельскохозяйственным производителям, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации62 и иных организаций.

     Кроме этого, ЦБ РФ совместно с Правительством РФ в конце 1998 г. приняли уникальный в своем роде обобщающий документ об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г.63, тем самым осуществив функции определения денежно-кредитной политики государства. В указанном документе был проведен обзор ситуации в банковском секторе в 1998 г., определено использование таких инструментов, как установление обязательных резервных требований, рефинансирование банков, осуществление депозитных операций, и установление процентной политики по операциям Банка России, а также были определены условия проведения и цели денежно-кредитной политики на 1999 г.

     Акты  министерств и  ведомств

     Нормативные акты федеральных министерств и  ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом, они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

     В качестве примера актов, принятых в сфере регулирования кредитных отношений, можно привести:

  • Письмо Минфина РФ от 03.11.1992 г. № 101 "О порядке корректировки ставок за пользование государственных кредитом на пополнение оборотных средств";
  • Письмо Минфина РФ от 23.04.1993 г. № 51 "Об изменении порядка расчетов за пользование целевым государственным кредитом на пополнение оборотных средств";
  • Письмо Минфина РФ от 18.06.1996 г. № 313 "Об установлении единой процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков под поручительства Минфина России";
  • Письмо Минфина РФ от 22.09.2003 г. № 15-05-29 / 1018 "О валютных операциях между резидентами по выдаче коммерческих кредитов и займов в иностранной валюте;
  • Приказ Минсельходпрода РФ и Минфина РФ "Об утверждении типового договора о предоставлении средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса в 2000 г."64.

     Международные Соглашения

     Среди международных актов, регулирующих расчетно-кредитные отношения, можно выделить:

     Соглашение стран СНГ "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства"65. Указанное Соглашение определяет осуществление расчетов в соответствии с международной торговой и банковской практикой, и порядок регулирования денежно-кредитной политики в государствах рублевой зоны, а также государствами, не входящими в рублевую зону.

     Одним из основных международных документов является Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка "О порядке и правилах совершения межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ"66. Данное Соглашение определяет вид и принципы осуществления различных банковских операций и других сделок, осуществляемым Межгосударственным банком на территории РФ, порядок осуществления инвестиционной деятельности, финансовых процедур, расчетов и взаимодействия с ЦБ РФ, создание и организация работы филиалов и представительств Межгосударственного банка, а также надзор и регулирование деятельности указанного банка.

     Между ЦБ РФ и национальными банками  различных государств были подписаны  соглашения об организации расчетов, в которых одним из полномочий банков-участников соглашений является взаимное кредитование в национальных валютах и в свободно конвертируемых валютах в соответствии с принятой международной банковской практикой и законами, действующими на территориях банков-участников соглашений. Это позволяет отдельным кредитным организациям различных государств организовывать корреспондентские отношения для обеспечения интересов своих клиентов. В качестве примера можно привести Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь67, между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана68, ЦБ РФ и Банком Латвии69, а также иные соглашения.

Информация о работе Расчетные и кредитные обязательства: понятия, особенности, классификация