Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:04, дипломная работа
Гражданское право – это одна из отраслей права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих имущественные (в товарно-денежной форме) и некоторые личные неимущественные отношения равноправных и самостоятельных субъектов.
Гражданское право занимает центральное место среди отраслей, регулирующих имущественные отношения.
Под имущественной самостоятельностью участников гражданского оборота понимается их имущественная обособленность друг от друга, позволяющая им принимать самостоятельные решения об участии в соответствующих имущественных отношениях (вещно-правовых, обязательственных, корпоративных и т.д.). Указанная обособленность выражается в наличии у участников правового титула на принадлежащее им имущество права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления и других вещных прав. Имущественная обособленность может обеспечиваться обязательственными правами, позволяющими распоряжаться соответствующим имуществом, например правами, вытекающими из договора аренды при сдаче арендуемой вещи в субаренду, или правами залогодержателя, реализующим в установленном порядке вещи, находящиеся в залоге, при невозврате должником взятого им в банке кредита.
Имущественная самостоятельность участников имущественных отношений является экономической основой при отнесении законодателем отношений к предмету гражданского права.
В число таких отношений входят и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (ст.2 ГК).
В законе исчерпывающе определяются признаки понятия предпринимательской деятельности. Предпринимательской считается деятельность: 1) являющаяся самостоятельным видом деятельности, 2)осуществляемая на риск предпринимателя, 3) направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, 4) осуществляемая зарегистрированными в качестве предпринимателя лицами в установленном законом порядке.
Вербальное включение в предмет гражданского права отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, обусловлено общими тенденциями, происходящими в мире. Речь идет о необходимости повышения эффективности воздействия правовых норм на имущественные отношения в странах с рыночной экономикой. В странах с романо-германской системой права этот процесс получил название коммерциализации гражданского права. Дуалистическая система частного права с гражданскими и торговыми кодексами стала уступать место унифицированному гражданскому законодательству.
Отношения, связанные с деятельностью предпринимателей, регулируются общими нормами гражданского законодательства, за исключением случаев, указанных в законе.
Таких специальных правовых норм в ГК РФ немного. К их числу, например, относятся ст.322 о солидарных обязательствах, ст.401 об основаниях ответственности. Из 26 договоров, поименованных в ГК, только договор коммерческой концессии применяется исключительно в сфере предпринимательской деятельности и один договор – договор дарения – не допускается в отношениях между коммерческими организациями.
Переход России к обществу с рыночной экономикой потребовал от законодательства не просто расширения сферы действия гражданского права в регулировании имущественных отношений, но, что не менее важно, формирования новой рыночной концепции гражданского права.
В Гражданском кодексе РФ отсутствуют какие-либо нормы, связанные с плановой экономикой, основанной на монопольном положении государственной собственности и иных формах общественной собственности, плановом договоре и других атрибутах социалистического способа производства. Вместо них в ГК ключевое положение заняли нормы о праве частной собственности (принцип неприкосновенности частной собственности), включая право собственности на землю и жилые помещения, хозяйственных товариществах и обществах, свободе договора и т.п. Расширение сферы действия гражданского права коснулось не только включения в число объектов гражданского права новых видов вещей и имущественных прав, но и изменения сущности правового регулирования общественных отношений. Если при социализме гражданское право регулировало внешние отношения между субъектами гражданского права (исключение составляли отношения с участием граждан, связанные с определением их дееспособности), то современное гражданское право включило в свою орбиту и отношения, существующие внутри отдельных видов юридических лиц. Прежде всего речь идет о хозяйственных товариществах и обществах, отношения в которых имеют коммерциализированный характер и основаны на гражданском договоре и действии учредительных документов, создаваемых по соглашению между их участниками.
Вторую группу отношений, регулируемых гражданским правом, составляют личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (п.1 ст.2 ГК). Это – отношения нематериального характера, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности людей в сфере науки, литературы, искусства, информатики, производства и обращения товаров, иных сфер жизнедеятельности общества и государства.
Третью группу отношений, входящих в предмет гражданского права, составляют отношения по поводу личных неимущественных прав (нематериальных благ) и свобод человека, которые, как правило, неотчуждаемы от личности их владельца (п.2 ст.2 ГК). Данные отношения не связаны непосредственно с имущественными отношениями, хотя в случаях, предусмотренных законом, их объекты могут подлежать денежной компенсации. Так, согласно ст.151 ГК, при причинении человеку морального вреда, связанного с нарушением нематериального блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п.2 ст.2 ГК неотчуждаемые права и свободы граждан, другие нематериальные блага граждан защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Было бы неправильным, однако, ограничивать сферу воздействия гражданского права на рассматриваемые отношения лишь осуществлением защиты, понимаемой в узком смысле этого слова, то есть в случае их нарушения. Как правильно отмечается в юридической литературе, регулирующая функция гражданского права распространяется и на данные отношения, правда не столь развернуто, как применительно к имущественным и личным неимущественным отношениям, связанным с имущественными отношениями[18].
Принадлежность рассматриваемых отношений к предмету гражданского права основывается на принципах равенства всех граждан перед законом и, как следствие, равенства по отношению друг к другу, автономии воли и их самостоятельности в принятии решений, касающихся осуществления и защиты принадлежащих им прав и свобод.
В ГК определяются и основные виды отношений, составляющих предмет гражданского права. Это – отношения о положении участников в имущественных и неимущественных отношениях, формах их имущественной обособленности, об исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), о гражданском обороте, о переходе имущества по наследству, об отношениях, регламентируемых международным частным правом.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. На равных основаниях с ними в отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Под гражданами в данном случае понимаются российские граждане, а под юридическими лицами – юридические лица, учрежденные в России.
Законодатель допускает также участие в отношениях, составляющих предмет российского гражданского права, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.1 ст.2 ГК).
Гражданское право отграничивается от других ветвей российского права. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, составляют подавляющую часть имущественных отношений в сфере действия права. Отдельные виды имущественных отношений регулируются нормами других ветвей права: административного, налогового, трудового. Не названные в данном перечне права – уголовное и процессуальное – по своей сущности и назначению вообще не призваны регулировать имущественные отношения. Уголовное право предназначено для борьбы с преступлениями, в том числе совершаемыми в имущественной сфере; процессуальное право – для защиты нарушенных и оспариваемых прав граждан, организаций, государства и муниципальных образований методами государственного (общественного) властвования.
Отграничение гражданского права от комплексных правовых образований (земельного, природоресурсного, энергетического, транспортного, банковского права и других образований) вообще не имеет под собой каких-либо разумных оснований. Указанные образования находятся в ином структурном подразделении системы российского права, и к тому же в них в качестве основного звена наряду с нормами других ветвей права присутствуют нормы гражданского права.
Отграничение же гражданского права от административного, налогового и трудового права проводится по одному основанию. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется (п.3 ст.2 ГК). Гражданское право регулирует так называемые горизонтальные имущественные отношения; другие названные ветви права – вертикальные имущественные отношения в период их существования. Что касается возникновения вертикальных отношений, то они на стадии создания могут возникать и по договору между равноправными участниками, например, по трудовому договору. И наоборот, сторона, находящаяся в административном подчинении другой стороны, может заключать с ней договор, в котором ее субъективные права и обязанности будут иметь гражданско-правовой, а не административно-правовой характер.
Под методом гражданского права понимается способ воздействия норм права на отношения, регулируемые гражданским законодательством. По содержанию и общей направленности метод гражданского права является предметно-координационным, отражающим специфику модельного гражданского правоотношения, закрепленного в нормах права.
Наиболее характерные черты гражданско-правового метода сводятся к следующему.
Данный метод является единым (целостным) общим способом правового регулирования имущественных и неимущественных отношений. Отдельные его проявления (юридическое равенство сторон, дозволительный характер гражданско-правовых норм и т.п.) находятся в ряду производных величин (свойств) от предметно-координационной сущности метода гражданского права, входя в его содержание в качестве составных частей.
На данном основании невозможно согласиться с мнением Н.Д.Егорова о том, что однопорядковым методом гражданского права выступает лишь юридическое равенство сторон[19]. При подобном подходе общее понятие метода подменяется его единичным проявлением.
Нельзя признать обоснованной и теорию полиэлементной конструкции метода гражданского права, распространенной в юридической литературе. В соответствии с данной теорией метод гражданского права состоит из совокупности способов воздействия гражданского законодательства на регулируемые им общественные отношения (юридическое равенство сторон, правонаделение, правовая диспозитивность норм, правовая инициатива и т.д.)[20]. Подобный подход к понятию метода гражданского права размывает его единую структуру и по существу относится к характеристике формы гражданско-правового регулирования отношений, но не метода как такового.
Содержание предметно-координационного метода предопределяется особенностями предмета гражданского права. Метод имеет производный характер от предмета гражданского права. Отсюда проистекает и его название.
Включение в название метода гражданского права координационного элемента объясняется, во-первых, его функцией по координации поведения участников гражданского правоотношения и, во-вторых, необходимостью координации субъективных прав и обязанностей участников гражданского правоотношения с нормами объективного права.
В первом случае координация обеспечивается на уровне соблюдения положений закона о юридическом равенстве участников правоотношения на всех стадиях его существования, начиная от возникновения и кончая прекращением, включая возможность обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав участников правоотношения.
Во втором случае координация выражается в определении степени свободы участников правоотношения, касающейся установления и осуществления ими субъективных прав и обязанностей. Подобного рода координация проводится в форме даваемого законодателем дозволения участникам соответствующего правоотношения самим устанавливать данные права и обязанности главным образом через посредство диспозитивных норм права. Вместе с тем, как справедливо отмечается в научной литературе, гипертрофия диспозитивных правовых норм имеет свои плюсы и минусы и потому не является безусловным достоинством законодателя[21].
Поэтому указанный элемент в содержании метода гражданского права не может иметь доминирующего значения. Он и не является таковым в российском законодательстве. Так, в первой и второй частях ГК в составе норм, регулирующих отдельные виды договоров, насчитывается 1600 императивных и только 200 диспозитивных норм права.
Рассматриваемая координация должна идти в числе прочих способов ее осуществления по пути совершенствования структуры и содержания императивных правовых норм, которые продолжают быть доминирующими нормами в гражданском законодательстве. Данные нормы по содержанию не должны быть чрезмерно жесткими, какими они являются в настоящее время. Там, где это возможно, необходимо включать в их содержание условия, позволяющие участникам правоотношения, а в случае передачи спора на рассмотрение суда (арбитража) и суду (арбитражу) учитывать особенности каждого конкретного правоотношения.
Указанный процесс совершенствования императивных правовых норм уже имеет место. В качестве примера можно сослаться на ст.1149 ГК о праве на обязательную долю в наследстве. В п.4 этой статьи включена императивная норма, предоставляющая суду возможность уменьшить размер обязательной доли или вообще отказывать в ее присуждении с учетом определения имущественного положения наследников, имеющих право на обязательную долю. По существу речь идет о российском варианте введения в действующее право элементов права справедливости[22].