Принципы гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Гражданское право – это одна из отраслей права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих имущественные (в товарно-денежной форме) и некоторые личные неимущественные отношения равноправных и самостоятельных субъектов.
Гражданское право занимает центральное место среди отраслей, регулирующих имущественные отношения.

Работа содержит 1 файл

Принципы гражданского права.doc

— 340.50 Кб (Скачать)
r"> 

 

              Ст.74 Конституции РФ устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2).

              Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установлением единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.

              Помимо обеспечения единства экономического пространства в федеративном государстве гарантии, установленные ч.1 ст.74 Конституции РФ, призваны обеспечивать свободное развитие рыночной экономики на всей территории России. Исходя из этого, Конституция РФ предусмотрела принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

              В соответствии с законодательством РФ конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В свою очередь монополистическая деятельность – это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью[35].

Конкуренция между субъектами экономической деятельности стимулирует развитие экономики, появление новых технологий, востребованность производимых товаров, работ и услуг как на локальном (внутри данного государства), так и глобальном (международном) рынке.

В условиях рыночной экономики поддержка конкуренции и недопущение монополистической деятельности являются важнейшими функциями государства, призванными обеспечить эффективное функционирование рынка. Свободная конкуренция – важнейшее условие свободы экономической деятельности. Антимонопольное законодательство начало формироваться в экономически развитых странах еще в середине XIX века. Законодательство России в сфере защиты конкуренции еще находится в стадии становления. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Свобода экономической деятельности может рассматриваться в нескольких аспектах. Прежде всего это свобода выбора вида экономической деятельности, в частности определение для каждого человека, быть ему предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой экономической деятельностью. В случае, когда принято решение об осуществлении предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности проявляется в свободе выбора формы такой деятельности (индивидуально или совместно с иными лицами путем создания юридического лица) и сферы, в которой будет вестись предпринимательская деятельность[36].

Кроме того, свобода экономической деятельности может проявляться как свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав, свобода договора и т.д.

Конституция РФ широко использует термин «экономическая деятельность», не раскрывая при этом его содержания. Перечень видов экономической деятельности устанавливается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)[37]. При этом в классификаторе отмечается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Иными словами, экономическая деятельность – это деятельность по созданию общественно полезного продукта.

Вместе с тем следует иметь в виду, что свобода экономической деятельности не является абсолютной. Она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ). Так, например, ограничениями свободы экономической деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и лицензирование.

Перечисленные принципы развиваются и дополняются как в актах Конституционного Суда России, так и в действующем законодательстве РФ. Так, выделяются принципы справедливости, стабильности гражданского оборота, добросовестности и т.д.

В том числе принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации нашел свое отражение и в ГК РФ.

Согласно п.1 ч.3 ст. Гражданского кодекса РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Так, например ст.11 Федерального конституционного закона РФ от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[38] Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений, в том числе, установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

То есть, законом предусмотрено временное ограничение, заключающееся в установлении ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Данную меру необходимо применять только в отдельных случаях, например с целью избежания попадания каких-либо товаров двойного назначения, финансовых средств террористическим, экстремистским группировкам, незаконным вооруженным формированиям либо с целью нераспространения вместе с товарами каких-либо инфекций, опасных химических, биологических веществ, радиации[39].

Во всех случаях желательно вводить ограничения на поставку на территорию и реализацию населению, где введено чрезвычайное положение, спиртных напитков и пива, так как их свободная продажа может повлечь возникновение массовых беспорядков.

 

 

Глава 3. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

§1. Принцип равенства участников регулируемых отношений

 

 

              Под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юридическое (но не экономическое) равенство по отношению друг к другу, символизирующее наличие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином юридическом соподчинении.

              Данный принцип означает, что ни один из субъектов гражданских правоотношений не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами гражданского права.

              Как видится, появление данного принципа связано с либертарной концепцией правопонимания, разработанной академиком В.С.Нерсесянцем. Данная концепция представляет собой наиболее последовательную версию философского типа правопонимания, имеющего давнюю традицию в политико-правовой мысли. Суть философского правопонимания состоит в различении сущности права (то есть объективного свойства права, выражающего его специфику) и правового явления (то есть внешнего проявления данной сущности в социальной реальности)[40].

В рамках либертарной концепции под сущностью права понимается формальное равенство, раскрываемое как единство трех составляющих: всеобщей равной меры регуляции общественных отношений, свободы и справедливости.

Принцип формального равенства включает в себя все многогранные проявления равенства в отношениях между субъектами права: и равенство перед законом и судом (имея в виду, что это правовой закон и справедливый суд), и надлежащую координацию прав и обязанностей субъектов права, и соразмерность вины и ответственности и т.д.

В конечном итоге принцип правового равенства означает отсутствие привилегий и дискриминаций людей в сфере правового общения.

Такое понимание сущности права может выступать в качестве эффективно работающего, понятного и доступного для любого члена общества эмпирического критерия оценки закона и практики его применения.

Одним из опорных моментов этой концепции является положение о внутренней взаимосвязи между категориями свободы и формального равенства, согласно которому «люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы»[41]. Ведь если между людьми нет равенства, то отношения между ними строятся не по принципу их свободы и независимости друг от друга, а на началах господства и подчинения, то есть произвола со стороны сильного против слабого.

Таким образом, формальное правовое равенство предстает как равенство в свободе, а право – как единственно возможная в общественной жизни форма бытия и выражения свободы. Дозволения и запреты, которыми право отмеряет и оформляет свободу в человеческих отношениях, «представляют собой нормативную структуру и оформленность свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического прогресса». В этом смысле система права – это, по словам Гегеля, - царство реализованной свободы, а само право, по характеристике В.С.Нерсесянца, - это «равная мера свободы». Право, согласно В.С.Нерсесянцу, выражает свободу людей именно потому, что говорит и действует языком и мерами равенства. Резюмируя суть своего подхода к праву, он использует также формулу «право – математика свободы»[42].

В либертарной концепции правопонимания именно сущность права, выраженная через принцип формального равенства, служит критерием правового характера закона: позитивное право является правом лишь в той мере, в какой в нем нашло свое отражение формальное равенство участников регулируемых отношений, в какой оно соответствует требованиям свободы и справедливости. Аналогичным образом и нормы естественного права по сути своей являются правом лишь в том случае, когда в них получает выражение принцип формального равенства. При этом, сторонники либертарной концепции правопонимания исходят из того, что в современном государстве право выражено именно в законе[43].

Одним из проявлений исследуемого принципа равенства участников регулируемых отношений является то, что нормы права распространяются на отношения с участием граждан и на отношения с участием организаций, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

              Вступая в гражданские правоотношения, указанные субъекты не могут пользоваться теми властными полномочиями, которыми они обладают как соответствующие публичные образования.

              Равенство участников гражданских отношений выражается в признании за всеми гражданами равной правоспособности (ст.17 ГК), а за всеми юридическими лицами – правоспособности, соответствующей целям их деятельности (ст.49 ГК). Недопустимо наделение одного из участников гражданских правоотношений властными полномочиями в отношении другого. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п.1 ст.124 ГК).

Принцип равенства участников гражданских правоотношений, помимо его закрепления в общей форме в п.1 ст.1, повторен в п.1 ст.2 ГК и специально упоминается во многих последующих статьях ГК, когда речь идет об институтах, где существует повышенная опасность нарушения этого принципа (бытовой подряд – п.1 ст.731, строительный подряд – п.1 ст.748, перевозка – п.1 ст.789, банковский счет – п.3 ст. 845).

Равенство участников гражданских правоотношений не исключает различий в объеме и содержании принадлежащих им субъективных гражданских прав. Такие различия неизбежны в силу разных имущественных возможностей отдельных субъектов гражданского права, вследствие степени их образования и способностей, а также различия их жизненных и хозяйственных интересов[44].

              В силу принципа равенства всех субъектов гражданского права РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не могут использовать свои свойства суверенитета и иммунитета, когда вступают в гражданские правоотношения. Если отдельные нормы гражданского законодательства нарушают данный принцип, они не должны применяться.

              Так, Конституционный Суд РФ признал несоответствующим Конституции РФ[45] положение абз.3 п.2 ст.77 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку оно позволяет внешнему управляющему в одностороннем порядке расторгнуть договоры должника на том лишь основании, что они заключены на срок свыше одного года[46].

Не должны противоречить рассматриваемому принципу и нормативные акты иной отраслевой принадлежности, что, к сожалению, имеет место.

Так, в нарушение принципа равенства субъектов гражданского права местного самоуправления, закрепив иммунитет государственного бюджета, предоставляет неоправданные преимущества РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям перед другими субъектами гражданского права.

Информация о работе Принципы гражданского права