Правовое положение туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, т.к. «…возвышался тот, кто был в Константинополе». К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство).1

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 86.50 Кб (Скачать)
 
  1. поручить  оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя  возмещения понесенных расходов;
 
  1. потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
 
  1. расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать  полного возмещения убытков, причиненных  туристу в связи с нарушением сроков начала и окончания путешествия. Убытки должны быть возмещены в течение 10 дней после предъявления соответствующего требования туристом. За нарушение данного срока ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойку в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки).38
 

    Цена  оказанной услуги, возвращаемая при  расторжении договора, а также  учитываемая при уменьшении цены оказанной услуги, рассчитывается исходя из цены услуги на день удовлетворения требования о расторжении договора (в случае повышения цены). А в  случае снижения цены на оказанную  услугу - на день приобретения путевки.

    Ульяновская городская общественная организация  «Центр по защите прав потребителей»  обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Иншаковой Е.И., Иншакова С.В., Иншаковой С.С., Остробородова И.В., Остробородовой Н.А. к ООО «Пегас Самара», ООО «Туристическое агентство «Вояж» о защите прав потребителей, в котором просила взыскать с ООО «Пегас Самара» стоимость туристского продукта по договорам купли-продажи туристических услуг в размере 198 326 руб. 25 коп.;

    взыскать  с ООО «ТА «Вояж» стоимость  услуг ООО «Туристическое агентство  «Вояж» в размере 19 619 руб. 75 коп.;

    взыскать  с ООО «Пегас Самара» и ООО  «ТА «Вояж» неустойку в размере 3% от стоимости по договору за каждый день просрочки возврата суммы, уплаченной по договору, начиная с 02.01.2011 г. до момента  вынесения решения суда 198 326 руб. 25 коп.  и 19 619 руб. 75 коп. соответственно;

    взыскать  расходы на оплату юридических услуг в сумме 2000 руб.;

    взыскать  компенсацию морального вреда с  ООО «ТА «Вояж»  в размере 50 000 руб., с ООО «Пегас Самара» - 100 000 руб.;

    взыскать  за несоблюдение в добровольном порядке  удовлетворения требований потребителя  штраф в бюджет в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя;

    Требования  мотивировала тем, что  22.10.2010 г. между  Иншаковой Е.И.  и ООО «ТА «Вояж» заключены договоры на приобретение туристских услуг — туров в Египет, город Шарм-Эль-Шейх. Срок поездки: с 29.12.2010 по 07.01.2011  Размещение: отель Sultan Garden 5*. Стоимость путевок: 109506 руб. + 108440 руб. = 217946 руб. В ноябре 2010 г.  посредством СМИ потребителям туристских услуг стало известно, что в Египте сложилась экстремально опасная ситуация для жизни и здоровья туристов: было зафиксировано пять случаев нападений акул на отдыхающих. Доступ в море был закрыт. Учитывая цели тура (увидеть египетское море и искупаться в нем всей семьей), крайне опасную ситуацию с акулами, потребители 13.12.2010 обратились к ответчикам с претензией, в которой просили вернуть стоимость туристского продукта по договорам на приобретение туристских услуг в размере 217 946 рублей.  В ответ на претензию от 22.12.2010  ООО «ТА «Вояж» сообщило, что готово вернуть комиссионное вознаграждение в полном объеме, однако  до настоящего времени   этого  не   сделало.    ООО   «Пегас   Самара»   сообщило,   что  аннулировало  туры потребителей, но возвращать деньги отказалось.

    В кассационной жалобе ООО «Пегас Самара», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. В жалобе указывает, что  суд необоснованно применил положения статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности»,  поскольку уполномоченный орган  Российской Федерации не выносил  решение о  запрете на выезд  в Египет. Считает, что потребители  сами приняли решение об отказе от поездки, поэтому должны исполнить  свои обязательства по договору и  оплатить фактически понесенные ответчиками  расходы, связанные с забронированными туруслугами.

    Иск   Ульяновской городской общественной организации   «Центр по защите  прав  потребителей», поданный в  интересах  Иншаковой   Е. И., Иншакова  С. В., Иншаковой  С.С., Остробородова  И.  В., Остробородовой  Н. А. удовлетворить в части.

    Взыскать  с  общества с ограниченной ответственностью  «Пегас Самара» в  пользу Иншаковой  Е.И. стоимость   туристского продукта- 198 326  руб. 25 коп.,  неустойку – 15 000  рублей,  компенсацию морального вреда 5000 рублей, стоимость юридических услуг 1802 руб.,  пошлину в доход местного бюджета 5533 руб. 26 коп., штраф  в  доход местного  бюджета  в размере 109163  руб. 12  коп.,  из которого  50 %  (54581 руб.  56 коп.)  взыскать   в пользу  Ульяновской городской   общественной   организации «Центр  по  защите  прав  потребителей».

    Взыскать  с   общества с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство «Вояж» в  пользу  Иншаковой     Е. И.   агентское вознаграждение  19 619  руб. 75  коп.,   неустойку 3000  рублей,  компенсацию морального вреда 1500 рублей,  стоимость юридических услуг 198 рублей, пошлину в доход   местного бюджета в размере 1078  руб.  59 коп.,   штраф в    доход местного  бюджета в размере 12059  руб. 87  коп., из которого  50 %  (6029 руб. 93 коп.)  взыскать  в пользу  Ульяновского городской общественной организации   «Центр  по  защите  прав  потребителей».

    В удовлетворении остальной части  иска отказать.39

     При расторжении договора об оказании услуги, если исполнитель своевременно не приступил  к ее оказанию, турфирма не вправе требовать  возмещения своих затрат, произведенных  в процессе оказания услуги, а также  платы за уже оказанную услугу. Фирма не может удержать с туриста  при расторжении договора свои расходы  на получение визы на туриста, приобретение на его имя авиабилетов и т.п. Это относится и к расходам, произведенным фирмой непосредственно  в стране временного пребывания туристов.

     Статья 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»  предусматривает взыскание с  турфирмы за нарушение установленных  сроков начала и окончания оказания услуги или назначенных туристом новых сроков за каждый день просрочки  неустойку в размере 3% цены путевки (но не более цены путевки). Если исполнителем были нарушены установленные сроки  начала и окончания оказания услуги, неустойка взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма не может превышать общую цену заказа.

     Законодательством о защите прав потребителей предусматривается  ответственность турфирмы за обнаруженные туристом недостатки в выполненной  работе. Недостаток - несоответствие услуги стандарту, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям к  качеству услуги. Существенным недостатком является тот, который делает невозможным или недопустимым использование услуги в соответствии с ее целевым назначением, либо который не может быть устранен либо делает результат услуги иным, чем предусмотрено договором, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. В силу ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» обнаружение в уже оказанной услуге недостатков дает право туристу по своему выбору требовать: 

  • безвозмездного  устранения недостатков оказанной  услуги. Предположим, туриста поселили в отель худшей категории, так  как в отеле, предусмотренном  договором, не оказалось свободных  мест. Фирма должна за свой счет переселить туриста в другой отель. Если же турист был вынужден сам оплатить свое проживание, то турфирма обязана компенсировать его затраты;
 
  • соответствующего  уменьшения цены оказанной услуги. Например, туристу пришлось проживать  в отеле более низкой категории  либо какие-то из оплаченных экскурсий  не состоялись - фирма обязана вернуть  разницу в стоимости;
 
  • возмещения  понесенных расходов по устранению недостатков  оказанной услуги своими силами или  третьими лицами.
 

     Обнаружение существенного недостатка в уже  оказанной услуге или существенного  отступления от условий договора дает туристу право расторжения договора и возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги. Эти убытки также должны быть возмещены в 10-дневный срок с момента предъявления соответствующего требования туриста. За нарушение этого срока предусматривается взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойки в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки).

     Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит каких-либо изъятий из общих  правил начисления и взыскания неустойки; суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.

     Закон также предусматривает, что, если в  результате исполнения договора, ущемляющего  права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Кроме этого, при  вынесении решения в пользу туриста  суд вправе вынести решение о  взыскании с турфирмы, нарушившей права потребителя (туриста), в федеральный  бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка  удовлетворения требований потребителя (туриста). Пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» говорит о том, что при удовлетворении требований потребителя о защите его прав, закрепленных в Законе РФ «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены исполнителем в добровольном порядке, в каждом случае надлежит обсуждать вопрос о необходимости взыскания штрафа в размере цены иска независимо от того, заявлялось ли такое требование. Суду также дано право снизить размер штрафа.

     Претензии к качеству туристского продукта должны быть предъявлены туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского  продукта и рассмотрены в течение 10 дней с даты получения претензий (пункт 21 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта.

     По  мнению специалистов, для уяснения и правильного решения рассматриваемых  вопросов, которые для нашей правовой доктрины и практики во многом являются новыми, полезно ознакомиться с зарубежным законодательством, доктриной и  практикой в данной области. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое положение туристской деятельности