Правовое положение туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, т.к. «…возвышался тот, кто был в Константинополе». К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство).1

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 86.50 Кб (Скачать)

     Размер  финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности  туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

  • 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;
  • 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма;

Размер  финансового обеспечения вызывал  много споров37. Отдельные авторы пытались увязывать его с реформой миграционного законодательства, с  тем, чтобы Закон создавал некий  барьер на пути фирм, которые под  видом легального въездного туризма  приглашают в страну гастарбайтеров. Другие протестовали против чрезмерно высокого размера обеспечения, плата за предоставление которого ведет к разорению мелких фирм, и т.д.23

     Еще одним из обязательных условий осуществления  туроператорской деятельности является включение туроператора в Единый федеральный реестр туроператоров. Ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма. Законом  подробно регламентируется порядок  внесения сведений о туроператоре в  Реестр и устанавливаются основания отказа во внесении в Реестр таких сведений. В Реестре содержатся сведения о туроператоре (полное и сокращенное наименования; место нахождения и почтовые адреса головного офиса и филиалов туроператора; сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм); сведения об учредителях туроператора и др.), а также размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, а также наименование страховщика (или иного гаранта).

     Между тем заключение туристского договора не совпадает по времени с началом  путешествия. Неотъемлемой частью договора на оказание туристических услуг является путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. Именно в ней содержатся условия путешествия, указана розничная цена туристического продукта.24

     Закон определяет туристскую путевку, во-первых, как "документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта", предусматривающий "конкретные условия  путешествия, розничную цену туристского  продукта" и "являющийся письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора" (ст. 1), а во-вторых, как документ первичного учета туроператора или турагента.

     Еще до вступления в силу Закона об основах  туристской деятельности в российском законодательстве сложилась ситуация, когда туристской путевке была отведена специфическая, причем, по мнению некоторых  авторов, сильно преувеличенная, роль. Такое положение было вызвано  несколькими причинами: во-первых, использование туристской путевки при оказании услуг освобождало туристские организации от уплаты налога на добавленную стоимость (для выездного туризма до 1 июля 1999 г.); во-вторых, туристская путевка, рассматриваемая как бланк строгой отчетности, используется для расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин (письмо Минфина России от 26 марта 1996 г. N 16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности"). Эта ситуация продолжает существовать и сейчас.

     Более того, положения ст. 10 Закона существенно  упрочили роль туристской путевки, ибо  придали ей качество письменного  акцепта оферты туроператора или  турагента (далее - организатор путешествия). Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 438, п. 1 ст. 433 ГК РФ именно путевка, а не иной документ, точнее, подпись туриста в путевке, признаваема моментом заключения договора.

     Придание  и выполнение турпутевкой указанной  функции приводит к однозначному выводу: законодательство о туристской деятельности вынужденно подстроено под  уже сложившуюся в Российской Федерации практику существования  двух документов - путевки и ваучера, образующих в международной практике единое и неделимое целое - ордер  на обслуживание.25

     Каждый  туристический сезон насыщен  историями о россиянах, пострадавших от недобросовестных туристических  компаний. Все эти случаи свидетельствуют  о том, что в стране до сих пор  не разработан и не введен в действие эффективный механизм защиты прав туристов. В качестве одного из выходов из сложившейся ситуации на протяжении последних нескольких лет предлагается введение и юридическое закрепление  института финансового обеспечения. Введение финансовых барьеров необходимо не только с целью защитить туристов, но и с целью ограничить выход на рынок неплатежеспособных и недобросовестных предпринимателей.

     Как показывает зарубежная практика, одним  из наиболее устойчивых и действенных  методов защиты прав потребителей туристских услуг, доказавших свою эффективность, является механизм финансового обеспечения  ответственности туроператоров  перед туристами.

     Финансовое  обеспечение может быть предоставлено  в виде страхового покрытия, предоставленного страховщиком, уполномоченным на осуществление  страховой деятельности в отношениях, регулируемых настоящим законом, или  обязательства осуществить платеж, принятого на себя кредитной организацией, уполномоченной на осуществление соответствующей  деятельности в отношениях, регулируемых настоящим законом.26

     В случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.

     В настоящее время, приобретая полис  на случай возникновения непредвиденных ситуаций во время поездки, турист должен знать, что он заключает договор  добровольного страхования с  конкретной страховой компанией, по условиям которого страховая компания берет на себя обязательства по оплате оказанных ему услуг экстренной помощи при возникновении событий, определенных договором страхования  как страховые случаи.27

     3.2 Права и обязанности  сторон 

     Под подготовкой к путешествию следует  понимать намерение туриста заказать услугу, высказанное конкретной турорганизации, что делает туриста потребителем согласно определению этого понятия в Законе РФ «О защите прав потребителей».

     При подготовке к путешествию, во время  его совершения, включая транзит, турист имеет право на: 

     - необходимую и достоверную информацию  о правилах въезда в страну (место) временного пребывания  и проживания там, об обычаях  местного населения, о религиозных  обрядах, святынях, памятниках природы,  истории, культуры и других  объектах туристского показа, находящихся  под особой охраной, состоянии  окружающей природной среды; 

     - свободу передвижения, свободный  доступ к туристским ресурсам  с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания  ограничительных мер; 

     - обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и  сохранности своего имущества,  беспрепятственное получение неотложной  медицинской помощи; 

     - возмещение убытков и компенсацию  морального вреда в случае  невыполнения условий договора  туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ; 

     - содействие органов власти (органов  местного самоуправления) страны (места)  временного пребывания в получении  правовой и иных видов неотложной  помощи; 

     - беспрепятственный доступ к средствам  связи. 

     Во  время совершения путешествия, включая  транзит, турист обязан: 

     - соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать  ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; 

     - сохранять окружающую природную  среду, бережно относиться к  памятникам природы, истории и  культуры в стране (месте) временного  пребывания; 

     - соблюдать правила въезда в  страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного  пребывания и проживания там,  а также в странах транзитного  проезда; 

     - соблюдать во время путешествия  правила личной безопасности. 

     Отдельным категориям российских туристов государство  в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, предоставляет льготы социального  характера.

     Дополнительные  требования к организации путешествий  лиц с ограниченной дееспособностью  устанавливаются Правительством РФ.

     Турист  имеет право на информацию об обычаях  страны, которую он собирается посетить. Выезжающий турист не обязан обладать специальными знаниями, поэтому турфирма должна предоставить брошюру или  специальный вкладыш с информацией  о правилах пребывания в стране, обычаях местного населения (в том  числе религиозных).

     Турист  имеет право на безопасность. Под  безопасностью понимаются личная безопасность туристов и сохранность их имущества.

     Федеральный орган исполнительной власти в сфере  туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.

     Средства  массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные  органы, незамедлительно и безвозмездно предоставляют федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма  возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов.

     Туроператоры  и турагенты обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.

     Так, например, З. обратилась в суд с  иском к ЗАО "Экипаж-Тур" о  взыскании убытков и компенсации  морального вреда, причиненного ненадлежащим исполнением договора о предоставлении туристических услуг. В обоснование  своих требований истица указала, что  ответчик не предоставил ей обзорную экскурсию, входящую в стоимость  тура и оплаченную ею, Истица просила  взыскать с ответчика сумму уплаченную за обзорную экскурсию 50000 руб.  и компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

     Решением  Тверского районного суда г. Москвы исковые требования истицы были удовлетворены полностью, в ее пользу взыскано 70000 руб. 28

     Туроператоры  и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах.

     В ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности) под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность  их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

     По  нашему мнению, категория "безопасность туризма" более многогранна, чем  указано в Федеральном законе. Ее можно рассматривать как минимум  в двух значениях. В узком смысле безопасность туризма включает в  себя личную безопасность туристов, а  также сохранность их имущества. В широком значении безопасность туризма - это защищенность жизненно важных интересов участников туристского процесса (самодеятельных туристов, потребителей услуг туристской индустрии, предпринимателей туристской индустрии, работников туристской индустрии, социальных общностей (население туристских территорий (районов) и т.д.)) от внутренних и внешних угроз безопасности, а также защищенность окружающей среды от негативных факторов, обусловленных развитием туризма.29

     Туристы, предполагающие совершить путешествие  в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться  повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить  профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

     Оказание  необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными  службами, определяемыми Правительством РФ.

Информация о работе Правовое положение туристской деятельности