Правовое положение туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, т.к. «…возвышался тот, кто был в Константинополе». К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство).1

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 86.50 Кб (Скачать)

     В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает  меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.30

     Если  законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской  помощи лицам, временно находящимся  на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии.

     Личное  страхование обладает большой общественной значимостью, является важнейшим инструментом обеспечения прав и имущественных  интересов личности. Поэтому государство  принимает меры для защиты страхователя. С этой целью в гл. 48 ГК РФ включена норма, устанавливающая, что договор  личного страхования является публичным  договором (ч. 1 ст. 927 ГК РФ). Компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью  в сфере страхования, обязаны  предоставить соответствующие услуги обратившимся к ним лицам.

     Под страхованием выезжающих за рубеж туристов обычно подразумевается добровольное медицинское страхование от внезапного заболевания или телесных повреждений  в результате несчастного случая в стране (месте) временного пребывания. Как правило, объектом такого страхования  являются имущественные интересы страхователя (туриста), связанные с затратами  на оказание медицинских и иных услуг  при возникновении страхового случая.31

     Федеральным законом N 132-ФЗ не предусматривается  обязательное предоставление туристской фирмой страховых полисов туристам, выезжающим в страны, которые не требуют гарантий оплаты медицинских  расходов. Однако несчастный случай или  внезапное заболевание могут  произойти в любой стране, где  турист окажется один на один со своими проблемами. Самое простое решение  проблемы - обязать каждого туриста  одновременно с путевкой приобрести и страховой полис на время путешествия.

     Страховым полисом должны предусматриваться  оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении  страхового случая непосредственно  в стране (месте) временного пребывания.

     Страховой полис оформляется на русском  языке и государственном языке  страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.32

     Перед выездом за рубеж каждому гражданину необходимо также получить заграничный паспорт, визу на въезд в иностранное государство, приобрести билет, пройти регистрацию, таможенный и паспортный контроль. Получение визы и решение всех сопутствующих вопросов – один из самых важных вопросов, которыми должны заниматься турфирмы. При этом должны быть оговорены кратчайшие сроки оформления документов и обязанности сторон, но не всегда турфирма способна все сделать соответствующе.

     Ильин Ю.А обратился с иском в суд, мотивируя тем, что в связи  с несвоевременным информированием  его об отказе в выдаче визы он не имел возможности своевременно заявить  об отказе от договора  о реализации туристического продукта, в связи чем ильин просит взыскать с ответчика ООО «А-Эльдорадо-Тревел» уплаченную по договору стоимость в сумме 53 500,00 рублей, неустойку в сумме 53 500, 00 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 10 000,00  рублей.

           Судом установлено, что между истцом и ответчиком заключился договор №1 от 13.10.2009 на туристическое  обслуживание.  В соответствии с  условиями указанного договора истцу  предоставляется путешествие «По  лучшим местам Франции», в период с 31.10.2009 по 07.11.2009

     Ответчик  ООО «А-Эльдорадо-Тревел» пояснил, что денежные средства от истца получены, организация готова возвратить полученные комиссионные в сумме 3 587,00 рублей, организация отказывается возвратить денежные средства перечисленные на тур так как отказ от тура состоялся менее чем за 5 дней, суд со чел доводы ответчика не состоятельными. Данный вывод основан на том что ответчик не сообщил истцу своевременно об отказе выдачи визы.

     Суд решил Взыскать с «А-Эльдорадо-Тревел» в пользу Ильина Ю.А денежные средства в сумме 51 350,00 рублей, неустойку в сумме 1 000 рублей и компенсацию морального вреда 1 000,00 рублей.33 

     3.3 Ответственность  сторон за нарушение  договора 

     В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в договоре на оказание туристских услуг должна быть закреплена ответственность сторон в случае нарушения условий договора.

     Закон устанавливает ответственность  туроператора перед туристами (заказчиками) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от того, кем должны были оказываться  или оказывались эти услуги. Туроператор  отвечает перед туристами (заказчиками) за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами или иными  российскими нормативными правовыми  актами не установлено, что ответственность  перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона). 

     Смирнов В.В., Смирнова Г.В., Смирнова Н.А., действующая  в своих интересах и в интересах  несовершеннолетнего Смирнова В.В., обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Пегас» о взыскании компенсации морального вреда.

     В обоснование своих требований истцы  указали, что 24.04.2008 между ними и ООО «Туристическое агентство «Блок» был заключен договор на приобретение туристической путевки № *** на отдых в Турции в период с 22 июня по 02 июля 2008 года. В соответствии с приложением к данному договору исполнителем туристических услуг являлось ООО «Пегас». Согласно квитанциям они (истцы) оплатили 73 434 руб. за услуги, входящие в турпродукт.

     Исковые требования Смирнова В. В., Смирновой Н. А., Смирновой Г.В., Смирновой Н. А. в интересах несовершеннолетнего Смирнва В.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Пегас» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

     Взыскать  с общества с ограниченной ответственностью «Пегас» в пользу Смирнова В. В. компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей.

     Взыскать  с общества с ограниченной ответственностью «Пегас» в пользу Смирновой Н. А. компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей.

     Взыскать  с общества с ограниченной ответственностью «Пегас» в пользу Смирновой Н. А., действующей в интересах несовершеннолетнего Смирнова  В. В., компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

     Взыскать  с общества с ограниченной ответственностью «Пегас» в пользу Смирновой Г. В. компенсацию морального вреда в размере 125000 рублей.

     Взыскать  с общества с ограниченной ответственностью «Пегас» в пользу Смирновой Н.А. расходы на перевод документов в сумме 2800 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей.

     Взыскать  с общества с ограниченной ответственностью «Пегас» в доход местного бюджета  государственную пошлину в сумме 200 рублей.34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Следует заметить, что на практике, в большинстве  случаев в договоре турфирмы подробно расписывают ответственность туриста, а свою ответственность ограничивают либо указывают, что фирма несет  ответственность за нарушение обязательств в порядке, предусмотренном действующим  законодательством.

     Как уже было ранее сказано, любой  потребитель, в том числе и  турист, имеет право на то, чтобы  оказываемые услуги не причиняли  вред его здоровью, жизни и имуществу. Вред, причиненный жизни, здоровью или  имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, а также вследствие непредставления достоверной или  полной информации об услуге, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от его вины и независимо от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях.

     Между тем на складывающемся рынке туризма  далеко не все обстоит благополучно. В стране работает несколько тысяч  туристических компаний, однако не все они обладают необходимым опытом, и, как сообщается в печати, в разгар каждого туристического сезона бесследно исчезают вместе с деньгами клиентов по две-три компании, причем с серьезным стажем. Вопросы организации туризма неоднократно поднимались на страницах центральной печати, что свидетельствует об озабоченности нашей общественности положением дел в данной области. Среди негативных причин констатировались недостатки действующего в данной области законодательства, указывалось на наличие у туриста слабой правовой защиты и на длительность разрешения возникающих в этой области судебных споров.35

     Статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»  предусматривает ответственность  турфирмы за ненадлежащую информацию в том случае, если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге или исполнителе  повлекло:

     приобретение  услуги, не обладающей необходимыми потребителю  свойствами. Потребитель вправе расторгнуть  договор и потребовать полного  возмещения убытков. При этом, как подчеркивает Д.М.Сорк, обнаружить, что оказываемая услуга не соответствует предоставленной во время заключения договора информации, турист сможет только на месте, когда отказаться от поездки уже невозможно.36 Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые турист, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

     Следующий вид ответственности - это ответственность  за нарушение сроков оказания услуг. Чаще всего турфирмы уже после  заключения договора переносят сроки начала и окончания путешествия, объясняя это отсутствием билетов на самолет, номеров в гостинице и т.п. Однако согласно закону обязательства должны исполняться в срок, установленный договором.

     Гилязетдинова А.Н. обратилась в суд с иском  к  ООО «КАПИТАЛ ТУР», ООО «Волгатур»,  ООО «Страховая компания «ИННОГАРАНТ» о возмещении убытков, компенсации морального вреда.

     Иск мотивирован тем, что 20.11.2010 года она заключила с ООО «Волгатур» договор о предоставлении услуг по приобретению тура в Болгарию на период с 09.01.2011 по 16.01.2011 года у туроператора ООО «КАПИТАЛ ТУР». Стоимость данной услуги в сумме 71 920 руб. оплачена истицей в полном объеме. Однако впоследствии выяснилось, что в указанный срок тур не состоится в связи с финансовыми затруднениями туроператора ООО «КАПИТАЛ ТУР». Претензии истицы к ответчикам о возмещении стоимости путевки и понесенных убытков оставлены без удовлетворения. В связи с этим истица просила взыскать с ответчиков стоимость путёвки в размере 71 920 руб., компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб., судебные расходы – 3000 руб.

     В кассационной жалобе ООО «Страховая компания «ИННОГАРАНТ» не соглашается  с решением суда. Указывает при  этом, что предусмотренных ст. 40 ГПК  РФ оснований для привлечения  его к участию в деле в качестве соответчика не имелось. ООО «СК «ИННОГАРАНТ» не является стороной по договору оказания туристских услуг, заключенному между истицей и ООО «Капитал Тур», от имени и по поручению которого действовало ООО «Волгатур», хотя является стороной с ООО «Капитал Тур» по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

     Суд исковые требования Гилязетдиновой А.Н.  удовлетворил частично.

     Взыскать  в пользу Гилязетдиновой А. Н.   с общества с ограниченной ответственностью «КАПИТАЛ ТУР» компенсацию морального вреда   10 000 рублей, в возмещение расходов на представителя 500 рублей, с общества с ограниченной ответственностью «Волгатур» 10 950 рублей 40 копеек, в возмещение расходов на представителя 500 рублей, компенсацию морального вреда 2000 рублей, с  общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ИННОГАРАНТ»  60 969 рублей 60 копеек, в возмещение расходов на представителя 2000 рублей.37 

     В случае просрочки турист вправе: 

  1. назначить исполнителю новый срок, в течение  которого исполнитель должен приступить к оказанию услуги и потребовать  уменьшения цены за оказание услуги. Соглашение о переносе срока также должно быть оформлено в письменном виде и подписано двумя сторонами. Чаще всего турфирмы делают исправления  в договоре или путевке и не обязывают туриста подписаться  под исправлениями. Такой перенос  срока будет односторонним изменением условий договора. Как показывает практика, ни одна турфирма при переносе срока путешествия не уменьшает  цену путевки. Вероятнее всего, потому, что турист даже не подозревает о  такой возможности;

Информация о работе Правовое положение туристской деятельности