Правовое положение туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, т.к. «…возвышался тот, кто был в Константинополе». К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство).1

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 86.50 Кб (Скачать)

     Законодательство  о туристской деятельности активно  развивается в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные  законы, регулирующие общественные отношения  в сфере туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке  развития  туризма», «О развитии внутреннего  и въездного туризма» и т.д.). Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации действуют концепции  развития туризма, (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную  перспективу,  а  в 16  регионах  приняты региональные целевые программы  развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного  развития субъектов Российской Федерации.

     К сожалению, действующие нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации  не всегда  регулируют актуальные проблемы развития  регионального  туризма.   Часто региональные законы  создаются по одним и  тем же канонам,  что и Федеральный  закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие.  Первые  - призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации.

     В связи с этим  в целях эффективного  развития регионального туризма  в разрабатываемых субъектами Российской Федерации  нормативных правовых актах  целесообразно отражать  следующие  актуальные вопросы правового  регулирования туризма:

     определения и поддержки в субъекте Российской Федерации приоритетных направлений  туристской деятельности;

     защиты  прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на  его территории  мер  обеспечения  безопасности туризма;

     содействия  информационному обеспечению регионального  туризма, в том числе  путем  продвижения  регионального туристского  продукта на внутреннем и мировом  туристских рынках;

     содействия  стандартизации и классификации  объектов туристской индустрии, расположенных  на территории субъекта Российской Федерации;

     классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации,  установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов  и  реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования  туристских ресурсов с учетом предельно  допустимых нагрузок на окружающую природную  среду;

     содействия  в субъекте Российской Федерации  кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере  туризма;

     содействия  деятельности предпринимателей в сфере  туризма;

     другие  вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения  и полномочиям Российской Федерации.

     Сфера туризма представляет собой сложный  межотраслевой комплекс. В связи  с этим нормативное правовое регулирование  отношений в данной сфере включает в себя не только правовые акты законодательства о туристской деятельности, но и  акты различных отраслей законодательства Российской Федерации.

     Так, большое значение для развития туризма  в нашей стране имеет Федеральный  закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об особых экономических зонах  в Российской Федерации». Он сформировал  правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных  особых экономических зон, а также  развития государственно-частного партнерства. В законе впервые дано определение  туристско-рекреационной деятельности как деятельности, включающей в себя элементы туристской, санаторно-курортной  и инвестиционной деятельности, что  важно для комплексного правового  регулирования сферы туризма. В 2006 году в России определены 7 туристско-рекреационных особых экономических зон.

     Принятый  в 2005 году Федеральный закон «О концессионных  соглашениях» регулирует отношения, возникающие  с реализацией концессионных  соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. В развитие указанного Закона, подготовлено постановление  Правительства Российской Федерации  «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения». С принятием указанных нормативных  правовых актов сформированы правовые основы привлечения инвестиций в  развитие инженерной, транспортной и  иной инфраструктуры туризма, а также  обеспечение эффективного использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

     Реализация  Федерального закона «Об организации  и о проведении XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечит проведение на высшем уровне XXII Олимпийских игр  в г. Сочи и будет способствовать росту  туристского потока в Краснодарский край и в Россию  в целом.

     Значительный  социально-экономический эффект получен  от реализации  постановления Правительства  Российской Федерации «Об утверждении  положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных  граждан – пассажиров круизных судов». Данный документ существенно упростил туристские формальности для иностранных  туристов, прибывающих в Российскую Федерацию на круизных судах сроком не более чем на 72 часа. Такие туристы  могут посещать туристские центры нашей  страны без оформления визы, что  способствует  получению значительных  выгод для российских  портовых городских и иных поселений  (Санкт-Петербург, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и др.).

     28 июня 2007 г. принят приказ Минтранса  России  №82 «Об утверждении Федеральных  авиационных правил «Общие правила  воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к  обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,  грузополучателей». Правила являются  своевременным и актуальным документом  в сфере регулирования туристских  авиационных перевозок и существенно  повышают гарантии защиты прав  и законных интересов пассажиров, обеспечивают качество оказываемых  услуг.

     Нормы законодательства о туристской деятельности тесно переплетаются с правовыми  нормами, регулирующими вопросы  правового положения иностранных  граждан, миграционного учета, вопросами  выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и др. вопросами  государственной  миграционной политики. В связи с  этим  принятие государством решений  в данной сфере должно осуществляться с учетом соблюдения баланса интересов  развития въездного туризма, а также интересов обеспечения национальной безопасности  Российской Федерации.

     Требования  динамики развития туристского рынка  обусловливают  необходимость постоянного  совершенствования законодательных  актов сферы туризма, а также  мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии. 

     1.2 Понятие туризма, туристической деятельности и т.д. 

     Сущность  любого явления отражается в его  понятии. Туризм как сложное явление  характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно  подвергаются доработке и усовершенствованию. Данное положение не может не вызывать известные сложности в изучении туризма, в особенности правовой наукой.7

     Следует заметить, что термин "туризм" не имеет корней и истоков в  русском языке, он пришел в нашу речь из французской языковой системы - tourisme, от tour (прогулка, поездка) - путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время, один из видов активного отдыха .8

     В ст. 1 Федерального закона "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без  занятия оплачиваемой деятельностью  в стране (месте) временного пребывания.

     В научной литературе, по мнению А.Ю. Александровой, существующие дефиниции туризма  могут быть объединены в две группы. Одни из них, рабочие, носят узкоспециальный  характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, определение туризма в целях статистики). Другие, концептуальные, дефиниции охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма 9.

     В.Н. Шарафутдинов рассматривает туризм как отношения в обществе по поводу использования свободного времени людей за пределами их местожительства, во взаимосвязи с условиями воспроизводства всего спектра необходимых для этого услуг и товаров. По его мнению, современное общество под воздействием структурных изменений в мировой экономике начинает утрачивать свое как бы относительно статическое состояние, тысячелетиями присущее предыдущим цивилизациям. Именно туризм в его нынешней кондиции становится выше военных форм контактирования по обобщающей результативности (экономической, политической и пр.). В свою очередь, подвижность общества приводит к все более полной коммерциализации свободного времени общества и конкретного индивида. Именно туризм по мере роста производительности труда и наметившихся структурных преобразований в мире может стать современной формой жизни человека, постепенно вытягивающей его из привычной ему среды обитания и мест работы. Делая привычной его жизнь в движении, а постоянное местожительство и работу на одном месте, наоборот, непривычными  10.

     Деятельность  в сфере туризма подразделяется на туроператорскую деятельность и  турагентскую деятельность.

     Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

     В отличие от туроператорской, турагентская деятельность может осуществляться не только юридическими лицами, но и  индивидуальными предпринимателями и направлена на продвижение и реализацию туристского продукта.11

     Туризм  в зависимости от составляющих услуг  и обслуживаемых категорий населения  разделяется на внутренний и международный.

     Внутренний  туризм - временный выезд граждан  конкретной страны с постоянного  места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами  национальной жизни.

     Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы  туризма, связанная с предоставлением  туристских услуг и туристского  продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг  и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Туризм во многих странах - деятельность, находящаяся под  пристальным вниманием государства  как экономически выгодная и прибыльная отрасль.

     Имеет также место понятие национальный туризм - совокупность деятельности в  сфере внутреннего и выездного  туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.12

     Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

     Развитие  туризма неразрывно связано с  экскурсионной деятельностью. Экскурсии  являются одним из наиболее распространенных видов отдыха и пользуются заслуженной  популярностью.

     Прежде  всего экскурсия - это поездка или посещение чего-либо в сопровождении экскурсовода по заранее определенному маршруту с целью удовлетворения духовных, информационных, эстетических потребностей граждан продолжительностью менее одних суток. Следовательно, экскурсию от туристского путешествия отличает место ее проведения (как за пределами места жительства, так и в собственном месте жительства), период осуществления, более узкий набор целей поездки или посещения. Эти существенные отличия не позволяют определять экскурсионные услуги как туристские, а экскурсанта называть туристом.13 

Информация о работе Правовое положение туристской деятельности