Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:22, дипломная работа
Предмет исследования составляет механизм, обеспечивающий участие детей в гражданских правоотношениях и определяющий специфику и особенность таких субъектов права, как несовершеннолетние. Исследуется правосубъектность несовершеннолетних, ее особенности в отличие об общетеоретического подхода к указанной правовой категории; проявление правосубъектности несовершеннолетних в конкретных гражданских правоотношениях (собственности; жилищных; связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Введение
Глава 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации
1.1 Объемы и пределы дееспособности несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству
1.2 Механизмы изменения объема дееспособности несовершеннолетних
1.3 Ограничение и лишение дееспособности несовершеннолетних
Глава 2. Содержание и реализация имущественных прав несовершеннолетних
2.1 Право на содержание
2.2 Право собственности на имущество, принадлежащее родителям
2.3 Право на владение и пользование имуществом своих родителей
Глава 3. Актуальные проблемы правового статуса несовершеннолетних и современные тенденции развития гражданского законодательства
3.1 Проблемы правоспособности несовершеннолетних в сфере предпринимательской деятельности
3.2 Перспективы правовой защиты несовершеннолетних
Заключение
Список литературы
Тема: Правовое положение несовершеннолетних граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации
Содержание
Введение
Глава 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации
1.1 Объемы
и пределы дееспособности
1.2 Механизмы
изменения объема
1.3 Ограничение
и лишение дееспособности
Глава 2. Содержание и реализация имущественных прав несовершеннолетних
2.1 Право на содержание
2.2 Право
собственности на имущество,
2.3 Право на владение и пользование имуществом своих родителей
Глава 3. Актуальные проблемы правового статуса несовершеннолетних и современные тенденции развития гражданского законодательства
3.1 Проблемы
правоспособности
3.2 Перспективы
правовой защиты
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность темы. Конституция РФ определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (статьи 2,19 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возраст человека не назван в статье 19 Конституции РФ, однако гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. В то же время, возраст человека во многом определяет его жизненную позицию как субъекта права – активного участника различных правоотношений и обладателя всевозможных прав.
Правовое государство характеризуется не столько формальным закреплением тех или иных принципов (формальное равенство), сколько созданием конкретных правовых механизмов, обеспечивающих баланс публичного и частного интересов, приближающих человека, гражданина к фактической реализации максимума правовых возможностей наравне с другими индивидами, предоставляя менее защищенным категориям субъектов правовую и социальную защиту со стороны государства.
При этом указанные механизмы должны быть единообразно развиты и закреплены на уровне отраслевого законодательства, в нормах права каждой конкретной отрасли. В таких механизмах нуждаются, прежде всего, дети.
Необходимость защиты интересов несовершеннолетних обусловлена возрастом детей, который не позволяет последним в полную силу осуществлять принадлежащие им права, приводить в действие правовые средства их защиты. Согласно статье 60 Конституции РФ, гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Человек до достижения восемнадцати лет и во многих случаях до более позднего возраста находится в стадии становления, формирования личности, осознания себя самостоятельным правомочным субъектом разнообразных правовых отношений.
Несмотря на то, что проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют, и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах. Это подтверждается современными российскими реформами, получающими прямое отражение в законодательстве и практике его применения.
Проблемы
детей имеют федеральное, а не
местное, на уровне органов опеки
и попечительства (далее ООиП) или
иных органов местного самоуправления
значение. Однако в механизм реализации
гражданских права детей
Существование
и прогрессирование угрозы правам несовершеннолетних
является следствием отсутствия единообразного
и действенного правового механизма
защиты и реализации их прав в Российской
Федерации, учитывающего особенности
правосубъектности
Решение многих проблем детей, как граждан, субъектов права, можно осуществить с помощью последовательного и системного правового подхода, необходимого и в законотворческом процессе, и в правоприменении, и в процессе соблюдения законоположений. Актуальность темы определяется не только ее общецивилизационным значением, угрожающей ситуацией с правами ребенка в России, но и интересом практического характера, который позволит определить и предложить конкретные правовые меры по унифицированному обеспечению реализации и защиты правовых возможностей несовершеннолетних как субъектов гражданского права.
Степень разработанности темы. Теоретической основой дипломной работы явились научные работы по общей теории права, теории гражданского права, таких ученых, как М.М. Агарков, Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, М.И. Брагинский, А.М. Белякова, Я.Р. Веберс, А.В. Венедиктов, В.П. Грибанов, В.А. Лапач, В.Н. Литовкин, О.Г. Ломидзе, Н.И. Матузов, Д.И. Мейер, А.В. Мицкевич, К.И. Скловский, М.Ю. Тихомиров, Г.Ф. Шершеневич.
Проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях исследованы в трудах Ю.Ф. Беспалова, Н.М. Ершовой, Л.Г. Кузнецовой, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, Е.А. Чефрановой, Я.Н. Шевченко.
Однако
научные труды и статьи по избранной
тематике не отражают всех существующих
проблем, затрагивают лишь некоторые
особенности участия
Объектом исследования являются правоотношения с участием несовершеннолетних.
Предмет исследования составляет механизм, обеспечивающий участие детей в гражданских правоотношениях и определяющий специфику и особенность таких субъектов права, как несовершеннолетние. Исследуется правосубъектность несовершеннолетних, ее особенности в отличие об общетеоретического подхода к указанной правовой категории; проявление правосубъектности несовершеннолетних в конкретных гражданских правоотношениях (собственности; жилищных; связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Основной целью работы является исследования и совершенствования механизма участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях, обеспечения защиты прав детей действенными правовыми средствами. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
– определить правовую форму и структуру правосубъектности;
– выявить особенности правосубъектности несовершеннолетних (правоспособности, дееспособности и иных элементов, восполняющих дееспособность несовершеннолетних);
– исследовать механизм «содействия в реализации прав несовершеннолетних» в конкретных правоотношениях с участием детей;
– разработать и внести предложения по совершенствованию механизма участия детей в гражданских правоотношениях и защиты их прав и законных интересов путем реформирования нормативных правовых актов;
– выявить существующие проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях и перспективы их решения.
Методы исследования. Автором использованы следующие научно-практические методы исследования: формально-логические: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия; сравнительно-правовой; метод толкования; эмпирический метод.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы.
Первая
глава дипломной работы включает
в себя характеристику правового
статуса в гражданской
Вторая глава дипломной работы включает в себя содержание и реализацию имущественных прав несовершеннолетних. В данной главе мы рассмотрим право несовершеннолетних на содержание (право на алименты и др.), право собственности, владения и пользования имуществом своих родителей.
Третья
глава дипломной работы включает
в себя рассмотрение актуальных
проблем правового статуса несовершеннолетних
и современные тенденции развития гражданского
законодательства, а также перспективы
правовой защиты несовершеннолетних.
Глава
1. Гражданско-правовое
положение несовершеннолетних
граждан Российской
Федерации
1.1
Объемы и пределы дееспособности
несовершеннолетних
по российскому гражданскому
законодательству
Вопрос о сущности дееспособности как правовой категории до сих пор продолжает оставаться спорным в практике и в правовой теории.
Действующее законодательство определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
В
современное определение
Обладать
дееспособностью – значит иметь
способность совершать
Дееспособность
установлена и представляется гражданами
и другим субъектом права
Обладать
дееспособностью – значит иметь
способность лично (через представителя)
совершать различные
В
соответствии с законом несовершеннолетние
разделены на две возрастные группы,
для которых устанавливается
разный объем ограничения