Правовое положение несовершеннолетних граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:22, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования составляет механизм, обеспечивающий участие детей в гражданских правоотношениях и определяющий специфику и особенность таких субъектов права, как несовершеннолетние. Исследуется правосубъектность несовершеннолетних, ее особенности в отличие об общетеоретического подхода к указанной правовой категории; проявление правосубъектности несовершеннолетних в конкретных гражданских правоотношениях (собственности; жилищных; связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Содержание

Введение
Глава 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации
1.1 Объемы и пределы дееспособности несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству
1.2 Механизмы изменения объема дееспособности несовершеннолетних
1.3 Ограничение и лишение дееспособности несовершеннолетних
Глава 2. Содержание и реализация имущественных прав несовершеннолетних
2.1 Право на содержание
2.2 Право собственности на имущество, принадлежащее родителям
2.3 Право на владение и пользование имуществом своих родителей
Глава 3. Актуальные проблемы правового статуса несовершеннолетних и современные тенденции развития гражданского законодательства
3.1 Проблемы правоспособности несовершеннолетних в сфере предпринимательской деятельности
3.2 Перспективы правовой защиты несовершеннолетних
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Дмитрий.docx

— 134.85 Кб (Скачать)

препятствие к общению с ребенком его близких  родственников- 131,

признание гражданина безвестно отсутствующим, умершим – 72,

защита  прав несовершеннолетних в уголовных  процессах – 353,

и др – 1161

        Основными причинами утраты детьми  родительского попечения в крае  остаётся уклонение родителей  от исполнения своих обязанностей, создание своими действиями или  бездействием условий, представляющих  угрозу жизни или здоровью  детей, отказы родителей забирать  детей из родильных домов, либо  из иных учреждений, смерть и  осуждение родителей, психические  заболевания, алкоголизм и наркомания  родителей, и как следствие  - лишение либо ограничение их  в родительских правах, признание  недееспособными либо ограниченными  в дееспособности.

      За 2010 год были лишены родительских прав 885 родителей, в отношении 1050 детей, ограничены в родительских правах 101 родитель, в отношении 133 детей. В 2009 году были лишены родительских прав 1034 родителя в отношении 1177 детей, ограничены в родительских правах 93 родителя в  отношении 120 детей (годовые показатели в 2008 г. – лишены 1028 родителей в  отношении 1238, ограничены 87 чел в  отношении 109 детей).

      Следует учитывать, что лишение родительских прав это исключительная мера, поэтому  увеличение родителей, ограниченных в  родительских правах, в 2010 году, показывает профилактическую направленность данного  процесса, так как продолжается работа всех служб профилактики.

  Профилактика социального сиротства одно из основных направлений деятельности органов опеки и попечительства. Поэтому снижение численности родителей, лишенных в 2010 году родительских прав, это результат профилактической работы с семьей, оказавшейся в социально-опасном положении. С 1 января 2010 года вступило в действие постановление Правительства Хабаровского края от 14.08.2009 № 257-пр «О порядке признания ребенка нуждающимся в помощи государства», направленное на решение вопросов профилактики социального сиротства, сохранения семьи, защиты прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении и нуждающегося в помощи государства.

        В целях реализации данного  постановления комитетом по делам  опеки и попечительства разработаны,  утверждены и направлены к  исполнению формы нормативных  актов органов опеки попечительства  Хабаровского края «О признании  ребенка нуждающимся в помощи  государства». Во всех территориальных  структурных подразделениях комитета  заведены журналы учета сообщений  о детях, находящихся в социально  опасном положении и учета  детей, признанных нуждающимся  в помощи государства. 

      Всего в 2010 году в органы опеки и попечительства комитета поступило 946 сообщений о  детях, находящихся в социально-опасном  положении. Было признано нуждающимися в помощи государства 172 ребенка, в  результате работы служб системы  профилактики 109 детей (63,3%), продолжают жить и воспитываться в кровных  семьях, 49 детей (28,4%) определены в организации  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 14 детей (8,1%) переданы на воспитание в семьи  опекунов, попечителей.

        Комитетом по делам опеки и  попечительства Правительства Хабаровского  края (далее комитет) проводится  разъяснительная работа по недопущению  жестокого обращения с детьми  в замещающих семьях. Во всех  районах края с апреля по  июль 2010 года были проведены информационные  встречи с опекунами (попечителями) и приемными родителями на  которых, в том числе, обсуждались  и вопросы недопущения жестокого  обращения с детьми. По данной  теме комитетом регулярно публикуются статьи в СМИ .

        Комитетом совместно с уполномоченным  по правам человека в Хабаровском  крае с целью повышения уровня  осведомленности граждан в сфере опеки и попечительства, разъяснению прав детей, оставшихся без попечения родителей, недопущения жестокого обращения с детьми разработано 5 информационных бюллетеней.

        В ноябре 2010 года специалисты  комитета приняли участие в  конференции «Семья и детство  без жестокости и насилия».

      В 2010 году продолжалась работа по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, находящихся под  опекой (попечительством), в том числе  в приёмных семьях, на получение  денежных средств на содержание.

        Согласно постановлению Губернатора  Хабаровского края от 29.03.2010 №  47 «Об индексации в 2010 году  ежемесячных выплат денежных  средств на содержание детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе  в приемных семьях», размер  денежных средств был проиндексирован  с 01 апреля 2010 г. на 9 %. В результате  сумма ежемесячной выплаты, одному  ребёнку составила от 5598 до 7464 рублей (в зависимости от районного  коэффициэнта).

      За 2010 год произведено выплат денежных средств на содержание детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, находящихся:

 в  семьях опекунов – 269 515 746,38 рублей

 в  приемных семьях – 62 544 541,98 рублей.

      В 2010 году постановлением Губернатора  Хабаровского края от 29.03.210 № 46 «Об  индексации в 2010 году ежемесячных выплат вознаграждения опекунам или попечителям» также была произведена индексация ежемесячных денежных выплат вознаграждения опекунам (попечителям), исполняющим  свои обязанности возмездно, с 01.04.2010 на 9 %. В результате сумма выплаты  вознаграждения опекуну (попечителю) за воспитание одного ребёнка составляет от 3270 до 4360 рублей (с учетом районных коэффициентов).

        За отчетный период произведено  выплат вознаграждений опекунам (попечителям) на сумму 39 149 033,21 рублей.

        Общая сумма выплаченных средств  из краевого бюджета в 2010 году  на данные цели составляет 371 млн.  руб.

      Итоги работы комитета в 2010 году показали что:

1. Повысилась  ответственность органов власти  всех уровней в решении проблем  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, а  так же недееспособных совершеннолетних  граждан, нуждающихся в помощи  государства;

2. Устраняется  дублирование межведомственных  полномочий, обеспечивается консолидация  усилий всех участников взаимодействия, осуществляется совместный поиск  не решенных вопросов путем  совместной работы и подписания  соглашений как с отраслевыми  министерствами и ведомствами,  так и с главами районных, поселковых, сельских муниципальных образований  о взаимодействии по вопросам  защиты законных прав и интересов  граждан, нуждающихся в опеке  и попечительстве;

 Всего  с целью обеспечения такого  взаимодействия комитетом были  заключены 50 соглашений.

3. Организована  деятельность территориальных органов  комитета во всех муниципальных  образованиях края;

 разработаны  и приняты к исполнению единые  требования к территориальным  органам опеки и попечительства  по исполнению государственных  полномочий;

 обеспечена  единая правоприменительная практика  по вопросам опеки и попечительства;

 создано  единое информационное пространство  как для специалистов комитета, так и для населения края  путем проведения обучающих семинаров,  информационных встреч, создания  информационного сайта комитета, учреждения Советов опекунов  и попечителей в муниципальных  образованиях края;

4. Создана  персональная база данных детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, имеющих жилье в  собственности, закрепленное жилье  и не имеющих жилья;

5. Разработана  система обучающих семинаров  для руководителей и специалистов  комитета, в том числе с привлечением  специалистов смежных учреждений  министерств и ведомств края;

6. Разработано  и утверждено 4 регламента предоставления  гражданам государственных услуг,  в том числе регламенты по  устройству детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  на воспитание в семью, а  так же регламент по оказанию  услуг по назначению и выплате  единовременного пособия при  передаче ребенка на воспитание  в семью. 

 

 

Заключение 

      Из  представленного в данной работе материала видно, что современное  Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.

      Взаимодействие  различных отраслей права при  определение правового статуса  несовершеннолетних в нормах различной  правовой принадлежности создают предпосылки  к созданию комплексных нормативных  актов, посвященных правам несовершеннолетних.

      Необходима  конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих  норм права, что должно снять имеющиеся  в законодательстве противоречия в  отношении гражданско-правового  положения несовершеннолетних и  таким образом способствовать совершенствованию  практики их применения.

      Так же, в ходе комплексного изучения действующего законодательства и практики его  применения можно вывести следующее  понятийное определение:

      «Правовой статус несовершеннолетнего гражданина – это совокупность юридических прав и обязанностей граждан, не достигших полной дееспособности, обусловленных их возрастом, реализация которых обеспечивается экономическими, правовыми и организационными гарантиями со стороны государства и органов местного самоуправления».

      Любое право и обязанность гражданина становится реальной социальной ценностью  лишь при наличии достаточных  правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном  закреплении самого права. В существовании  прав, обязанностей, ответственности  ребенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте правовой статус несовершеннолетних граждан  России не зафиксирован.  

      В целях дальнейшего совершенствования  правовой базы предлагаю:

1. С целью устранения создавшихся противоречий возможно изменить ч.1 п.1 ст. 27 ГК РФ следующим образом: «В исключительных случаях несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет и обладающий достаточной психической зрелостью, может быть признан полностью дееспособным по усмотрению органа опеки и попечительства либо суда. В частности, такое признание возможно, если лицо работает по трудовому договору, в том числе по контракту, либо намерено осуществлять предпринимательскую деятельность».

      Складывается  парадоксальная ситуация: чтобы пройти государственную регистрацию своего предпринимательства несовершеннолетний должен приобрести полную дееспособность. А чтобы пройти процедуру эмансипации, он должен фактически начать заниматься предпринимательской деятельностью.

      Норма законодательства о судопроизводстве, устанавливающая порядок рассмотрения заявления об эмансипации, могла  бы бить сформулирована следующим образом: «Заявление об эмансипации рассматривается  судом с обязательным участием самого заявителя, его законного представителя  и органа опеки и попечительства. При рассмотрении заявления суд  должен установить наличие достаточных  оснований для объявления лица полностью  дееспособным, а также наличие  или отсутствие согласия на эмансипацию  законных представителей несовершеннолетнего». Таким образом, в процессе рассмотрения дела об эмансипации суд должен исследовать  все обстоятельства, свидетельствующие  о достижении лицом психической  зрелости и о необходимости проведения процедуры эмансипации. В этой связи  желательно было бы производить психиатрическую  и психологическую экспертизу в  отношении заявителя, выявлять наличие  у него необходимого минимума имущества.  
 

2. Предлагается более широкий подход к содержанию дееспособности граждан, который позволяет полностью раскрыть состояние дееспособности несовершеннолетних. Необходимо закрепить в нормах ст. ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) способность ребенка к совершению правомерных юридических действий, помимо сделок (юридические поступки, иные, помимо сделок, правомерные юридические действия).

      Определение в структуре дееспособности способности  совершать правомерные юридические  действия, не ограничивающиеся сделками, позволило прийти к выводу о невозможности  применения к иным юридическим действиям  несовершеннолетних правил о совершении сделок.  Так, малолетние вправе самостоятельно совершать иные юридические действия, которые разрешены для них законом (создавать авторские произведения, давать согласие на изменение имени и фамилии, определение места жительства с одним из родителей и т.п.), напротив несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, вправе совершать любые правомерные юридические действия, не относимые к сделкам, абсолютно самостоятельно, за исключением случаев предусмотренных законом.

Информация о работе Правовое положение несовершеннолетних граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации