Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:22, дипломная работа
Предмет исследования составляет механизм, обеспечивающий участие детей в гражданских правоотношениях и определяющий специфику и особенность таких субъектов права, как несовершеннолетние. Исследуется правосубъектность несовершеннолетних, ее особенности в отличие об общетеоретического подхода к указанной правовой категории; проявление правосубъектности несовершеннолетних в конкретных гражданских правоотношениях (собственности; жилищных; связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Введение
Глава 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации
1.1 Объемы и пределы дееспособности несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству
1.2 Механизмы изменения объема дееспособности несовершеннолетних
1.3 Ограничение и лишение дееспособности несовершеннолетних
Глава 2. Содержание и реализация имущественных прав несовершеннолетних
2.1 Право на содержание
2.2 Право собственности на имущество, принадлежащее родителям
2.3 Право на владение и пользование имуществом своих родителей
Глава 3. Актуальные проблемы правового статуса несовершеннолетних и современные тенденции развития гражданского законодательства
3.1 Проблемы правоспособности несовершеннолетних в сфере предпринимательской деятельности
3.2 Перспективы правовой защиты несовершеннолетних
Заключение
Список литературы
Наконец,
ключевым недостатком подобных предложений
является несоответствие принципу бюджетной
нейтральности, которого необходимо придерживаться
на современном этапе развития страны
для обеспечения финансово-
Второй способ заключается в применении адресного подхода, т.е. концентрации бюджетных средств и усилий органов опеки и попечительства на выявлении, проведении углубленного мониторинга, анализа ситуации и социального патронажа семей, в которых существует реальный риск ущемления прав несовершеннолетних при осуществлении сделок с жильем.
Вместе
с тем успешная реализация адресного
подхода возможна только при условии
введения обязательного общественного
контроля за деятельностью органов
опеки и попечительства (в том
числе в области защиты прав несовершеннолетних
при сделках с недвижимостью)
и совершенствования кадрового
потенциала работников. В последнем
нельзя не согласиться с рекомендацией
Уполномоченного по правам ребенка
в Москве: «Для улучшения деятельности
органов опеки и попечительства
по защите прав детей необходимо повысить
квалификацию специалистов, особенно
в части правовых знаний, обобщать
и распространять положительный
опыт работы, сделать данный вид
деятельности более престижным и
высокооплачиваемым». Осуществление
данных рекомендаций, особенно последней,
ресурсоемко, что в условиях бюджетных
ограничений еще раз
В
заключение остановимся на особенностях
защиты правоспособности несовершеннолетнего
индивидуального
Нарушение
правоспособности в сфере предпринимательской
деятельности возможно, например, при
заключении сделки, направленной на ограничение
правоспособности гражданина, в случаях
неправомерного отказа в регистрации
в качестве индивидуального
Средством
защиты правоспособности гражданина в
сфере осуществления
Как было сказано выше, в большинстве своем имущественные прав несовершеннолетних детей регулируются гражданским законодательством (совершение сделок, имущественная ответственность за нарушение и др.) Семейное законодательство регулирует лишь некоторые имущественные права ребенка, возникающие в кругу семьи. Так, дети при жизни родителей не имеют права собственности на имущество ребенка. Но при этом, если дети и родители проживают совместного они владеют и пользуются имуществом друг друга по взаимному согласию. Совместное приобретение имущества родителями и детьми не влечет возникновения права общей совместной собственности68. Их отношения регулируются нормами об общей долевой собственности. Исключение составляет право общей собственности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Защита интересов несовершеннолетних должна осуществляться органами опеки и попечительства. В соответствии с законодательством РФ и настоящим Законом, органы опеки и попечительства в соответствии со своей компетенцией для осуществления своей деятельности наделяются следующими полномочиями:
– принимают меры к защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
– дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного и (или) несовершеннолетнего, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и (или) несовершеннолетним прав, раздел имущества подопечных и (или) несовершеннолетних или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных и (или) несовершеннолетних;
– принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;
– предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными.
Полномочия органов опеки и попечительства в сфере защиты прав, законных интересов детей отражены в статье 11, настоящего закона. Органы опеки и попечительства в сфере защиты прав, законных интересов детей:
– участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей, нуждающихся в государственной помощи и иных случаях, предусмотренных законодательством;
– участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;
– проводят обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, представляют заключения в суд по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей.
В Хабаровском крае осуществляют свою работу комитет по делам опеки и попечительства, и вот данные по их работе за 2010 год.
На 01.01.2010 года численность детского населения в крае составляет 255862 человека, что на 1216 детей меньше, чем установленная численность на 01.01.2009 года. Снижение численности детского населения за год произошло на 0,48 %.
За 2010 год на территории Хабаровского края было выявлено и учтено 1513 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 162 ребенка были оставлены матерями при рождении, 29 детей зарегистрированы как найденные, подкинутые.
Количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за данный период по отношению к численности всего детского населения Хабаровского края составило 0,59%. За 2009 год было выявлено 1640 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 0,64 % (годовые показатели за 2008 г. – 1731 (0,67%)).
В 2010 году устройству подлежали 1573 ребенка (из выявленных - 1513 чел.), с учетом детей, неустроенных на конец 2009 года (60 чел), из них устроены:
Под опеку (попечительство) – 613 человек (38,9%), в том числе:
преданы на безвозмездную форму опеки – 505 детей
переданы в приемную семью (возмездная опека) – 108 детей
Определены в медицинские организации - 291 чел. (18,4 %)
Определены в образовательные организации - 350 чел. (22,2 %)
В организации социальной защиты населения – 12 чел. (0,8 %)
Усыновлены/удочерены – 14 чел. (0,9 %)
Возвращены родителям – 160 чел. (10,1 %)
Поступили на обучение в учреждения начального, среднего и высшего образования на полное государственное обеспечение – 36 чел. (2,3 %)
Из выявленных детей – умерли или выбыли по иным основаниям 17 чел (1,08 %)
- остались неустроенными на конец года – 80 детей.
Таким образом, в 2010 году из 1573 выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей 787 детей (50 %) были переданы на воспитание в семьи граждан: под опеку (попечительство), в приемную семью, на усыновление, возвращены родителям. В образовательные, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги определено 653 ребенка (41,5%).
В 2009 году из 1725 выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 807 детей (46,7%) были переданы на воспитание в семьи граждан: под опеку, попечительство (в том числе в приемные семьи), на усыновление, возвращены родителям; 792 ребенка (45,9% определены в организации (2008 г. – 919 детей (51,1%); в организации определено – 736 детей (40,1 %)).
На учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на конец 2010 года состояло 3677 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет (что на 1 % меньше, чем в 2009 году), проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в системе профессионального образования, и не переданных на воспитание в семьи граждан.
В 2010 году снято с учета в региональном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, 1071 несовершеннолетний, из них в связи с устройством детей в семьи граждан или выбытием в другой регион 709 детей, и 362 ребенка в связи с достижением совершеннолетия, поставлено на учет 1035 детей, оставшихся без попечения родителей.
На 01.01.2011 года на учете в комитете по делам опеки и попечительства правительства Хабаровского края состоит 8875 детей, оставшихся без попечения родителей (без усыновленных и оставшихся неустроенными на конец отчетного года). В базе по жилью, созданной каждым территориальным структурным подразделением, учтено 8824 несовершеннолетних, у 51 ребенка жилищный вопрос изучается (направлены запросы в юстицию, УФМС, жилищные органы).
Имеют жилье на праве собственности 827 детей, что составляет 9,3 % от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего количества жилья, находящегося в собственности детей, оставшихся без попечения родителей, 343 жилых помещения нуждается в косметическом ремонте, 45 - необходим капитальный ремонт, 3 жилых помещения- находится в аварийном состоянии.
Сохранено
право пользования жилыми помещениями
за 3831 ребенком, что составляет 43,4 %
от общего количества детей, оставшихся
без попечения родителей. Из общего
количества жилья, в котором сохранено
право пользования за детьми, оставшимися
без попечения родителей, 1595 жилых
помещений нуждается в
4
166 детей, оставшихся без
Итого по оценке специалистов
по опеке и попечительству
из 2 418 жилых помещений,
1938 (80,1 %) - косметический ремонт;
383 (15,8) – капитальный ремонт;
97 (4%) –
находится в аварийном
В
соответствии с Семейным и Гражданским
кодексами Российской Федерации
органы опеки и попечительства выступают
в судах в качестве третьего лица
при защите прав и интересов
усыновление/удочерение (в том числе отчимами, мачехами) – 490,
отмена усыновления/удочерения – 18,
осуществления родителем родительских прав, проживающим отдельно от ребенка – 241,
лишение родительских прав/ограничение в родительских правах – 1994,
восстановление в родительских правах – 111,
определение места жительства детей, при раздельном проживании родителей – 405,