Порядок уплаты или взыскания алиментов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:38, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование порядка уплаты и взыскания алиментов.
Задачи данной работы:
- рассмотреть общую характеристику алиментных обязательств,
- обозначить порядок уплаты и взыскания алиментов,
- изучить основные аспекты взыскания алиментов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА……..5
1.1 Понятие алиментных обязательств…………………………………………..5
1.2 Правовое регулирование алиментных обязательств………………………..9
2 ПОРЯДОК УПЛАТЫ И ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ……………………24
2.1 Порядок уплаты алиментов в добровольном порядке…………………….24
2.2 Взыскание алиментов принудительном порядке………………………….28
3 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ…………………...50
3.1 Освобождение от уплаты или уменьшение задолженности по алиментам………………………………………………………………………...50
3.2 Недопустимость зачета или обратного взыскания алиментов. Индексация алиментов……………………………………………………………………...…52
3.3 Порядок уплаты или взыскания алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное место жительства………………………………………………………………...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………65

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Как уже отмечалось, назначение алиментных обязательств - обеспечение текущих жизненных потребностей нетрудоспособных нуждающихся лиц. Нетрудоспособное лицо нуждается в средствах обычно в течение длительного времени. Бесспорно, интересам ребенка в большей степени отвечает регулярное предоставление содержания, которое изменяет свою форму и размер соразмерно его текущим потребностям. В условиях нормально функционирующей семьи имеет место именно такой вариант содержания без какого-либо юридического оформления.

Однако, жизнь настолько многогранна, что отказаться от такого способа исполнения алиментных обязательств, на мой взгляд, нельзя.

Исходя из принципа приоритетной защиты законных прав и интересов нетрудоспособных, в первую очередь несовершеннолетних, субъектов семейных правоотношений, представляется целесообразным однократное имущественное предоставление в качестве алиментов допускать в исключительных случаях и только в интересах ребенка.

Для обеспечения прав и законных интересов детей и сокращения случаев сокрытия родителями своих доходов в целях уменьшения размера алиментов в 92 статье Кодекса закреплена норма об установлении минимального размера алиментов для трудоспособных родителей. Так, для соблюдения баланса интересов плательщиков алиментов  и лиц, получающих алименты, установлен минимальный размер алиментов на несовершеннолетних детей для трудоспособных родителей - 50 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц на одного ребенка, 75 процентов - на двух детей, 100 процентов - на трех и более детей.

Вопрос определения минимального размера алиментов является достаточно сложным и дискуссионным. Всегда будут иметь место две точки зрения: одни скажут, что данный минимум мал для нормального обеспечения ребенка, другие наоборот, что велик и непосилен отдельным категориям граждан с низким уровнем дохода. А все потому, что сфера брачно-семейных отношений сложна для регулирования, поскольку в ней фигурируют личностные отношения не безразличных друг другу людей. Когда речь идет об установлении минимума, то оправданно говорить о том, что он должен обеспечить полноценное развитие ребенка. Бесспорно то, что именно родители должны нести ответственность за содержание и воспитание своих детей. Однако следует помнить, что речь идет лишь о минимальном размере алиментов. Основная же масса плательщиков алиментов являются добросовестными и размер уплачиваемых ими алиментов гораздо выше.

Законодательному определению минимума предшествовала большая работа, так как решение по данному вопросу должно быть взвешенным, тщательно обдуманным, учитывающим все аспекты данных правоотношений. При его рассмотрении проанализировано законодательство, затрагивающее в той или иной мере рассматриваемую сферу общественных отношений, а также правовые последствия такого решения и возможность его реализации в отношении различных категорий граждан с учетом законодательно закрепленного ограничения по данному виду удержаний - 70 процентов. Кроме того, изучены мнения ряда государственных органов, зарубежный опыт, а также статистические данные о размерах пенсий и заработной платы в республике, в том числе минимальных, принято во внимание, что обязанность содержания ребенка возложена в равной степени на обоих родителей.

Для учета интересов тех плательщиков алиментов, которые по объективным причинам не могут уплачивать алименты в установленном минимальном размере, им Законом предоставлено право обращаться в суд с иском об уменьшении минимального размера алиментов (статья 92 Кодекса). При этом они должны предоставить в суд доказательства, подтверждающие невозможность уплачивать алименты в установленном размере и уважительность причин.

КоБС возлагает на участников семейных правоотношений личные и имущественные обязанности. Но где есть обязанности, там должны быть предусмотрены и санкции за неправомерное поведение членов семьи. Категория ответственности тесно связана с вопросом защиты семейных прав, ибо, привлекая к ответственности недобросовестного участника правоотношений, тем самым защищаются те, чьи права нарушены.

Как правило, стороны, заключившие Соглашение об уплате алиментов, могут самостоятельно установить меры ответственности, применяемые в случае ненадлежащего исполнения соглашения. Если меры ответственности за ненадлежащее исполнение отсутствуют в соглашении, то к лицу, не исполняющему соглашение, применяются меры, предусмотренные законом.

Кодекс дополнен статьей 111 об установлении экономической ответственности за несвоевременную уплату алиментов при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по судебному постановлению в виде неустойки в размере 0,3 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

Установление ответственности за несвоевременное исполнение алиментного обязательства призвано стимулировать должника своевременно уплачивать алименты и компенсировать получателю алиментов потери, связанные с задержкой их уплаты. Основанием взыскания неустойки является виновное поведение плательщика алиментов. При образовании задолженности не по его вине данные меры применяться не должны [32, c. 451].

28 декабря 2007 года принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». В соответствии с данным Законом увеличился размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет до 80 процентов бюджета прожиточного минимума (было - 65 процентов бюджета прожиточного минимума).

В настоящее время ведется работа по подготовке нормативного правового акта, увеличивающего размер названного пособия с 1 января 2009 года до 100 процентов бюджета прожиточного минимума.

Законом расширен круг лиц, которым назначается максимальный размер пособия на детей старше 3 лет (30 процентов бюджета прожиточного минимума) вне зависимости от того, на сколько их совокупный доход меньше бюджета прожиточного минимума. В данный перечень, помимо семей, имеющих детей-инвалидов, детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, детей военнослужащих срочной службы, включены также неполные семьи, в которой родителю установлена 1 или 2 группа инвалидности (иным категориям лиц, имеющим право на пособие,  размер пособия может составить 50 процентов от 30 процентов бюджета прожиточного минимума, если их доход составляет от 60 до 80 процентов бюджета прожиточного минимума).

В целях совершенствования государственной поддержки молодых и многодетных семей 22 ноября 2007 года Главой государства принят Указ № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства». Данным Указом предусмотрено предоставление финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам банков на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений молодым и многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рождении либо наличии несовершеннолетних детей.

Следует отметить, что сохранена частичная плата граждан за указанные услуги: за питание в детских дошкольных учреждениях - в размерах 65 процентов от реальных денежных расходов, за учебники и учебные пособия – в размере 50 процентов стоимости комплекта учебников и учебных пособий, в детских школах искусств – не более 60 процентов базовой величины в месяц. Сохранены также отдельным категориям граждан льготные условия оплаты указанных услуг (либо полное освобождение, либо снижение установленной платы до 50 процентов): для социально незащищенных родителей, родителей детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями или туберкулезом, многодетных семей.

Трудовым законодательством установлен ряд гарантий работникам, имеющим семейные обязанности, а также беременным женщинам, женщинам, имеющим детей.

С 26 января 2008 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь», которым внесены существенные изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК). Ряд изменений в Трудовой кодекс направлен на усиление социальной защиты работников, имеющих семейные обязанности. Законом вводится обязанность нанимателя по предоставлению (ранее – это было право нанимателя) отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работающему отцу вместо матери ребенка, а также по предоставлению данного отпуска, если семья приняла такое решение, другим родственникам ребенка или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком. Согласно дополнениям в Трудовой кодекс (статья 271) отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется названным лицам, и в тех случаях, когда мать не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ею ухода за ребенком, подтвержденной медицинским заключением.

Закреплена возможность предоставления отцам (опекунам, попечителям), в семьях которых воспитывается трое или более детей до 16 лет или ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, пользоваться правом на один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка (новая редакция статьи 265 ТК). Кроме того, отцу (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по его заявлению ежемесячно предоставляется право на один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования. Работающим отцам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери, предоставляются гарантии, предусмотренные для матерей частью третьей статьи 268 ТК, а именно с ними не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 и пунктами 1–3 статьи 47 ТК.

Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008 года внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», которым закреплено, что ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Определены государственные органы и иные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов ребенка, координация деятельности которых возложена на Министерство образования Республики Беларусь.

Согласно нормам названного Закона коллегии адвокатов оказывают бесплатную юридическую помощь детям в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) в интересах детей при даче консультаций, составлении правовых документов о возбуждении дел в судах, а также в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с работой.

Сделан акцент на то, что родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе, а в случае помещения детей на государственное обеспечение родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей. Государство же со своей стороны в целях полноценного содержания и воспитания ребенка в семье оказывает социальную помощь в виде государственных пособий, гарантирует право на пользование услугами учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, и предоставляет льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В целом рассмотренные нормативные правовые акты направлены на защиту прав детей, охрану материнства и отцовства, - краеугольный камень социальной политики нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОРЯДОК УПЛАТЫ И ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ

 

2.1 Порядок уплаты алиментов в добровольном порядке

 

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье в ст. 104 определяет добровольный порядок уплаты алиментов.

Алименты уплачиваются в добровольном порядке лицом, обязанным уплачивать алименты, либо путем удержания из заработной платы по месту работы или по месту получения пенсии, пособия, стипендии.

Добровольный порядок уплаты алиментов не исключает права взыскателя алиментов в любое время обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов.

Наниматель, выплачивающий заработную плату, организация, выплачивающая пенсии, пособия, стипендии и осуществляющая другие выплаты, обязаны на основании письменного заявления плательщика алиментов или исполнительного листа ежемесячно удерживать из его заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат денежные суммы установленных размеров и выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств плательщика) не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и осуществления других выплат лицу, указанному в заявлении или исполнительном листе.

При переходе гражданина, с которого удерживаются алименты по заявлению, на другую работу или перемене им места жительства удержание алиментов производится на основании вновь поданного им заявления.

Задолженность за время неуплаты алиментов в этих случаях может быть удержана с должника по его заявлению или взыскана судом [31, c. 5].

В случае невыполнения обязанности по удержанию алиментов из заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат на виновных в этом работников организаций может быть наложен штраф в порядке и размере, установленных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Удержание алиментов на основании заявления не может производиться, если общая сумма, подлежащая взысканию на основании заявления и исполнительных документов, превышает 50 процентов причитающихся должнику заработной платы и других платежей, которые учитываются при подсчете среднего заработка, а также если с должника взыскиваются по решению суда или постановлению судьи алименты на детей от другой матери.

В этих случаях вопрос о взыскании алиментов разрешается судом, о чем извещается заявитель и лицо, в пользу которого взыскиваются  алименты (ст. 106 КоБС).

Лицо, уплачивающее алименты обязано сообщать о перемене места работы, что прямо определено в ст. 107 КоБС.

Наниматель, производивший удержание алиментов на детей, должен в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, об увольнении с работы лица, обязанного уплачивать алименты, а также о новом месте его работы, если оно известно.

Информация о работе Порядок уплаты или взыскания алиментов