Понятие, сущность и виды договора перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Среди задач данной работы следует отметить:
раскрытие сущности понятия договора перевозки;
рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
определение международных перевозок;
исследование различных аспектов ответственности перевозчика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования……………………………………………………………………4
1.1. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство……………………………………………………………..5-12
2. Правовая природа договора перевозки………………………………….13-24

2.1. Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов………………………………………………………………………….25-29

3. Международные перевозки……………………………………………….30-33

3.1. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении……………………………………………………………………34-42

4. Ответственность перевозчика……………………………………………43-47

Заключение………………………………………………………………………48

Источники и литература…………….…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа отработанная.docx

— 82.18 Кб (Скачать)

Основываясь на анализе практического и теоретического материалов по перевозкам грузов, предлагается следующее определение смешанных  перевозок: "смешанная перевозка – это самостоятельный вид перевозок грузов, осуществляемый на основании заключенного между грузоотправителем и оператором смешанной перевозки единого договора посредством оформления единого перевозочного документа на весь путь следования различными видами транспорта, не исключая возможности перевозки одним видом транспорта, выбранным по усмотрению оператора, который обеспечивает осуществление всей перевозки и несет ответственность в пределах, определенных законодательством".

В настоящее  время отсутствует правовой акт, как на национальном уровне, так  и на международном, регламентирующий осуществление смешанных перевозок. Операторы вынуждены использовать самостоятельно разработанные типовые документы смешанной перевозки, где делаются определенные ссылки о правовом регулировании каждой конкретной перевозки.

С учетом изложенного, можно сделать следующее заключение:

за последние  годы смешанные перевозки получили ускоренное, но неравномерное развитие в разных регионах мира;

главным препятствием в развитии смешанных  перевозок является отсутствие действенных  унифицированных законодательных  норм в международном регулировании  смешанного сообщения, недостаток капиталовложений, а также отсутствие адекватной транспортной инфраструктуры.[17, с.64]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ответственность перевозчика.

 

Доставкой и выдачей груза, поступившего в  адрес грузополучателя, завершается  исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено  обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает  обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и  принятия груза, поступившего в адрес  грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.

Ответственность стороны по сделке определяется в  пределах тех обязательств, которые  она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Особенностью этой ответственности является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за не совершение действий, связанных с организацией перевозок. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.

В целом  по республике наблюдается увеличение количества поданных в суд исков  по основаниям, возникающим из договора перевозки. Например, Хозяйственным  судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года рассмотрено 33 дела по спорам, вытекающим из договора перевозки и  транспортной экспедиции. Следует отметить, что за аналогичный период 2004 года таких споров было рассмотрено 21. Таким образом, число рассмотренных дел данной категории существенно увеличилось - на 12 дел или 57%. На наш взгляд, существенный рост споров данной категории обусловлен, с одной стороны, многогранностью договорных отношений субъектов хозяйствования и сложностью законодательства, регулирующего правоотношения сторон по перевозке, в особенности норм международного права, с другой стороны - сложным финансовым положением сторон, препятствующим разрешению спорных ситуаций в досудебном порядке. Судебная практика показывает, что основная причина возникновения споров данной категории - низкая платежеспособность субъектов хозяйствования. Как явствует из анализа статистических данных, процент удовлетворяемости исков по данной категории дел высокий и составляет 72,7%. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъектами хозяйствования заявляются обоснованные исковые требования, а ответчики неправомерно уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей.[10]

Согласно  п.1 ст. 739 ГК РБ по договору перевозки  груза перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  уполномоченному на получение груза  лицу (получателю), а отправитель  обязуется уплатить за перевозку  груза установленную плату.

Исходя  из определения договора перевозки  груза и содержания ГК в целом, определимся, за что отвечает перевозчик, принявший договор к исполнению.

  • Ответственность за своевременную подачу транспорта.
  • Ответственность за своевременную доставку груза
  • Ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.

При разрешении вопроса о принятии искового заявления  к рассмотрению хозяйственные суды исходят из требований, содержащихся в пункте 1 статьи 751 ГК РБ, в силу которых до предъявления к перевозчику  иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии  в порядке, предусмотренном законодательством. В претензии должны быть указаны  краткое описание претензии, сумма  ущерба, почтовый адрес заявителя  и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия  должна быть подписана ее заявителем. К претензии должны быть приложены товарно-транспортная накладная, акт, расчет ущерба и при необходимости - другие документы, необходимые для ее рассмотрения.

Иск к  перевозчику может быть предъявлен заказчиком в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок [5]. 378. По всем спорам, возникающим при международной перевозке грузов, истец может обратиться в суд страны, в которой ответчик зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности или в которой груз был принят к перевозке от грузоотправителя (выдан грузополучателю). Обращение в другие суды не допускается.

Поэтому если к материалам искового заявления  не приложены доказательства направления  претензии перевозчику, то исковое  заявление в соответствии со статьей 162 Хозяйственного процессуального  кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК РБ) оставляется без движения. Конвенцией о договоре международной  перевозки грузов (Женева, 19 мая 1956 года) (далее - КДПГ) не предусмотрен обязательный порядок предъявления претензии  перевозчику. Такие иски принимаются  к рассмотрению без соблюдения досудебного  претензионного порядка урегулирования спора.

Согласно  статье 6 ХПК РБ право на обращение  в хозяйственный суд в целях  защиты государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные  органы, органы местного управления и  самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами, без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

Следует обратить внимание, что пункт 1 статьи 751 ГК РБ содержит отсылочную норму  только к порядку предъявления претензии  к перевозчику, предусмотренному законодательством, а не к срокам ее предъявления. Таким  образом, предъявление претензии по истечении срока, установленного Уставом  или Правилами, не является препятствием к принятию хозяйственным судом  искового заявления к рассмотрению по существу. По договорам международной перевозки грузов порядок предъявления претензий регулируется статьей 30 КДПГ и пунктом 375 Правил автомобильной перевозки грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 01.07.2002 г. № 20 (далее - Правил), в силу которых, если при приемке груза от перевозчика у получателя возникают претензии по поводу явно выраженной порчи, повреждения или недостачи груза, то он должен немедленно сделать об этом соответствующую оговорку в товарно-транспортной накладной "CMR" (накладной). Если недостача, порча или повреждение груза имели незаметные внешне потери или повреждения и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от перевозчика, то получатель вправе не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, предъявить письменную претензию перевозчику. В таком случае считается, что грузополучатель получил груз не в таком состоянии, в котором он был описан в товарно-транспортной накладной. Относительно же международных перевозок установлено п.376 Правил перевозки грузов, что при просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию перевозчику в течение двадцати одного дня со дня получения груза в свое распоряжение.

При автомобильных  перевозках грузов согласно пункту 133 Правил срок исковой давности устанавливается  в один год с момента получения  ответа на предъявленную претензию  либо неполучения от перевозчика  ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 132 Правил.

При исчислении срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, на которые распространяется действие КДПГ, хозяйственные суды должны руководствоваться  пунктом 1 статьи 32 КДПГ, которым установлен годичный срок исковой давности. Однако в случае умышленных неправомерных  действий или такого ненадлежащего  исполнения обязательств, которое согласно закону, применяемому хозяйственным  судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным действиям, - устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается:

в случае частичной утраты груза, повреждения  его или просрочки в доставке - со дня сдачи груза;

в случае утраты всего груза - с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки или, если таковой  не был согласован, с шестидесятого  дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;

во всех прочих случаях - по истечении трехмесячного  срока со дня заключения договора перевозки.

Наличие или отсутствие умышленных неправомерных  действий в таких случаях устанавливается  хозяйственным судом, рассматривающим  конкретное дело.

Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности  при автомобильных перевозках грузов, устанавливаются записями (отметками) в товарно-транспортных накладных, а при возникновении разногласий  между сторонами договора - актами установленной формы согласно Правилам. Как правило, бланки актов должны быть у водителя. Однако если водитель отказывается выдать заказчику чистый бланк акта, то это не лишает его  права составить акт произвольной формы, но с указанием необходимых  данных, предусмотренных в утвержденной форме бланка акта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В итоге  проведенной работы мы пришли к следующим  выводам:

  • Договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 739 ГК);
  • Обязательным при осуществлении автомобильных перевозок является соблюдение требований к автомобильным транспортным средствам и коммуникациям автомобильного транспорта, включающим в себя габаритные размеры, параметры массы и иные технические характеристики автомобильных транспортных средств, а также обязательным является соблюдение требований законодательства по вопросам заключения и выполнения данного рода договоров;
  • За последние годы смешанные перевозки получили ускоренное, но неравномерное развитие в разных регионах мира, главным препятствием в развитии смешанных перевозок является отсутствие действенных унифицированных законодательных норм в международном регулировании смешанного сообщения, недостаток капиталовложений, а также отсутствие адекватной транспортной инфраструктуры;
  • Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.

Источники и литература:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З// Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 7-9. Ст. 101.
  2. Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Женева, 19 мая 1956 года (Вступила в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 г.)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 4 ноября 2003 г. N 3/1174
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №127, 1/5085 (опубликован-19 ноября 2003).
  4. Закон Республики Беларусь от 21 июля 2001 г. N 50-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 25 июля 2001 г. N 2/793
  5. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. N 20 "Об утверждении правил автомобильных перевозок"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 21 августа 2002 г. N 8/8480
  6. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. N 13 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 20 июня 2005 г. N 6/442
  7. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. N 35 "Об обзоре судебной практики применения положений Женевской конвенции от 19 мая 1956 года "О договоре международной перевозки грузов"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 10 марта 1997 г. N 58-Ц
  8. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 27 июня 2002 г. N 19 "Обзор судебной практики разрешения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортно-экспедиционной деятельности"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 21 июля 2002 г. N 3/238
  9. Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 июля 2005 г. N 210-Ц "Об утверждении методических рекомендаций по расчету тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь".
  10. Судебная практика по спорам, вытекающим и договоров перевозки, рассмотренным хозяйственным судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года.
  11. Гражданское право: Учеб./ Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства; под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. 461 с.
  12. Егиазаров В.А.Транспортное право: Учеб.пособие. М., 1999. 217 с.
  13. Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. 909 с.
  14. Авчинкин Д.В. Международные перевозки: правовые аспекты перемещения грузов и пассажиров: Учеб. пособие. Мн.: Амалфея, 1999. 303 с.
  15. В.А. Шапошников. Ответственность перевозчика// Налоги и бухгалтерский учет. 2005. № 23. С. 52-60.
  16. М.Е. Щербина. Расчеты по международным договорам на транспортно- экспедиционное обслуживание// Юрист. 2006. № 3(58). С. 32-34.
  17. Д.В. Авчинкин. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов в международном транспортном сообщении// Юстиция Беларуси. 2004. № 5. С. 61-64.

Информация о работе Понятие, сущность и виды договора перевозки