Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа
Среди задач данной работы следует отметить:
раскрытие сущности понятия договора перевозки;
рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
определение международных перевозок;
исследование различных аспектов ответственности перевозчика.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования……………………………………………………………………4
1.1. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство……………………………………………………………..5-12
2. Правовая природа договора перевозки………………………………….13-24
2.1. Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов………………………………………………………………………….25-29
3. Международные перевозки……………………………………………….30-33
3.1. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении……………………………………………………………………34-42
4. Ответственность перевозчика……………………………………………43-47
Заключение………………………………………………………………………48
Источники и литература…………….…………………
Договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 739 ГК).
При необходимости
выполнения систематических автомобильных
перевозок грузов заказчик перевозок
(грузоотправитель, оператор автомобильных
перевозок) может заключать с
автомобильным перевозчиком долгосрочный
договор об организации автомобильных
перевозок грузов в письменной форме.
По договору об организации автомобильных
перевозок грузов автомобильный
перевозчик обязуется в установленные
сроки принимать, а грузоотправитель
предъявлять к перевозке грузы
в обусловленном объеме. В договоре
об организации автомобильных
Договор перевозки груза действительно может быть квалифицирован как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз).
Из определения данного договора усматривается также, что он относится к числу двусторонних, так как обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем. В договорных отношениях помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности.
Наряду с перевозчиками участниками договорных отношений по перевозке груза являются грузоотправители и грузополучатели. В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, обладающее свойствами права и дееспособности. Конечно, чаще других в этой роли оказываются коммерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей, поставкой товаров и выполнением других договоров. Как правило, грузоотправитель является собственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, наделенным собственником соответствующими полномочиями по отправке груза. Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.
В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает участия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора. В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с перевозкой груза и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обязанностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство, как уже отмечалось, в свое время породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя в правоотношениях по перевозке грузов. Споры по этому поводу велись в дореволюционной и советской юридической литературе, вопрос остается дискуссионным и в настоящее время. В современной юридической литературе также высказываются различные позиции, объясняющие правовое положение грузополучателя и его место в договорных отношениях по перевозке грузов. При этом предпринимаются попытки перенести на современную почву в условиях действия нового гражданского законодательства "разноголосицу", характерную для советской юридической литературы, так сказать, в неизменном виде, без учета кардинальных изменений законодательства, имевших место в последние годы.
Например, в работе В.А. Егиазарова современное состояние правового положения грузополучателя сформулировано следующим образом: "В настоящее время существует несколько точек зрения относительно взаимоотношений грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки. Отдельные авторы квалифицируют договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица 6. К.К. Яичков относит договор перевозки грузов к категории договоров о вручении исполнения третьему лицу7, Л.И. Рапопорт и М.К. Александров-Дольник считают грузоотправителя и грузополучателя одной стороной в договоре перевозки грузов8. Согласно другой точке зрения (М.А. Тарасов) перевозка грузов есть договор особого рода, в котором грузополучатель является самостоятельным субъектом, а не третьим лицом или единой с грузоотправителем стороной9. М.Г. Масевич и И.Н. Петров считают договор перевозки трехсторонним договором, в котором участники обладают как правами, так и соответствующими обязанностями 10.11
И все же в современной юридической литературе наиболее популярной является позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки.
Например, О.Н. Садиков подчеркивает, что "договор перевозки относится к числу двусторонних возмездных договоров. Его особенностью является наличие в договоре обычно третьего лица - получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора перевозки обычно не участвует, однако наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика выдачи груза. Поэтому договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица.
Аналогичной позиции придерживается Г.П. Савичев, который пишет: "Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к широко известному договорному типу - договору в пользу третьего лица, позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности" 12. Однако далее Г.П. Савичев приходит к парадоксальному выводу: "Договору перевозки грузов как договору в пользу третьего лица присущи некоторые положения, несовместимые с основными началами договорного права. Речь о том, что грузоотправитель, не являющийся одновременно и получателем (а такие ситуации возможны), и перевозчик при заключении договора перевозки исходят как бы из молчаливого согласия грузополучателя с условиями данного договора. Договор перевозки отличается от договора, предусматривающего исполнение обязательства третьему лицу. Ведь в этом случае третье лицо считалось бы лицом, уполномоченным принять исполнение обязательства от должника"13
Говоря
о сфере правоотношений, связанных
с перевозками грузов, нельзя обойти
вниманием также отношения, возникающие
между грузоотправителем и
Как видим,
взаимоотношения, складывающиеся между
грузоотправителем (грузополучателем)
и перевозчиком на этой стадии перевозок
грузов, имеют договорную основу. Причем
указанные взаимоотношения не охватываются
в полном объеме теми договорами, опосредующими
отношения по перевозкам грузов, которые
названы в главе 40 ГК РБ. В современной
юридической литературе нет единства
взглядов на правовую природу отношений,
связанных с подачей
Другая позиция, высказанная в юридической литературе, состоит в том, что подача и принятие заявки на перевозку груза представляет собой не сделку и не гражданско-правовое обязательство, а так называемые организационные предпосылки договора перевозки. Так, по мнению Д.А. Медведева и В.Т. Смирнова, "заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку транспортные средства, а грузоотправитель - предъявить груз к перевозке (ст. 745 ГК РБ). При системе заявок (заказов) грузоотправителю представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки".[11, с. 388]
Весьма сходна с указанной позицией и точка зрения В.А. Егиазарова, который говорит о том, что подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов.[12, с. 379]
Полностью разделяя вывод о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающей из принятой перевозчиком заявки, добавим к этому, что заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 405 ГК РБ). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 408 ГК РБ). Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора.
Рассматривая вопрос о видах договора перевозки, правоведы обычно ограничиваются выделением договоров перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутриводным транспортом (по видам транспорта). [13, с.254]
Автомобильные перевозки пассажиров или грузов также подразделяют на внутриреспубликанские (выполняемые в пределах Республики Беларусь: городские, пригородные, междугородные) и международные.
2.1. Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов.
Обязательным
при осуществлении
Информация о работе Понятие, сущность и виды договора перевозки