Понятие, сущность и виды договора перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Среди задач данной работы следует отметить:
раскрытие сущности понятия договора перевозки;
рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
определение международных перевозок;
исследование различных аспектов ответственности перевозчика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования……………………………………………………………………4
1.1. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство……………………………………………………………..5-12
2. Правовая природа договора перевозки………………………………….13-24

2.1. Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов………………………………………………………………………….25-29

3. Международные перевозки……………………………………………….30-33

3.1. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении……………………………………………………………………34-42

4. Ответственность перевозчика……………………………………………43-47

Заключение………………………………………………………………………48

Источники и литература…………….…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа отработанная.docx

— 82.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по курсу: «Гражданское право»

 

ТЕМА: «Понятие, сущность и виды договора перевозки»

 

 

   

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                       

                                                   

 

 

                                             

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

1. Договор перевозки: вехи  развития и аспекты современного  этапа регулирования……………………………………………………………………4

1.1. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство……………………………………………………………..5-12

2. Правовая природа договора перевозки………………………………….13-24

 

2.1. Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов………………………………………………………………………….25-29

 

3. Международные перевозки……………………………………………….30-33

 

3.1. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении……………………………………………………………………34-42

 

4. Ответственность перевозчика……………………………………………43-47

 

Заключение………………………………………………………………………48

 

Источники и литература…………….………………………………………49-50


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность  по перемещению грузов в юридическом  аспекте проявляется в многочисленных, разнообразных, взаимосвязанных и  взаимозависимых правовых отношениях, возникающих и существующих от начальной  до завершающей стадии процесса перемещения  грузов и людей. При этом применительно  к грузам нужно иметь в виду правоотношения, выражающие как непосредственно  транспортный процесс, так и тесно  связанные с ним операции, обеспечивающие организацию этого процесса, содействующие  его осуществлению и поэтому  экономически неотделимые от основного  процесса доставки грузов.

Среди задач  данной работы следует отметить:

  1. раскрытие сущности понятия договора перевозки;
  2. рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
  3. определение международных перевозок;
  4. исследование различных аспектов ответственности перевозчика.

Во время  подготовки курсовой работы были использованы следующие методы: общие (формальнологический), частные (исторический, социологический, статистический), а также специальные методы (сравнительно-правовой, формально-правовой).

Необходимо  отметить среди использованных источников работы М.И Брагинского "Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта", В.А.Егиазарова "Транспортное право", Д.В. Авчинкин "Международные перевозки: правовые аспекты перемещения грузов и пассажиров", статьи из журналов "Юрист", "Юстиция Беларуси", "Налоги и бухгалтерский учет". В целом курсовая работа основана на гражданском и хозяйственном кодексе, а также на иных нормативно-правовых актах Республики Беларусь.

 

1.Договор перевозки:  вехи развития и аспекты современного  этапа регулирования.

 

В российской и белорусской гражданско-правовой доктрине укоренилось понятие "транспортные договоры", под которыми на самом деле понимаются гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности (как правило, с участием транспортных организаций). Этим понятием охватываются различные типы договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (фрахтование на время) транспортных средств, строительного подряда (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п. Центральным звеном системы всех так называемых транспортных договоров принято считать договор перевозки, под которым традиционно понимается договор перевозки конкретного груза, сконструированный по модели реального договора, т.е. такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Что касается остальных так называемых транспортных договоров, то им обычно отводится вспомогательная  роль, а их значение видится в  обеспечении и обслуживании центрального договора перевозки груза, пассажира  или багажа.

Говоря  о роли данного вида транспортных отношений, необходимо отметить, что договор перевозки в частности начинает свое законодательное оформление еще в дореволюционном российском гражданском праве.

 

 

 

 

1.1. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство.

 

Нормы о  договоре перевозки, как, впрочем, и  об иных видах договорных обязательств, были включены в раздел IV Гражданского кодекса РБ (далее – ГК РБ).

Развитие  общественных отношений в сфере  транспортного права объективно нашло отражение в законодательстве стран бывшего СССР в начале 90-хх.

Правовое  регулирование в ГК РБ отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что  положениям, регулирующим столь сложные  обязательства, как перевозка, законодатель посвятил лишь 14 статей (для сравнения, гл. 30 ГК о купле-продаже насчитывает  более 100 статей). Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно, всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам (например, гл. 32 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., гл. 13 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.).

ГК РБ расширил сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки, об этом свидетельствует  правило о том, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Основной  договор, опосредствующий перевозки грузов – это договор перевозки грузов, сконструированный в ГК РБ, как и прежде, по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату. Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортом документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте - в накладной; на морском транспорте - в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте – в товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Из всех договоров перевозки в ГК РБ выделяются договоры перевозки транспортом  общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного  этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки  по обращению любого лица. ГК установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ГК.

Следует обратить внимание на то, что отказ  от поданных перевозчиком транспортных средств, непригодных для перевозки  груза, является в соответствии с  ГК РБ правом, а не обязанностью грузоотправителя. Данное обстоятельство сделало необходимым  пересмотр многолетней арбитражно-судебной практики, сформировавшейся на основе инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге"

Согласно  данным инструктивным указаниям при решении вопроса об ответственности за не сохранность перевозимых грузов различались две ситуации, когда факты утраты, недостачи, порчи или повреждения груза имели место по причине технической неисправности подвижного состава или вследствие его непригодности в коммерческом отношении для перевозки данного груза. При этом, как отмечалось ранее, под пригодностью подвижного состава в коммерческом отношении понималось такое техническое и физическое состояние подвижного состава, от которого зависело обеспечение сохранности груза. В тех случаях, когда поданный под погрузку вагон или контейнер по своему техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечивал сохранность груза при перевозке, грузоотправитель был обязан отказаться от погрузки в такой подвижной состав. При несоблюдении грузоотправителем этих условий ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, происшедшие по причине неисправности подвижного состава или непригодности его в коммерческом отношении для перевозки данного груза, возлагалась на грузоотправителя.

Обязанностью  грузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной ГК, является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Согласно действовавшим транспортным уставам и кодексам нарушение указанных сроков влекло за собой ответственность за сверхнормативный простой поданных под погрузку транспортных средств. Однако в ГК 1964 г. отсутствовали нормы об ответственности за эти нарушения, что свидетельствовало о том, что допускалась возможность применения иных последствий.

Обязанность по погрузке (выгрузке) груза может  быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза.

Наряду  с договором перевозки конкретного  груза, когда предметом договора является доставка указанного груза  в пункт назначения и выдача его  получателю, ГК предусматривает и  в определенной степени регулирует договоры об организации перевозок  и договоры между транспортными  организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов. По договору об организации перевозки  грузов перевозчик обязуется в установленные  сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

К числу  договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся: навигационные договоры - на морском  и речном транспорте; специальные  договоры - на воздушном транспорте; годовые договоры - на автомобильном  транспорте.

В соответствии с ГК между организациями различных  видов транспорта могут заключаться  также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.

При перевозке  грузов, пассажиров и багажа транспортом  общего пользования плата за перевозку  должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном  транспортными уставами и кодексами. Данное положение корреспондирует норме, содержащейся в ГК, допускающей в случаях, предусмотренных законом, применение цен (тарифов), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Не следует забывать также, что договор перевозки транспортом общего пользования относится к категории публичных договоров, основные условия которого, в том числе цена, должны быть одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Соблюдение этого требования можно обеспечить лишь путем установления единых тарифов провозной платы. Вместе с тем, независимо от того, относится ли перевозчик к организациям транспорта общего пользования, выполняемые им по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами, подлежат оплате в размере, определяемом исключительно по соглашению сторон.

Информация о работе Понятие, сущность и виды договора перевозки